Семь шагов: как организовать онлайн-волонтерство

Волонтерским организациям, которые не устраивали мероприятий онлайн, стоит об этом задуматься. Ведь пандемия с нами еще надолго. К тому же интернет позволяет дотянуться до тех интернатов и домов престарелых, куда сложно доехать, но чьи подопечные тоже нуждаются во внимании и общении. Правда, на пути могут встретиться трудности: технические неполадки, безответственное отношение руководства, нежелание воспитанников идти на контакт. Как с этим справиться и сделать все правильно, рассказал Николай Ерохин, руководитель проекта «Даниловцы ОНЛАЙН», на вебинаре «Организация онлайн-волонтерства в социальных и медицинских учреждениях».

1. Нужны координатор и хотя бы один волонтер

Мы стараемся, чтобы координатор не работал один: это быстрый путь к выгоранию. Вдвоем легче удержать внимание. Сначала говорит один, потом второй, и получается динамика на встрече. К тому же это подстраховка, если у кого-то из них вдруг начнутся технические трудности и оборвется связь.

2. Написать письмо в учреждение

Плюс онлайна в том, что можно дотянуться до учреждений, в которые сложно доехать. Чтобы наладить с ними контакт, для начала нужно написать письмо. Как показывает практика, лучше адресовать его вышестоящему лицу: так дело пойдет проще и быстрее, даже если у вас есть знакомства в этом учреждении.

В письме надо рассказать о себе и о том, что вы можете предложить, показать, что у вас есть опыт, вы не с улицы. Обязательно указать технические требования: ноутбук, скорость интернета и так далее. 

Также с самого начала важно подчеркивать: встречи должны быть регулярными и постоянными. Нужно дать понять учреждению, что работа волонтеров не для галочки: если они соглашаются на сотрудничество, раз в неделю им надо настраивать связь и организовывать «эфир». Переносы и отмены мы не приветствуем. Исключения — если об этом просят и подопечные, и волонтеры. Например, одни уезжают на пару недель и предлагают устроить каникулы, а вторые поддерживают эту идею. 

3. Провести встречу-знакомство в Zoom

Реакция администрации на инициативу может быть разной:

  • Страх: «Какие-то москвичи пришли, проверять нас будут, наверное». Чтобы не подстегивать опасения, избегайте официального тона и канцелярита, говорите простым человеческим языком.
  • Легкомысленность и пренебрежение: «Они бездельники какие-то». Чтобы не создавать такого впечатления, избегайте на встрече домашней атмосферы, даже если это Zoom. Оденьтесь перед онлайн-встречей, как на работу, и не допускайте кричащих детей на заднем фоне.

4. Запланировать техническую проверку

Настаиваю, что это надо делать на отдельном мероприятии заранее, а не на первой встрече с подопечными. Как показывает практика, в 70% случаев есть перебои. Надо проверить звук, микрофон, освещение, качество картинки.

По опыту, большинство недочетов можно легко поправить. Например, если камеру хотят установить напротив окна — это плохо, потому что не будет видно лиц. Но во время встречи должны хорошо просматриваться выражения лиц и мимика. Поэтому мы рекомендуем переставить компьютер в иное место.

Для этого и нужна техническая проверка: чтобы не тратить время первой встречи на устранение технических неполадок. 

5. Провести первую ознакомительную встречу 

Здесь можно рассказать о себе просто и понятно, чтобы пробудить доверие. Рассказать про релевантный опыт работы, например с детьми с особенностями. Можно рассказать, чего волонтеры не делают: не выполняют задач персонала, не занимаются образованием, а приходят просто общаться. У нас в правилах также прописано, что мы не разговариваем на религиозные и политические темы.

На первой встрече с подопечными нужно рассказать важную для них информацию о себе. Например, «Мы волонтеры из Москвы, хотим раз в неделю заниматься с вами чем-то интересным — общаться, слушать музыку, играть в викторины, смотреть вместе фильмы».

Очень важно узнать, как зовут всех по ту сторону экрана. Как правило, первая улыбка у человека появляется, когда называешь его по имени. Как запомнить имена? У нас так: один разговаривает с человеком, расспрашивает про него. Другой записывает имя и приметы: кудрявый, с палочкой и так далее. Некоторые координаторы собирают скриншоты с подписями для волонтеров.

На первой встрече не стоит требовать от подопечных слишком многого — петь, танцевать и все такое. Они тоже волнуются, им тоже нужно привыкнуть. Достаточно простых вопросов, на которые можно ответить односложно.

6. Провести 4–8 встреч в пробном режиме

Мы не бежим сразу заключать соглашение, а смотрим, готово ли учреждение прилагать усилия, чтобы продолжать сотрудничество на оговоренных условиях. Поначалу встречи могут срываться. И хотя это часто встречается, это не норма. Надо дать понять, что в таких условиях сотрудничать не получится: если встречи срываются, то волонтеры будут уходить не из конкретного учреждения, а вообще от нас.

Мы обычно всегда на связи с ответственным лицом в каком-то мессенджере (вотсап, вайбер). Конечно, надо понимать, что у человека очень много дел и волонтеры далеко не в приоритете. Стоит выбрать правильную «плотность» общения. Но действительно важные вопросы должны решаться. Мы ушли из одного учреждения, чей директор постоянно была не на связи, и нашли другое, где мы понимаем, что нам рады. 

7. Заключить соглашение

Если встречи не срываются, а люди относятся к нам с уважением, мы готовы заключить соглашение.

У «Даниловцев» многолетний опыт волонтерства, сейчас они ведут еженедельную работу в 6 учреждениях. В мероприятиях участвуют 5 координаторов и 25 волонтеров.