Давать право выбора и второй шанс: правила социальной работы с бездомными людьми

Тем, кто помогает бездомным, требуется чуткость, эмпатия и гуманность. Видеть в человеке человека, не сравнивать подопечных с благополучными и не мыслить штампами, давать шанс на ошибку и прощать за эту ошибку — вот без чего нельзя обойтись. Ведь у людей с улицы травмированная психика, они не верят в себя и плохо умеют планировать. Как с ними работать, говорится в документе, который называется Принципы социальной работы дневного центра в Перми «Территории передышки». Мы привели некоторые из этих принципов, а координатор Анна Фадеева пояснила и привела примеры.

Анна Фадеева. Фото: web.facebook.com/homelessperm 

1. Принимать людей такими, какие они есть

Уберите ярлыки и штампы, не сравнивайте бездомных людей со своим благополучным окружением. К бездомным людям стоит относиться, наоборот, с пониманием. Вы не знаете, какие трудности выпали на их жизнь. «Мы не считаем, что они плохие, аморальные, еще какие-то не такие. Но у них много сложностей, в том числе из-за социального контекста, законодательства, стигматизации, особенностей жизни на улице, — говорится в принципах социальной работы. — Например, когда участник не приходит на встречу, о которой мы договорились, мы помним, что у него могло что-то случиться, а не он «немотивированный» и «все с ним понятно».

Эти люди и так достаточно сталкиваются с осуждением и неприятием в своей жизни. А тем, кто настроен критично и категорично, стоит рассмотреть другие формы помощи, кроме непосредственной работы с бездомными людьми.

2. Строить с подопечными отношения, как со взрослыми

Не стоит принимать решения за подопечных, лучше предоставить им возможные альтернативы, говорится в принципах социальной работы в «Территории передышки»: «Если вы поступите так, это может привести к этому, если так — к другому». Бездомные люди нередко находятся в состоянии «выученной беспомощности»: из-за негативного опыта не верят в то, что могут что-то изменить, и ждут от будущего только плохого. Давить на них и подталкивать в сторону «правильного», на ваш взгляд, решения, — это не только не этично, но и безрезультатно. Надо уважать чужое достоинство и чужой выбор. «Первый вопрос, который должен у нас возникать: «Чего он (или она) сам хочет?». Решения должны приниматься совместно, а помощь оказываться добровольно», — говорится в принципах социальной работы «Территории передышки». Обратная сторона «медали» — правило «Специалист отвечает за процесс, а не за результат».

3. Конфиденциальность

Правила центра запрещают давать другим клиентам и организациям доступ к личной информации или документам клиента без его согласия, и у них не должно быть возможности «случайно это услышать». Допускается делиться информацией о клиенте внутри центра, если это поможет принять правильное решение.

4. Травмоориентированный подход

«У большинства людей, с которыми мы работаем, есть комплексная травма, ее можно задеть случайно и вывести человека из равновесия», — напоминают принципы социальной работы «Территории передышки». «Мы встречаем человека, которого совсем не знаем и который с большой вероятностью психологически травмирован. Наше поведение или слова, а также просто запахи, звуки, вкусы, изображения или ощущения могут совершенно ненамеренно стать триггером какой-то его собственной травмы и вызвать в нем реакцию, которую мы не ожидаем, например агрессию или, наоборот, закрытость и замкнутость», — рассказывает Анна Фадеева, координатор дневного центра. По ее словам, есть «окно толерантности» — зона, в которой человек эффективно действует, отвечает на жизненные запросы. У травмированных людей окно толерантности сужается. 

Знание об этом помогает не принимать все реакции человека на свой счет. А если человек очень остро реагирует буквально на всё, Фадеева предлагает рассказать ему про окно толерантности и попробовать вместе понять, что с ним происходит.

5. Гибкость и гуманность

«В приютах, как правило, строгие правила: нельзя употреблять и курить, нужно обязательно возвращаться вовремя, предупреждать об отсутствии, нельзя приводить гостей, пропускать встречи, — рассказывает Фадеева. — Хотя и мы сами не всегда ведем себя примерно». От людей, которым приходится тяжело, ждут идеального поведения. В результате очевидно, что очень многие срываются и «вылетают» из программ.

В «Территории передышки» учитывают это и стараются проявлять гуманность. Если подопечный нарушает правила сопровождения, не прекращают помогать, а ищут, какую еще поддержку можно предложить. Проводятся специальные встречи, на которых сотрудники разбирают ситуацию и вместе накидывают идеи для социального работника, как ещё поддержать подопечного. «Например, у нас был человек, у которого было очень плохо с планированием будущей жизни. В его жизни этого совсем никогда не было, и он не знал, с какого конца взяться, — вспоминает Фадеева. — Мы придумали сделать для него игру с маленькими ежедневными задачками, связанными с планированием завтрашнего дня».

6. «План Б»

В самом начале сопровождения в «Территории передышки» составляют план «Б». Например, с таким объяснением: «Все люди ошибаются, это может случиться и с вами. Давайте подумаем, что мы будем делать, если у нас не получится то, что вы задумали. Если у меня нет связи с вами в течение N времени, что я буду делать?» 

Фадеева приводит в пример борьбу с зависимостью. Подопечный очень хочет от нее избавиться и обещает, что с завтрашнего дня бросит. Социальный работник может рассказать ему, что, вероятно, для этого понадобится не одна попытка: завершение цикла с первого раза происходит только в 10% случаев. Многим требуется 5–6 циклов и более (вспомните про людей, которые пытаются бросить курить). Человеку может быть полезно заранее знать, что срыв — это нормально, ничего стыдного в этом нет, и его поддержат несмотря ни на что, продолжает Фадеева. Она рекомендует заранее обсудить «план Б», чтобы в тот момент, когда произошел срыв, подопечному понадобилось меньше времени, чтобы снова обратиться за поддержкой. Это поможет ему не винить себя и не стыдиться вернуться к своему специалисту за поддержкой.

7. Личные границы

В «Территории передышки» не поддерживают «личные близкие отношения с клиентами, совместный прием алкоголя и наркотиков, сексуальную близость, заселение к себе домой, устройство на работу к близким».