Елена Тополева-Солдунова: «В этот карантин меры поддержки НКО были приняты незамедлительно»

Мало кто в России знает о третьем секторе столько, сколько директор Агентства социальной информации и член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. О том, чем государство помогает некоммерческому сектору прямо сейчас, как попасть в реестр НКО и что делать людям, которые впервые в жизни решили стать волонтерами, она рассказала автору Мяч!Медиа Ирине Мальвинской на форуме «Сообщество» в Москве.

— В 2020 году была открыта горячая линия «Вместе НКО», куда звонили представители некоммерческих организаций и рассказывали, как они перестроили свою работу во время пандемии, как помогают людям и в чем нуждаются сами. На основе этих данных были предложены меры поддержки НКО. В связи с новым локдауном Вы просили председателя правительства обратить внимание на меры поддержки социально ориентированных НКО и малого бизнеса, в том числе речь шла о возможности предоставления грантов на оплату труда. Удалось ли договориться о поддержке на этот период и какие долгосрочные меры Вы считаете эффективными на фоне пандемии?

— В этот раз всё было гораздо проще. В правительстве начинают привыкать, что не только малый и средний бизнес могут оказаться в затруднительной ситуации. В период новых ограничений нам не пришлось принимать особые усилия, чтобы эти меры поддержки последовали. В этот раз они немного отличаются от тех, что были во время первого локдауна. Но и ограничения отличаются. 

Например, во время первой и второй волны самой существенной мерой поддержки стала возможность в течение целого квартала не платить большую часть налогов и страховых взносов. Организации, воспользовавшиеся предложенными льготами, отмечают, что эта мера помогла сэкономить очень большие средства, которые были направлены на основную деятельность. Также некоммерческим организациям помогли отсрочки по аудиту, отчетности, возможность получать кредиты. В пандемию сектор очень поддержали и частные фонды. Например, фонд Потанина организовал специальные конкурсы для НКО. 

В этот раз возобновилась выдача кредитов для НКО. К сожалению, далеко не все организации ранее смогли воспользоваться этой мерой поддержки. Дело в том, что для НКО кредиты — это абсолютно новая история. Как и для банков — взаимодействие с некоммерческим сектором. НКО восприняли предложение как некую субсидию, которую им должны выплатить безвозмездно, раз появилась такая форма поддержки. 

Действительно предполагалось, что если организация выполнит все условия по этому кредиту, то платить проценты по нему будет не нужно. Но именно в этих непростых условиях и была главная загвоздка. Очень многие получали отказы. Некоторые мотивированные, некоторые немотивированные. Банки просто хотели убедиться, что организация реально сможет вернуть кредит и выплатить проценты, если условия соблюдены не будут. Ведь если НКО живет только на гранты, не оказывает услуги, не получает деньги за свою деятельность, то совершенно непонятно, как она сможет погасить долги? Тратить на это свои целевые средства недопустимо. 

Это сложный путь, и к настоящему моменту всего около 1000 НКО смогли получить кредиты. Посмотрим, что будет сейчас. Банки немного привыкли к НКО, и сами НКО разобрались в предложении. Посмотрим, как будет развиваться это направление. 

Помимо прочего, сейчас были предусмотрены субсидии на возмещение заработных плат в размере МРОТ. И это совершенно новая история для НКО. Мы будем осуществлять общественный мониторинг, узнаем сколько НКО воспользуются этой мерой поддержки. Кстати, субсидии на возмещение заработных плат выделялись во многих странах, и эта мера оценена как очень эффективная. Надеюсь, что российским НКО сейчас это тоже поможет. 

— В последние годы в России НКО становятся всё более значимым субъектом общественной жизни, и государство делает многое, чтобы им помогать. В частности, создан единый реестр НКО, в рамках которого работают особые виды поддержки (субсидии и иные), а государство понимает, что эти НКО — проверенные и надежные. Тем не менее пока в этот реестр вошла только часть существующих некоммерческих организаций: кто-то не успел подать документы, а кто-то не прошел по ряду критериев. Есть ли службы информационной поддержки и консультирования, которые могут помочь НКО попасть в реестр? Куда им обратиться?

— Большая часть НКО попадают в реестр автоматически. Например, если организация входит в реестр исполнителей общественно-полезных услуг, если у НКО нет проблем со сдачей отчетности — она ежегодно подает ее в Минюст — или если НКО является поставщиком социальных услуг по ФЗ № 442. Безусловно, есть ситуации, когда кто-то куда-то не попал, и тут у нас предусмотрен алгоритм работы. Такая организация может пожаловаться в Общественную палату, которая поможет разобраться в этом вопросе. В Федеральном законе таких полномочий у палат не предусмотрено, но это не мешает палатам помогать НКО, информировать их. 

— На форуме Вы будете подводить итоги рейтинга «Регион НКО — 2021». Какие общие тенденции Вы видите в этом году? Что изменилось с прошлого года? В каких регионах некоммерческая деятельность стала развиваться стремительнее и с чем Вы это связываете?

— Строго говоря, идеальных регионов с максимальным количеством баллов у нас нет. Даже в лидирующей Москве есть что улучшить. Многие регионы, особенно лидеры списка, оперативно отреагировали на результаты прошлого рейтинга: подробно разбирались со своими показателями, смотрели, где они провисают и почему. При этом есть ряд регионов, которые, находясь в «хвосте» рейтинга, совсем за это не переживают. Называть никого не хочу, тем более что ситуация всё-таки меняется. В целом рейтинг сработал как некий мотиватор, чтобы пересмотреть статус, ситуацию с развитием коммерческого сектора в регионе. Наверное, это основное. 

— Вы часто говорите о важности социальных инвестиций и необходимости при раздаче грантов НКО учитывать социальный эффект, стимулировать развитие некоммерческой деятельности в конкретных направлениях, где есть дефицит социальных услуг, а государство их по тем или иным причинам не может обеспечить. Существуют ли (или создаются ли) инструменты, которые могут подсчитать или оценить запрос общества на конкретные виды социальных услуг в конкретных регионах? Например, в такой-то области не хватает НКО, которые занимались бы бездомными животными, а в такой-то области нужны НКО, которые возьмут на себя организацию досуга людей старшего поколения.

— НКО занимаются не только услугами, но и помощью, совершенно разными гуманитарными направлениями деятельности, в том числе образованием. Они работают во всех сферах. Анализ, в каких из них меньше всего НКО, особо пока никто не делал. 

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ на протяжении нескольких лет проводит общероссийский мониторинг состояния гражданского общества, и разговаривают они не только с НКО, но и с гражданами. Их спрашивают, в каких сферах работа НКО была бы более востребована. И называются сферы, которые всегда лидируют: борьба с социально опасными заболеваниями, экология, помощь людям в трудной жизненной ситуации, детям в том числе. 

Такое исследование можно было бы сделать, но это не так просто. Есть проблема: в секторе плохо налажен учет работы НКО, у нас нет даже точных данных, сколько НКО работает и в каких сферах. Более того, нет точного понимания, кто чем занимается. Я говорю об ОКВЭДах, которые характеризуют сферу деятельности. Для некоммерческого сектора они малоприменимы. Порой НКО ставят их очень приблизительно. Эти ОКВЭДы необходимо привести в соответствие со спецификой деятельности НКО, но пока это еще не сделано. Из-за того, что нет четкого учета, нет понятной картины. Поэтому на этот вопрос ответить достаточно сложно.  

По моей экспертной оценке, экологических организаций должно быть больше, потому что запрос у общества высокий и постоянно растет. Еще отмечу сферу помощи взрослым. Существует очень много организаций, помогающих детям, но у взрослых тоже проблем не меньше. 

— Что Вы посоветуете и пожелаете людям, которые прямо сейчас впервые в жизни становятся волонтерами, приходят работать в НКО или хотят открыть свое? На что им стоит обратить внимание? В каких сферах люди особенно нужны и стоит ли на это ориентироваться или лучше идти «по зову сердца»?

— Я не знаю ни одной организации, где есть избыток волонтеров, помощь нужна везде. Ориентируйтесь на себя. Кому вы хотите помогать — экологическим организациям, детям-сиротам, пожилым людям.

В открытом доступе существует масса списков верифицированных НКО, где можно найти организацию, работающую в интересующем вас направлении. Среди них ищите те, которые стопроцентно прозрачны, подотчетны и проверены. Такие списки ведут ассоциация «Все вместе», «Добро Mail.ru», фонд «Нужна помощь». Важно сначала просто сориентироваться, кому вы хотите помогать, а дальше уже копать глубже и выходить на конкретные организации, которые будут нуждаться в вашей помощи. 

О том, как прошло награждение победителей конкурса Общественной палаты РФ в области гражданской активности  «Мой проект — моей стране!» на площадке форума «Сообщество» в Москве, читайте в итоговой статье.

По теме

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.

publish