#БытьВолонтером: Арсений из «Ночлежки»
Арсений Власов Фото: Евфросиния Капустина
Как вы решились стать волонтером?
Я из обеспеченной семьи, мне нет нужды работать. Много лет искал себя: писал стихи, музыку, тусовался. Но к 2019 году я от всего этого устал. Надоело бездельничать, решил заняться чем-то полезным. По стечению обстоятельств в это время моя знакомая, Маша, начала работать в «Ночлежке», и это окончательно подтолкнуло меня в сторону волонтерства.
У меня никогда не было предубеждения к бездомным и к тем, о ком часто говорят «сами виноваты». Наоборот, чувствую к ним родственную симпатию: тоже не умею справляться.
Легко мог бы представить себя на их месте, если бы с детства не купался в родительской любви.
Фото предоставлено фондом «Ночлежка»
Оставалось заполнить анкету на сайте и рассказать о себе: про работу, увлечения, умения. А мне было решительно нечего писать, кроме как «Арсений. 31 год». И, если честно, я очень боялся, что меня не возьмут, потому что «неумехи» никому не нужны. Тогда я посоветовался с Машей, и она заверила меня, что я зря волнуюсь. Так я отправил свою неказистую анкету в «Ночлежку», и меня пригласили на собрание новых волонтеров.
Как готовят волонтеров, чему учат?
На собрании нам рассказали, чем занимается организация и чем мы можем помочь по разным направлениям: какие проекты «Ночлежки» преимущественно волонтерские, а в каких задействованы в основном сотрудники и почему. Обучение происходит в процессе работы: координатор дает задания, объясняет, что нужно делать.
В чем заключается ваша волонтерская работа?
Вначале я стремился попасть в «Ночной автобус»: в будни по вечерам он объезжает четыре точки в Петербурге, где волонтеры раздают бездомным и малоимущим горячую еду. Меня взяли охотно, так как более 80% волонтеров — девушки, а в каждом рейсе нужен хотя бы один парень, потому что там нужно не только раздавать хлеб и наливать суп, но и таскать тяжести.
Со временем я взял на себя и другие задачи. Например, я занимаюсь инкассацией копилок «Ночлежки», которые расположены в кафе, барах и магазинах по всему городу. Копилок всего около 300. У меня — порядка 60. Мне это очень нравится, ведь можно гулять по городу, слушать музыку или аудиокнигу и в буквальном смысле приносить деньги организации. Я даже завел тетрадь, где записываю дату инкассации каждой точки и сумму. Вести эту тетрадь совсем необязательно, поскольку у «Ночлежки» есть свой учет, но мне нравится это делать.
Фото предоставлено фондом «Ночлежка»
Еще у «Ночлежки» есть проект «Культурная прачечная» — это место, где пять дней в неделю каждый желающий может постирать и высушить свои вещи бесплатно. Это важно, ведь часто бездомные не могут устроиться на работу из-за внешнего вида или запаха. Никто же не задумывается, что человеку элементарно негде постирать вещи и помыться.
Денег на жилье нет, потому что нет работы. А на работу не берут, потому что грязный. Получается порочный круг.
В этой прачечной я предложил организовать мини-библиотеку, потому что заметил, что людям нечем заняться, пока они ждут свою одежду. Теперь я приношу туда новые книги, а старые ставлю в специальную коробку, из которой их навсегда может забрать любой желающий.
А еще до пандемии я устроил этакий киноклуб в приюте «Ночлежки» на Боровой улице. Каждую субботу приходил туда и «крутил» на большом экране кино для жильцов. Старался приносить колу с попкорном для большего удовольствия. К сожалению, сейчас эта традиция прервалась из-за пандемии, но собираемся возобновить в ноябре.
Что вам дает волонтерская работа?
На мой взгляд, суть волонтерства в том, чтобы давать самому. Не думаю, что стоит ждать от этого чего-то для себя, кроме самой возможности давать. Если это то, чего хочется, то вперед, а если нет, то, возможно, стоит подумать.
Фото: Евфросиния Капустина
Я человек верующий и подхожу к благотворительности еще и с христианской точки зрения. Есть распространенное мнение: «хочешь в Рай — будь хорошим». Но я думаю, что последнее слово за Богом. Безусловно, то, как ты себя вел, тоже важно, но не первостепенно. Так уж вышло, что я люблю людей и жалею их, поэтому для меня суть не столько в том, чтобы заниматься благотворительностью, потому что это добродетель, за которую Бог награждает, а в том, что не заниматься ею для меня — порок. И это помогает мне в жизни, потому что я не уверен, что только своими делами смогу заработать себе на Рай, слово Бога в моем случае будет иметь значение.
Как реагируют люди, когда вы рассказываете о своем волонтерском опыте?
В основном положительно. Некоторые даже стараются помочь, например, подкидывают книги для библиотеки в прачечной. Думаю, что с теми, кто мог отреагировать отрицательно, я перестал общаться за месяц-другой до того, как стал волонтером.
С какими мифами о волонтерстве в этой сфере вы сталкивались?
Главный миф — это, конечно, знаменитое «сами виноваты». Могу сказать по опыту общения с бездомными и по статистике, которую ведет «Ночлежка», что чаще всего причиной бездомности становится целая череда бед, которые наваливаются на человека: сломал ногу, потерял работу, не стало денег на оплату съемного жилья, родственники не помогли или их нет и так далее. И вот ты на улице в вонючей куртке в компании тех, кто там уже давно: выпиваешь сначала, чтобы согреться, а потом уже начинаешь пить по привычке. И выбраться из этого без сторонней помощи очень трудно. И чем больше времени проходит, тем труднее. Алкоголизм тоже бывает причиной бездомности, но на практике он чаще становится следствием.
К сожалению, бывает и так, что некая правота во фразе «сами виноваты» есть. Признать это было бы адекватно. Но я вот думаю. Наше время часто называют циничным, бывает, случится с кем-то беда, а люди думают: «Ну и что? Мы при чем?» А раз уж цинизм в тренде, почему бы и мне не быть циничным, только по отношению к злу? Вот человек, который «сам виноват». Ну и что? Все равно постараюсь помочь. В самом деле, ну и что, что виноват? Да плевать.
Фото: Евфросиния Капустина
Впрочем, и наивное «они не виноваты» я бы назвал заблуждением. Бездомными, как правило, становятся взрослые люди, которые, казалось бы, могли что-то предпринять, не раскисать и все такое. Только об этом легко говорить, когда сидишь в теплом доме в окружении близких, готовых поддержать. Принять вызов обстоятельств в одиночку очень нелегко.
Каких самых необычных людей, живущих на улице, вы встречали?
В «Ночном автобусе» я в основном занимаюсь переписью пришедших, статистика важна для работы проекта. Поэтому мне больше, чем другим волонтерам, удается поговорить с теми, кто пришел: подсказать что-то или просто поболтать, попить чай вместе, покурить. А когда наладишь контакт с человеком, любой перестает быть обычным. Так что все — необычные.
Но есть на одной из стоянок «Ночного автобуса» женщина: миниатюрная, одета опрятно, не пьет и очень вежливая. По рассказам, бывшая балерина. И действительно, смотришь на нее и возникают мысли о балете. Но не знаю, правда ли, потому что она не особо идет на контакт, держится особняком от остальных и, думаю, стесняется своего положения.