Ирина Архипова: «И НКО, и бизнесу нужно прекратить разовые пиар-акции вокруг социальных историй»
По статистке, порядка 70% россиян так или иначе участвуют в благотворительной деятельности. При этом, по данным 2019 года, только 19% делают это на постоянной основе, поддерживая системные проекты. Динамика печальна, поскольку еще в 2009 году этот показатель был равен 20%. То есть за 10 лет ничего не изменилось. Анализ ситуации позволяет мне предположить, что в этом есть ответственность как бизнеса, так и некоммерческого сектора.
И вот что, по моему мнению, необходимо предпринять.
Прежде всего нам нужно осуществить переход от разовой к системной благотворительности.
Меня часто спрашивают, что это такое, каковы ее критерии. Говоря о системе, я подразумеваю долгосрочность. Если посмотреть на цели устойчивого развития, любая из них требует огромной работы в течение многих лет, даже десятилетий.
Поэтому, если компания предпринимает усилия для решения той или иной задачи, она должна исходить из того воздействия, которое оказывает, например, на окружающую среду, и решать проблемы, которые она создает своей деятельностью. Лучше не распыляться, брать одну-две цели и решать их системно, в долгосрочной перспективе.
Второй признак системной благотворительности – умение оценить эффективность социальных инвестиций.
Я представитель бизнеса. Мы очень прагматичны, всё считаем. Поэтому нам необходимо видеть, что те инвестиции, которые мы делаем, действительно приводят к системным изменениям в обществе. И речь не о потраченных деньгах и не о количестве охваченных благополучателей. Речь о тех изменениях, которые мы хотим видеть. В частности, Coca-Cola инвестирует в социальную адаптацию подростков, выпускников детских домов. И я не хочу видеть в отчетах количество мероприятий, которые были проведены НКО, работающими в этом проекте. Я хочу понять, изменилась ли статистика. Действительно ли ребята, с которыми мы работаем, выйдя из детских домов, нашли работу и социально адаптировались.
Третий признак системной благотворительности – это роль НКО.
К сожалению, многие мои коллеги из бизнеса по-прежнему относятся к некоммерческому сектору как к подрядчику, не доверяя экспертизе этих людей, не слушая их. Если говорить о больших фондах и НКО, которые много лет решают какую-то проблему, то они уж точно знают гораздо больше, чем мы, и могут сказать, что именно делать с проблемой. Как только бизнес поменяет свое отношение к работе с НКО, мы увидим совершенно другое развитие и усиление роли некоммерческого сектора в решении задач.
Для меня НКО – это такая же бизнес-структура, где должна быть стратегия, бизнес-план, «дорожная карта». Поэтому все инструменты, которые мы используем в бизнесе, должны быть использованы в коммерческой организации.
Что в этом отношении может сделать бизнес?
Да, мы плохо разбираемся в решении социальных задач, но мы хорошо понимаем, как построить успешную бизнес-структуру. Я считаю, что бизнес, работающий с НКО, должен инвестировать в образование сотрудников некоммерческого сектора. Управление командой, ведение переговоров, взаимодействие с самим бизнесом – все эти навыки могут быть переданы от бизнеса сотрудникам некоммерческих организаций.
Во время пандемии у нас была встреча с Юлией Пересильд, которая поддерживает Фонд «Галчонок». И она просила не денег, а призывала компании обучить сотрудников НКО использованию digital-инструментов, чтобы они имели возможность перевести работу в онлайн. Общаясь с компаниями Яндекс, Microsoft, IBM, я всегда прошу их предоставлять такие услуги по обучению НКО.
Также бизнесу нужно принять тот факт, что в НКО должны быть достойные зарплаты. К сожалению, те, кто работает на стороне бизнеса, часто удивляются, что какая-то часть инвестиций уходит на содержание штата некоммерческой организации. И это большая ошибка. Если достойных зарплат не будет, мы будем сталкиваться с тем, что туда не пойдет талантливая молодежь.
Некоммерческий сектор – это хорошая возможность для молодых людей начать карьеру.
Здесь нет такой иерархии, все решается быстрее, чем в бизнесе. Из НКО выходят универсальные специалисты, и если третий сектор будет презентовать себя как работодатель именно так, то в последствии крупные корпорации будут с руками отрывать специалистов, успевших поработать в некоммерческом секторе.
И НКО, и бизнесу нужно прекратить разовые пиар-акции вокруг социальных историй. Репутационно мы от этого только страдаем.
Когда бренд начинает говорить про свои инвестиции, про свою деятельность в социальной сфере, рассказывая больше о себе, чем о проблеме, или когда компания боится привлекать партнера-конкурента – это уже маркер того, что мы не решаем саму проблему. Ведь на самом деле бизнес, занимающийся благотворительностью, очень сильно заинтересован в развитии некоммерческого сектора, потому что некоторые вопросы без их экспертизы не решить никогда.