Как привлечь школьников и студентов к волонтерству

Если раньше к волонтерам из школ и колледжей относились как к людям, которые «пришли, постояли и ушли», то теперь их все чаще привлекают и к небольшим, и к очень масштабным проектам. Достаточно вспомнить российский чемпионат мира по футболу в 2018 году. Однако у поиска юных волонтеров и организации их работы есть свои нюансы. О них на вебинаре волгоградской «Школы социального волонтерства» рассказали Ирина Шинкаренко из «Центра молодежной политики» и Анна Пахомова из «Молодежно-подросткового центра», а корреспондент Мяч!Медиа Анна Журавлева записала самое главное.
-

Первым делом НКО стоит понять, для каких задач нужны волонтеры.


  1. Волонтеры для проведения единичного мероприятия

Этот вариант подойдет для небольшого социального проекта. На таких мероприятиях важно подробно рассказать каждому волонтеру, что он будет делать. «Был такой случай, — поделилась Ирина Шинкаренко, — организация набрала пять волонтеров на мероприятие для мам детей с особенностями развития. Куратора не было и конкретных указаний тоже, поэтому волонтеры подходили ко всем и от чистого сердца предлагали свою помощь, жалели детишек. Некоторые мамы воспринимали это как оскорбление. В итоге все расстроились». Чтобы таких ситуаций не возникало, у волонтеров должен быть наставник от НКО. Общаться с ним волонтеры могут, например, через чат в социальных сетях: задавать вопросы, предупреждать о своем отсутствии, делиться впечатлениями.

  1. Волонтерские команды образовательных организаций

В некоторых школах и колледжах бывают уже сформированные команды волонтеров, у которых есть руководитель и, возможно, опыт в проведении мероприятий. Такой вариант удобен для НКО, однако по закону о просветительской деятельности, который вступил в силу 1 июня 2021 года, решение о сотрудничестве с НКО принимается на уровне руководства образовательного учреждения и его нужно оформить официально. Чтобы получить такое разрешение, можно попробовать написать официальное письмо в школу либо обратиться в управу или другой орган власти, но есть вероятность, что ваше обращение будет обрабатываться долго или вовсе зависнет. Поэтому лучший вариант — связаться с кем-то из педагогов через социальные сети, заручиться поддержкой и уже с их помощью обратиться к руководству образовательного учреждения. Педагоги, по словам Ирины Шинкаренко, заинтересованы в волонтерской работе, она положительно влияет на рейтинг преподавателя, а письма и сертификаты, которые они могут получить как руководители волонтерской группы по итогам мероприятий, станут весомым пунктом в их портфолио.

Еще один вариант — зарегистрироваться на сайте Dobro.ru, который помогает связываться с зарегистрированными там образовательными организациями без посредников и создавать официальный профиль, который вызовет доверие к НКО.

  1. Собственный актив волонтеров

Сформированная волонтерская группа (иногда ее даже называют «волонтерская семья») — это, конечно, мечта любой НКО, у которой часто возникает потребность в молодых волонтерах. В этом случае ребята будут готовы регулярно участвовать в мероприятиях, придерживаться ценностей организации, знать ее правила. Однако в этом случае важно постоянно поддерживать активность своих волонтеров: выстраивать с ребятами доверительные отношения, придумывать им разнообразные задачи, чтобы не становилось скучно, проводить сборы хотя бы раз в месяц, мотивировать и поощрять, просить привлекать к проектам друзей и знакомых.

Какой бы вариант НКО ни выбрала, всегда важно уметь себя презентовать. Ирина советует отойти от формата скучных лекций. «В школы и колледжи части приходят люди и о чем-то рассказывают, а дети только и думают: «Опять…» Нужно проводить интерактивы, показывать тиктоки. Хороший вариант — собрать только активистов, которые точно могут заинтересоваться вашим проектом. Пусть лучше будет пять волонтеров, но с горящими глазами». 

Найдя креативный формат, нужно как можно более подробно описать, чем занимается ваша организация, какое предстоит мероприятие и что конкретно могут делать ребята. «Одна библиотека попросила на мероприятие школьный отряд, — рассказал Ирина. — В нем были в основном хрупкие девочки, а оказалось, что нужно было помогать передвигаться людям на колясках. Это физически тяжело, девчонки с этим в итоге не справились и расстроились». В процессе презентации важно сразу сказать и о технике безопасности на мероприятии, чтобы и преподавателям, и детям, и родителям, которые их туда отпустят, было все понятно. Если на мероприятии важен «дресс-код», нужна удобная или теплая одежда, также стоит заранее об этом предупредить.

Очень важно мотивировать и педагога, и ребят. Волонтерство — это хорошо, но что конкретно получат волонтеры? Возможно, полезный опыт, впечатления, новые знакомства, поездку в новое место, грамоты и сувениры. Нужно это заранее продумать и оговорить.

Привлечение волонтеров — лишь первый этап в их взаимодействии с НКО. Следующий — подготовка. Нужно обучить ребят мерам предосторожности. К примеру, если несовершеннолетний волонтер участвует в вечернем мероприятии, то к 22:00 он уже должен быть дома. За этим следит руководитель, но и сами дети должны быть готовы уйти с мероприятия раньше. Когда речь идет о работе с детьми с особенностями развития, Анна Пахомова советует рассказывать волонтерам обо всем максимально честно и смотреть на их реакцию. Не все ребята будут готовы работать, например, в ожоговом или онкологическом отделениях. Видите, что волонтер сомневается, предложите ему заняться чем-то другим. Также для лучшей работы группа должна состоять из новичков и опытных ребят, которые смогут помочь и поддержать тех, кто пришел впервые.

Волонтеров важно постоянно сопровождать. Ребята могут растеряться, если гости мероприятия начнут задавать им вопросы, а они не будут знать ответов. Сотрудник фонда, который курирует волонтеров, должен быть рядом, чтобы помочь волонтерам сориентироваться или предложить запасную вакансию. Вот что советует Анна Пахомова: «Если ребенок растерялся или испугался, можно предложить ему ножницы и бумагу. Пусть сидит, вырезает поделки для мероприятия. Волонтер не должен казнить себя за то, что был бесполезен, но и в том, что он испугался, нет ничего такого».

Волонтерам необходимо поощрение. Можно подарить им одинаковые футболки, которые помогут почувствовать себя частью чего-то большого, или устроить интересную лекцию. После мероприятия желательно собраться и поговорить, как все прошло, какие сложности возникли у ребят, что понравилось. Это поможет организовать следующие мероприятия еще лучше, а юные волонтеры будут знать, что их слышат. 

Психологическая поддержка со стороны опытных кураторов — это вообще важный пункт, которым нельзя пренебрегать. Она нужна ребятам, потому что:

  1. Волонтеры могут испытывать чувство вины или пережить стресс, особенно если умирает подопечный. В работе Ирины Шинкаренко был случай, когда ребята привязались к бабушке из дома престарелых, навещали ее и ухаживали за ней, а она умерла. «У этой бабушки не было внуков, и мы ее подхватили только тогда, когда здоровье было уже не то», — рассказывает Ирина. В случаях, когда волонтеры сближаются с теми, кому помогают, нужно следить за их судьбой и быть рядом. Иногда, возможно, стоит оградить от таких ситуаций ребят младшего возраста или особенно впечатлительных, предложив им другие виды волонтерства.

  2. У волонтеров, которые готовы работать днями и ночами, часто возникает психологическая и физическая усталость. В случаях, когда руководитель видит, что ребенку пора отдохнуть, нужно поговорить с ним и дать ему отпуск.

  1. У школьников могут возникать конфликты с родителями, которые не понимают их стремления помогать людям: «Я тебе тут трех репетиторов наняла, а ты скачешь по проектам». Здесь в поиске компромисса может помочь площадка Dobro.ru, которая позволяет волонтерам получать баллы, учитываемые при поступлении в вузы и колледжи.

«Ребят, которые приходят в волонтерство, привлекает реальная работа, — говорит Анна Пахомова. — Им важно не просто упаковать конвертики, которые дядя потом передаст в больницу, а самим прийти и пообщаться с пациентами. Они радуются доверию со стороны взрослых и чувствуют себя взрослее».


Наконец, НКО нужно подумать и о рисках, которые могут возникнуть при взаимодействии с юными волонтерами:

  • Низкий уровень подготовки, слабая мотивация волонтеров. Чтобы этого избежать, нужно найти волонтерскую группу образовательного учреждения с грамотным руководителем или создать свою.

  • Проблема с коммуникацией. Избежать этого во многом поможет общий чат в мессенджере.

  • Пропуск мероприятия без предупреждения. Это может произойти из-за страха ребят быть наказанными за то, что подвели организаторов. Чтобы решить эту проблему, с ними нужно просто поговорить.

  • Попытка использовать волонтеров в качестве рабочей силы. Такие ситуации могут возникнуть на сторонних мероприятиях, куда НКО вместе с волонтерским отрядом приглашают помочь, но в результате из-за несогласованности или непродуманности процесса могут озадачивать тем, что ребятам не под силу или совсем неинтересно. Волонтер не грузчик и не разнорабочий. Всегда есть риск потерять доброжелательность со стороны органов власти, получивших неожиданный отказ от НКО в такой ситуации, но важнее вставать на сторону своих ребят.

Последний важный аспект работы с волонтерами — способы их удержать.

  1. Постоянная работа. Волонтер всегда должен знать, что он может что-то сделать для НКО. Часто у студентов и школьников не хватает времени на регулярное посещение очных мероприятий. Тогда можно предложить им подготовить что-то дома (например, материалы для мастер-классов) и тоже внести свой вклад в проект. 

  1. Возможность работать время от времени. Еще один способ избежать выгорания и усталости — дать волонтерам понять, что они всегда могут отказаться от предлагаемой работы. Дети боятся, что их могут отругать или больше никуда не пригласить. Нужно объяснить им, что это не так и они не должны быть вовлечены в мероприятия на постоянной основе, особенно когда этого не хотят.

  1. Разнообразие. У волонтера должна быть возможность менять места работы и сферу деятельности: участвовать в мастер-классах и субботниках, посещать больницы и детские дома. Если ребятам не будет скучно, они точно останутся в волонтерской семье.

  1. Доверие. Главное в работе со школьниками и студентами — уважительное отношение к ним. Волонтеры ждут, что с ними будут разговаривать как со взрослыми людьми: советоваться и учитывать мнение по разным вопросам. В образовательных учреждениях часто смотрят на оценки, а не на реальные способности. НКО должны показать, что личные качества гораздо важнее пятерок в дневнике.

Фото: Melissa Askew on Unsplash

По теме

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.

publish