Профессия: социокультурный проектировщик

С конца ноября до середины января Наталья Федянина не увидит солнца (если, конечно, не улетит на «материк» по делам или в отпуск). Зато летом солнце будет светить круглосуточно, и, чтобы поспать, понадобятся самые плотные шторы. Переехать в Норильск, чтобы жить и работать здесь, развивая город, — одно из самых переломных решений в жизни, о котором она не жалеет. Не бояться трудностей и перемен – важнейший компонент работы социокультурного проектировщика, о которой Наталья рассказала Мяч!Медиа
-

— В чем заключается ваша работа?

— Сейчас я директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска». Я развиваю музейную сферу так, чтобы жизнь норильчан становилась разнообразнее, современнее, интереснее. Потому что в конечном счете все, что я делаю, направлено на повышение качества жизни здесь. Больше 10 лет в Норильске я занимаюсь именно этим в разных организациях, на базе разных платформ, на разных должностях.

Этот город — это кусочек мира, за который я чувствую себя немного ответственной. И чем бы я формально ни занималась, как бы ни называлась моя должность, на любой позиции я действую как социокультурный проектировщик. У этой профессии много определений, но смысл зашит в названии: средствами культуры работать с сообществом, социумом. 

— Почему вы решили этим заниматься?

— То, где я нахожусь сейчас, — результат множества решений, принятых когда жизнь как бы случайно приводила меня к выбору. И при этом я всегда выбирала более сложный путь. А когда мы такой выбор делаем, он всегда оказывается путем развития, в процессе которого мы накапливаем опыт, проявляем собственные способности, решаем все более сложные задачи. И при этом узнаем и находим себя в этой жизни. После ряда успешных проектов, событий стало понятно, что успех в проектной работе для меня — это система, у меня действительно неплохо получается находить нестандартные решения практически для любых ситуаций. И еще эта работа приносит большую эмоциональную отдачу.

Среди этих «случайностей» я бы отметила две определяющие.

Мой профессиональный путь начался в общественном секторе. И это сильно расширило мой диапазон, взгляд на жизнь. Научило не бояться никаких задач. Сначала я работала в Смоленском центре некоммерческих организаций, где выстраивала взаимодействие с общественными организациями города, вела базу данных, библиотеку, информационные консультации, помогала в написании грантов, проводила первую ярмарку социальных инициатив. Мне приходилось много общаться с самыми разными людьми. И еще у меня был замечательный руководитель — директор центра Светлана Воеводина, очень творческий человек, я многому научилась у нее.

Но в какой-то момент, уже работая в Смоленском музее-заповеднике, я решила получить второе образование в Московской высшей школе социальных и экономических наук («Шанинке»), куда я пошла учиться на факультет управления социокультурными проектами. Именно там профессионально учат не просто азам профессии, а закладывают навыки мыслить широко, проектно, видеть, как можно преобразовать мир через культуру и искусство.

— Почему ваша работа важна?

— Социокультурное проектирование начинается с умения увидеть проблему.

Я заполняю невидимые пустоты и решаю неявные проблемы. Когда запрос у общества четкий, это скорее потребность. И тогда речь идет уже об администрировании, менеджменте — есть задача и ее надо решать. Но иногда люди не осознают запрос, его еще нет, а я стараюсь его разглядеть. 

Определить реальную задачу, провести диагностику — от того, насколько успешно будет определена проблематика зависит огромный процент дальнейшего успеха, — это как раз про социокультурное проектирование. Умение определить новую потребность, найти внутренний, неозвученный запрос в обществе — это инновационное поле, поле развития.

Только неявная, по-новому увиденная проблема дает возможность на рывок вперед, то самое развитие. Меняет привычные вещи, двигает нас.

— Какой случай из практики запомнился больше всего?

— Расскажу про один из самых известных моих проектов.

Нужно было запустить экологический проект по озеленению в Норильске. Почти три месяца я разговаривала с учеными о деревьях и кустарниках, устойчивых к северному климату, мы проводили совместные встречи, круглые столы. Думали, что можно сделать: озеленением в городе занимались много и раньше, сажали ивы и другие устойчивые к холодам деревья — но эффект был ничтожным. Здесь вечная мерзлота, приживаемость кустов и деревьев очень маленькая, их очень сложно правильно пересадить, и через год-два растений почти не оставалось. Норильчане не верили в эту затею, опираясь на грустный опыт.

А нужно было организовать успешную общественную акцию, народную. Чтобы пришло много людей и они поверили, что это возможно — озеленить Норильск своими силами. И не только поверили, но и результат не должен разочаровать, точно должен быть успешным. 

Я изучала информацию, практики других арктических регионов. И решение нашлось, но совсем не там, где всегда искали! Мы все, особенно «люди с материка», очень шаблонно представляем себе озеленение как создание «города-сада». Но, посмотрев на весь массив собранных данных, я поняла: нужно сеять город-газон! Нужно сменить ракурс взгляда на саму проблематику городского озеленения в условиях Арктики.

Оказалось, в истории города в 1960-х годах был такой ученый Поляков, он писал книги, как правильно создавать газоны в Заполярье (одну такую книгу мы даже переиздали). А у наших ученых из НИИ сельского хозяйства нашлись опытные участки под Норильском, где они высеивали траву, и эти без преувеличения луга выглядели впечатляюще. Да и в самом городе — вспомнили мы — есть газоны. Они прекрасно переносят и холода, и выбросы заводов, и снегоуборочную технику, которая сносит всё на своем пути (поэтому, кстати, у нас много просто асфальтированных дворов). Многолетние газоны могут жить до 10 лет, и город сразу и быстро становится зеленым.

Проект я назвала «Посевная в Норильске». И это, конечно, смешно звучит, учитывая наш климат. Вообще, юмор во всех названиях, почти во всех моих проектах обычно присутствует. Это очень хороший способ привлечь людей. Считаю, юмор — это одна из главных наших скреп!

За два года тысячи людей вышли озеленять дворы. Появилось больше 300 газонов, и некоторые живы до сих пор, хотя акция проходила в 2012–2013 годах.

Главное в этом проекте — опыт, как из неудач прошлого сделать удачную историю, сменив ракурс. Вместо сада создавать газон. При этом исходная задача — побудить людей ответственно подойти к своему городу, сделать его зеленее, экологичнее, уютнее собственными силами — не менялась. И была успешно решена. 

Проблема иногда не такая, какой кажется на первый взгляд. А ответ может лежать в совсем другой плоскости.

— Что нужно уметь и какими качествами обладать, чтобы заниматься этой работой?

— Высокие творческие способности. Социокультурное проектирование — это вид искусства. Мы создаем что-то принципиально новое, рассматривая задачи и проблемы с таких ракурсов, которые никому прежде в голову не приходили. Проектировщик умеет пропустить их через себя и найти решение внутри.

Вместе с тем этот вид искусства не индивидуальный, он реализуется командами. А проект, решающий проблемы общества, как правило, и создается вместе с обществом. Поэтому, помимо творчества, нужно уметь вовлечь людей, повести за собой.

Когда ночь длится круглые сутки, как это происходит в заполярных городах во время полярной ночи, то «серость» и незаметность пешеходов на дорогах оказывается опасной для пешеходов и отражается в печальных цифрах статистики ДТП. «Зебра – друг человека» была придумана Натальей в ответ на просьбу представителей ГИБДД придумать профилактические мероприятия для норильских пешеходов, привлечь их внимание к существующей опасности, побудить к обозначению себя и своих детей на дороге, особенно в темноте.   

Мифический персонаж водил норильчан по переходам три года. А потом ушел на заслуженный отдых. Котофоты, светоотражающие элементы, особенно на одежде детей, стали обычным делом и за несколько лет в том числе благодаря и Зебре в Норильске существенно снизилось число ДТП.  

Третий обязательный компонент — энтузиазм. Когда ты веришь в то, что делаешь, любишь это, уверен в результате и в тебе есть искра, другим сложно не ответить тебе взаимностью.

И еще. Чтобы социокультурный проект стал успешным, он должен быть актуальным здесь и сейчас. Поэтому надо быть на острие всего, что происходит, следить за развитием общества, ситуацией, контекстом. Нужно бесконечно смотреть по сторонам, продолжать учиться, не бояться меняться. Сейчас общество и жизнь устроены так, что стоять на месте невозможно. Редкие профессии еще могут замыкаться на себе. А социокультурное проектирование действительно требует быть в гуще событий.

— Если у меня в городе есть проблема, которую может решить только социокультурный проектировщик, где мне его искать?

— Я никогда не видела объявлений «Ищем социокультурного проектировщика». Хотя запрос есть на многих уровнях. Например, меня знают по моим проектам и периодически зовут куда-то работать, но вряд ли думают, что зовут социокультурного проектировщика. Однако при этом ждут именно таких изменений: необычных программ, проектов, движухи, чего-то нового — только для конкретного места, учреждения или города.

Мне всё чаще задают вопрос: на какую работу, должность нужно пойти, чтобы заниматься тем же самым? Я считаю, что социокультурные проектировщики могут называться как угодно.

Наталья Федянина вместе с  мужем Сергеем Панченко когда-то решила встречать зиму на Таймыре праздником единения шести таймырских народов - «Большой Аргиш».  С тех пор каждый год он объединяет ненцев, долган, нганасан, энцев, эвенков и «пришлый» народ - норильчан. Праздник стал настолько масштабным и традиционным, что многие теперь уверены, что он был всегда, и мало кто  помнит, что его придумали эти люди.    

Например, я много лет занималась пиаром. И, кстати, наш проект «Посевная в Норильске» в 2012 году получил самую престижную национальную премию в пиаре «Серебряный лучник» в номинации «Социальные коммуникации» и еще стал лучшим региональным проектом в Сибири. Премию нам дали за то, как мы вовлекали людей, продвигали эту историю. Но в основе ее была сильная перспективная идея, поэтому всё получилось.

Социокультурным проектированием могут заниматься кураторы из мира искусства, например, очень многие выпускники «Шанинки» работают в музеях. Есть широкий диапазон областей, где люди с такими знаниями, компетенциями, образованием себя находят.

Никогда не встречала запроса «Требуется преобразователь вот такой вот части мира». Поэтому, если вам захотелось найти социокультурного проектировщика, поищите его в себе! Попробуйте профессию сами! 

Важно понимать, что одного образования мало, чтобы стать таким специалистом. Как в любом деле, нужна практика: пробуйте, ищите свой стиль, сильные стороны, что вам интересно, что у вас лучше получается.

— Сложности и радости вашей работы?

— Начну с радостей. Первая — найти ясную концепцию. Это когда ты сам чувствуешь, что возникла идея и она стала четкой, выкристаллизовалась, в ней появился потенциал. В последние годы, когда я что-то такое придумала, могу просто захохотать. И это такой сигнал внутри: «Вот крутая идея, будет интересно, будет успех!» 

Вторая — когда люди подключаются к тому, что тебя когда-то осенило. Возникает большая работа, реализация придуманного. Например, идешь по городу и видишь во дворах, как люди в одиночку или семьями выходят, копают, сеют газоны, потому что они поверили в твою идею. А ведь земля в Норильске очень твердая, это действительно сложно. Но они идут и копают, потому что верят, что это правильно, любят свой город. 

И тут перейду к сложностям. Убеждая людей в чем-то, ты берешь на себя ответственность, а это очень нервно. Поскольку каждый раз ты делаешь что-то новое, идешь по непроторенной тропе, решаешь неявную проблему, и значит, всегда рискуешь. Всегда. Очень страшно ошибиться: найти неправильную технологию, не тот сорт травы, к примеру, посеять — и всё, пропадут усилия тысяч людей, которые вышли в свои выходные, копали, сеяли. Это же ужас какое переживание! «Трава, расти!» (кстати, на газоны «Посевной» мы ставили разные такие забавные таблички, пока ждали всходы).

Еще бывает тревожно, что люди не придут. Бывало такое, что мне предлагали подключить админресурс, поднажать со сбором людей, другими словами. Но я всегда отказывалась, объясняла, доносила идею самыми неординарными и энергозатратными способами, чтобы люди вышли сами на фестиваль, на проект, на акцию. Чтобы очень захотели стать активными участниками события.

Другая трудность — беззащитность социокультурного проектировщика как автора. У нас кругом как норму используют «тиражируемые практики», «сетевые проекты», забывая при этом указывать авторство. Любят приводить цитату, что хороший художник копирует, а гениальный — ворует. И это проблема. Даже журналист, который просто написал о социокультурном проекте, — уже автор, под текстом стоит его фамилия. В то время как сам проект просто дальше живет, меняется, может использоваться каким угодно образом, повторяться целиком или частично. А тот, кто его придумал, вложил душу, в лучшем случае случайно об этом узнает... С этим ничего нельзя сделать. Поэтому, чтобы обиды не мешали идти вперед, пытаюсь работать над собой, менять к этому отношение, воспринимать как еще один показатель успеха. Ведь повторяют то, что действительно успешно и хочется присвоить. 

В любом случае как еще одно качество социокультурного проектировщика нужно отметить, что он не склонен к повторению ритуальных действий, он не делает одно и то же годами, он идет дальше. Иначе он уже не проектировщик, а менеджер или администратор, настоящее творчество уходит. Хотя нужно отметить, что ритуалы для городов, сообществ тоже очень важны. Они задают ритм, задают связность. Я люблю это понятие — связность, и в Норильске она очень высока. Но всегда важно двигаться дальше.

— Совет тем, кто захочет стать таким, как вы.

— Не бояться менять свою жизнь. И выбирать сложные решения: только преодоление вызовов дает развитие и прекрасное самоощущение.

Сейчас мы ищем специалистов в Музей Норильска. Музей расширяется, и впереди у нас огромные задачи. Мы зовем людей, предлагаем стабильную хорошую зарплату и интересную работу. Но изменить свою жизнь и поехать развивать город в Арктике большинству специалистов страшно. Это постоянная проблема города. Люди не готовы к такому шагу.

Чтобы взять высокую планку, нужно быть к ней готовым. Сложные вызовы возникают у людей, которые к ним готовы или почти готовы. Поэтому, если вы хотите развиваться, нужно постараться освоить максимально всё в выбранной области. Например, закончить магистратуру факультета управления социокультурными проектами в «Шанинке», попробовать себя в практической работе, грантовой деятельности. В стране очень много возможностей, даже детей в школе учат, что такое проекты. Это, конечно, еще не социокультурное проектирование, но какие-то его азы. И многие фонды — частные и государственные — готовы помочь.

Если у вас есть идеи и желание менять пространство вокруг себя, существует множество способ привлечь к ним ресурсы, поддержку, единомышленников. Надо только пробовать, учиться, двигаться, развиваться — и быть готовым, что жизнь предложит что-то новое, сложное, интересное. И накопить смелость, чтобы не свернуть, а пойти дальше по этой дороге.

По теме

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.

publish