НКО или мошенники: как не стать жертвой злоумышленников

Уровень доверия к НКО зависит от множества факторов. Пожалуй, главный из них — отсутствие негативного опыта. А он запросто может появиться, если не повезет пожертвовать деньги благотворительной организации, за которой на деле скрываются злоумышленники. Вместе с экспертами из сфер НКО, краудфандинга и юриспруденции корреспондент Мяч!Медиа Анастасия Никишина разбирается, в чем феномен «некоммерческого» мошенничества и как жертвовать деньги безопасно.

Самая большая проблема, порождаемая действиями мошенников и недобросовестных организаций, — это ущерб доверию в самом широком смысле. Сострадающий и способный помочь человек, пожертвовавший однажды крупную сумму и обманутый, будет видеть подвох в каждой последующей просьбе о помощи. И в итоге либо перестанет реагировать вообще, либо продолжит сопереживать, но все равно на всякий случай не будет помогать действием.

Наталия Малафеева, директор по маркетингу фонда «Друзья»:

Это огромная проблема для всей индустрии. Общество, изначально не доверяющее третьему сектору и неприученное помогать, лишается возможности обрести первоначальный кредит доверия к некоммерческим организациям и помогающей индустрии как таковой. Это нужно объяснять, рассказывать, повышать осведомленность как о самой проблеме, так и о том, как правильно и эффективно поучаствовать в ее решении.

Нужно рассказывать людям о том, почему важно жертвовать именно в фонды, а не адресно, переводя деньги на личные карты или бросая пожертвования во всем знакомые прозрачные ящики. 

В прошлом году был принят важный закон, регламентирующий использование фондами прозрачных переносных или стационарных ящиков для сбора пожертвований. Теперь ими могут использоваться только НКО, осуществляющими благотворительную деятельность по уставу, и только в момент проведения специально организованных публичных мероприятий. Даже добросовестные благотворительные фонды лишились права устанавливать ящики в случайных местах и когда пожелают.

Многие крупные организации уже отказались от  сбора пожертвований в прозрачные ящики из этических и рациональных соображений.   

В основном потому, что этим спекулируют мошенники в электричках, но еще и потому что нашли для себя более эффективные инструменты фандрайзинга.

Поэтому стеклянный ящик — это всегда повод обратить внимание и засомневаться: следует внимательнее присмотреться к тому, кто держит этот ящик в руках, что написано на ящике, проверить указанную организацию в интернете или задать ряд контрольных вопросов ее «представителю».

В магазинах, если они сетевые, на заправках, в кафе и прочих местах с большой проходимостью, как правило, размещены ящики проверенных организаций, и то их стало заметно меньше. Если это частный магазин с ящиком непонятной организации или сомнительной целью сборов (например, не на чаевые бариста, а на строительство храма, больницы и прочее), порядок тот же, что и на улице: лучше подробнее расспросить об этом продавца, кассира, администратора, прежде чем бросать в него деньги.

Уличные просители тоже должны настораживать. Даже если подошедший человек прилично одет, рядом с ним опрятные дети и он выходит из своей собственной машины.  

Да, в больших городах такой способ мошенничества пользуется огромным успехом: к прохожим обращаются приличные и хорошо выглядящие люди с историей о потерянном кошельке или закончившемся бензине.

Важно знать, что предмет просьбы любых мошенников — деньги. Поэтому, чтобы вывести их на чистую воду, достаточно предложить помочь как-то иначе: вещами, самостоятельной покупкой продуктов, бензина или воды для ребенка. 

Как правило, после таких предложений они очень быстро растворяются в воздухе. Но если не попался один человек, не значит, что не попадется следующий. Мошенника можно привлечь к ответственности или по крайней мере обезопасить от его действий других людей. Нужно постараться выяснить о просителе максимально подробную информацию, по возможности заснять на фото или видео на смартфон, чтобы распространить информацию в соцсети и предупредить как можно больше людей. А если рядом  окажется сотрудник правоохранительных органов, обязательно сообщить об этом ему.

Отправлять пожертвование напрямую уместно только в том случае, если вы лично знаете человека, попавшего в беду и просящего о помощи.  

Возможно, он просто не знает, что есть фонды, оказывающие помощь в его ситуации и гораздо быстрее и системнее решающие проблемы. Но нередки и случаи, когда человек уже обращался в десяток НКО и получил отказ. К сожалению, с огромным потоком обращений растущая инфраструктура помощи все еще не справляется.

К популярному виду мошенничества и очевидному поводу для проверки можно отнести все просьбы о перечислении средств в соцсетях, где сборы производятся адресно на личные банковские карты физлиц. Сейчас в сети распространены мошеннические взломы аккаунтов людей и размещение от их имени просьб о срочной помощи, якобы те попали в беду. Причем прикрепляются документы, свидетельства — все, что может помочь как можно быстрее собрать деньги от большого количества людей и подписчиков взломанного аккаунта.

Обязательно нужно проверять такие сообщения, прежде чем совершать перевод, связаться с человеком по телефону или другим способом и убедиться в достоверности информации. Тем более стоит перепроверять информацию, если в ленте постов попадается крик о помощи от незнакомого человека, например, в репосте друга.

Защита от неправомерных действий со стороны НКО или мошенников, которые выдают себя за НКО, осуществляется по общим правилам. Пострадавший вправе обратиться в органы государственной власти (полиция, прокуратура, Минюст России) и в суд. Однако на практике возникают сложности. У таких дел специфический состав преступлений, квалифицировать действия по существующим статьям непросто. К тому же законодательные нормы в части осуществления благотворительной деятельности и праве на сбор пожертвований размыты, а факт обмана доказать сложно.

Василий Романец, юрист Правовой команды

Как проверить НКО

Перечень критериев для допуска организаций к платформе интеллектуального волонтерства ProCharity разрабатывался совместно с членами экспертного совета фонда «Друзья», в который входят Нюта Федермессер, Фаина Захарова, Ася Залогина, Алена Мешкова, Лариса Зелькова, Ирина Иконников и Артем Шадрин.

Этот список критериев далеко не самый обширный и предполагает предоставление базовой информации об организации. Так, уставные и юридические документы свидетельствуют, что организация официально зарегистрирована в Минюсте России. Однако только лишь правовой информации недостаточно для изучения прозрачности деятельности НКО: все мы знаем, что в социальной сфере хватает недобросовестных организаций, созданных, например, с целью уклонения от налогов.

Официальные каналы организации — официальный сайт, социальные сети, где четко описана миссия, структура фонда, направления и программная деятельность, — дают нам  понимание о коммуникационной активности НКО, но опять же на базовом уровне.

Наиболее глубоко и прозрачно деятельность фондов отображается в годовых отчетах: отчете в Минюст России или публичном годовом отчете. На изучение именно этой части документов уходит больше всего времени у наших специалистов.

Проверка информации происходит и косвенным путем — упоминаемость в СМИ, цитируемость в открытых источниках, ссылки на статьи и результаты деятельности. Все это важный показатель профессиональной активности фонда и уровня ее развития. А наличие партнеров дает представление об устойчивости организации, ее мощном профессиональном и кадровом ресурсе: если бизнес инвестирует в программы и проекты какой-то НКО, значит ее деятельность можно считать эффективной.

Что касается проверки потенциальным жертвователем информации об организации, в которую он собирается сделать взнос, здесь порядок, конечно, проще, но строится все-таки на тех же принципах.

В результате проверки по большинству из перечисленных пунктов мнение жертвователя будет субъективным, и это нормально. Но кроме этих знаний, нужна простая интуиция: именно она обычно подсказывает «с этим фондом что-то не то». В этом случае лучше всего связаться с фондом по контактам, указанным на сайте, и еще раз уточнить, какая помощь им сейчас нужна. Добросовестные НКО будут рады любой помощи — не только денежной, но и волонтерской, административной, интеллектуальной или любой другой ресурсной.

НКО или мошенники: как их проверяет краудфандинговая платформа Planeta.ru

Сделать благотворительность безопасной и отсеять злоумышленников — одна из важнейших задач для всех, кто работает в этой сфере. Корреспондент Мяч!Медиа Анастасия Никишина узнала у Анны Мурачковской, специалиста по валидации авторского отдела Planeta.ru, как краудфандинговая платформа решает эту задачу.

Начну с того, что, к сожалению, мошенники действительно могут размещать объявления на краудфандинговых платформах, но вероятность наткнуться на обманщика сильно зависит от способа проверки проектов. На зарубежных платформах запуск часто обезличен: например, на Kickstarter проекты проверяет алгоритм. Конечно, иногда это приводит к неприятным последствиям.

Из-за нашей «бутиковости» на planeta.ru одновременно активно около 600 проектов, что в сравнении с зарубежным краудфандингом совсем немного, поэтому мы используем при работе с авторами индивидуальный подход. Все проекты проходят тщательную ручную модерацию. Менеджер оценивает проект на соответствие нашим правилам, запрашивает паспортные данные автора-физлица для заключения договора, изучает информацию о нем и его проекте. Менеджер имеет право не запустить вызывающий сомнения проект. В процессе сбора средств деньги агрегируются на нашем счету, и в случае возникновения спорных ситуаций мы всегда можем заморозить сбор до выяснения обстоятельств.

Краудфандинг — очень публичный инструмент: нужно рассказывать о проекте, привлекать к нему внимание. Без этого собрать средства не получится. 

А если пиарится какой-то недобросовестный человек, мы об этом быстро узнаем. У нас был случай, когда один общественник хотел отреставрировать в городском парке скамейки. Нужная сумма быстро собралась, но в «Планету» стали поступать звонки от бдительных граждан: они утверждали, что будущие работы не согласованы с чиновниками. Проект приостановили и попросили автора предоставить разрешение. Этого сделать не удалось. Выяснилось, что до запуска у него были договоренности в устной форме, но подписывать разрешение администрация впоследствии не захотела: проект казался неоднозначным с репутационной точки зрения, ведь реставрировать скамейки брался не муниципалитет, а активист. Хотя сумма была собрана в полном объеме, все участники сбора получили свои деньги обратно.

Финальный этап проверки — бухгалтерский. Когда нужно переводить средства, бухгалтер очень тщательно проверяет все документы и всегда связывается с автором, если тот просит перечислить деньги на другой счет (не тот, что указан в нашем соглашении). 

Такое случалось всего пару раз, но в этом случае бдительность сотрудника сыграла на руку.

Для благотворительных проектов действует более строгая валидация. Все благотворительные проекты, размещенные на «Планете», мы запускаем только от надежных НКО, прошедших нашу проверку. При этом если во всех остальных проектах — музыкальных, литературных, бизнесовых, — мы приветствуем «стартапы», то благотворительные кампании у нас могут запускать только зарекомендовавшие себя организации, которые предоставляют содержательные отчеты о работе и кейсы.

Обычно запускаем проекты от фондов, которым больше двух лет. За это время у фондов уже появляются завершенные проекты, отчетность, а для нас важны наработанные кейсы. У молодых фондов запрашиваем рекомендательные письма.  

Помимо этого, у всех фондов запрашиваем стандартный пакет документов: копии устава, решения о назначении руководителя, свидетельства из Минюста России, из Единого реестра юридических лиц, ИНН, банковские реквизиты. Собираем информацию о фонде из открытых источников, проводим репутационную проверку.  

Можно говорить и о том, как проекты проверяют сами пользователи. Абсолютно любой человек может задать вопрос автору: открытость — важная составляющая краудфандинга. 

Но я бы не сказала, что наличие комментариев — признак недоверия. Иногда люди пишут поддерживающие слова, иногда задают уточняющие вопросы, иногда предлагают какие-то идеи по вознаграждениям или продвижению проектов. Некоторые просят дать номер карты для перевода, но мы настаиваем на том, что сбор на карту — это непрозрачно. К тому же для авторов всех проектов, кроме категории «Благотворительность», где действуют лояльные условия, важно собрать как минимум 50%, чтобы получить собранные деньги, в противном случае площадка возвращает их участникам, а автор не получает ничего. Люди это понимают и сами объясняют аудитории, почему важно поддержать их именно таким образом.

Люди редко отказываются от реализации проекта, уже собрав на него деньги: имиджевые потери чрезвычайно высоки и платформа имеет право подавать в суд на нечестных авторов, хотя таких прецедентов у нас не было. 

Как правило, такие истории на planeta.ru были связаны с очень трагическими причинами — скоропостижной смертью автора.

Если причина в другом, мы решали проблему индивидуально. Одна музыкальная группа в процессе записи альбома рассорилась и прекратила существование, соответственно, не выпустила альбом, который обещала записать. Но их ответственность перед фанатами была так велика, что они самостоятельно организовывали возврат средств и рассылали бонусы тем пользователям, которые не предзаказывали диск, а просто покупали в проекте какой-то мерч.