«В кризисной ситуации человек в первую очередь думает о том, что он будет есть»

В 2016 году в Москве появился благотворительный проект «Дари еду!». Его идея очень проста: в торговом центре или продуктовом супермаркете устанавливается специальный бокс для продуктов и подробная инструкция о том, что именно в него можно положить. Люди замечают бокс, покупают чуть больше продуктов и оставляют в нем еду. Затем продукты забирают из бокса волонтеры, формируют продуктовые наборы и адресно помогают нуждающимся: многодетным семьям, родителям с детьми-инвалидами, мамам и папам, которым приходится воспитывать детей в одиночку, взрослым инвалидам, пенсионерам и бездомным.

Сейчас боксы есть в 145 городах России. Также оплатить продукты или набор на день, неделю или две для нуждающихся можно на сайте проекта dariedu.ru. С октября 2020 года работает «Благотворительная доставка», которая обеспечивает горячими обедами нуждающихся, в первую очередь одиноких пенсионеров и людей с инвалидностью.

Основал проект Игорь Шатунов вместе с будущей супругой Алисой Киселевой. Когда корреспондент
Мяч!Медиа говорил с Игорем, помощь от «Дари еду!» уже получили 99 640 семей. И эта цифра растет каждый день.

Алиса Киселева и Игорь Шатунов. Эта и другие фотографии предоставлены проектом «Дари еду!»  

— Я всю жизнь работал в IT, — рассказывает Игорь. — При этом никогда не зацикливался на чем-то одном: пробовал себя в разных сферах, запускал стартапы. Благотворительность в той или иной форме тоже всегда присутствовала в моей жизни: я участвовал в социальных акциях, делал разовые пожертвования. Постепенно внутри меня созрело желание создать свой социальный проект.

Фудшеринг по-русски

Идея проекта «Дари еду!» родилась во время путешествия по Венгрии. В одном из магазинов я увидел «полку добра», на которой люди оставляли для неимущих еду — хлеб, сладости и прочее. В России такие инициативы, кстати, тоже были, но вдохновение от идеи делиться едой я испытал именно в том путешествии.

Вернувшись домой, я взялся за проработку этой идеи, но вскоре пришел к выводу, что в России такая благотворительность работать не будет. У нас все, что не имеет четкой системы, превращается в хаос, и примеры «полок добра» — наглядное тому подтверждение. В какой-то момент ими начинают пользоваться все подряд, а не только нуждающиеся. И даже появляются те, кто возмущаются, если вдруг полки становятся пустыми, хотя им никто не обещал, что там всегда что-то будет. 

В итоге я переосмыслил формат, приспособив его к нашим реалиям: продукты может приносить любой желающий, а вот распределять еду станут волонтеры, и помощь будет адресной, целевой. Так постепенно оформилась идея с боксами «Дари еду!» и у меня появился первый единомышленник — Алиса Киселева, нынешний сооснователь проекта.

Мы с Алисой образовали эффективный рабочий тандем. Я структурный, формальный, где-то даже занудный, уделяю большое внимание мелочам, построению системы. Алиса более творческая. Именно она придумала название для проекта и нарисовала логотип. Вместе мы способны смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, приходя к оптимальному решению. Позже совместная работа переросла в нечто большее, и мы с Алисой стали семьей.

Экспериментальный бокс

Первый бокс «Дари еду!» был установлен в октябре 2016 года в торговом центре «Праздник», который находится рядом с метро «Тушинская». Я работал в том районе, плюс у меня там были знакомые, поэтому договориться об установке было не трудно. Бокс заполнился продуктами за две недели, мы с Алисой их забрали, отвезли в местную соцзащиту и решили, что эксперимент удался.

Формат оказался простым, прозрачным и не завязанным на коммерции. Человек сам решает, какой продукт пожертвовать — печенье, бублики, крупы, макароны или что-то другое. Для привлечения внимания мы создали яркий, красивый дизайн боксов. Это вообще очень важно: делать все не только понятным, но и красивым. Для этого нужно прилагать усилия, но зато люди начинают интересоваться, а не проходить мимо.

За первым успехом пришли и первые сложности. Бокс заполнялся продуктами регулярно, и нам пришлось думать, как их забирать, рассортировывать, проверять срок годности, распределять среди нуждающихся. Первые полгода мы практически все делали своими силами. На проект уходило много свободного времени, но зато появились кураж и сильная эмоциональная отдача.

Однажды бокс «Дари еду!» увидели работники соседнего ТЦ и предложили установить у них такой же. Потом проект заинтересовал небольшую торговую сеть на другом конце Москвы, и боксы появились в их магазинах. Для торговых сетей это вообще отличный способ участия в благотворительности: просто выделяешь квадратный метр площади и помогаешь.

Проект начал масштабироваться, справляться вдвоем стало невозможно, и мы начали продумывать систему. Первые деньги на развитие были собраны с помощью краудфандинга на «Планета.ру». Тогда же мы зарегистрировали благотворительный фонд и стали участвовать в конкурсах на получение субсидий и грантов. С их помощью покрывали часть расходов на изготовление боксов, логистику, зарплаты. Благотворительность не приносит прибыли, и эти деньги всегда очень выручают.

Новая жизнь 

Проект «Дари еду!» однозначно меня изменил. Думаю, люди, занимающиеся благотворительностью или запускающие собственный стартап, меня отлично поймут. В какой-то момент возникает дисбаланс между деятельностью, которая приносит удовольствие, и работой, которая приносит деньги в семью. Однажды я поймал себя на мысли, что трачу очень много времени и энергии на свой проект, вкладываю в него личные деньги, но при этом все меньше внимания уделяю основной работе. Этот этап необходимо было пройти, и я сделал выбор в пользу «Дари еду!».

В то же время пришло понимание, что на финансировании основателей проект долго существовать не сможет, а тем более, если он начинает масштабироваться. Я начал выстраивать финансовое планирование, привлекать партнеров и спонсоров. Это помогало в том числе и моему личностному росту: я знал, что делаю что-то важное, нужное людям и при этом занимаюсь любимым делом. Вдохновляла положительная реакция на проект не только со стороны людей, которым я помогал, но и со стороны партнеров — представителей бизнеса, медийных личностей, волонтеров. Выстраивать все эти разнообразные направления очень интересно, тут большой простор для творчества.

Конечно, было много проблем, даже микрокризисов. Был период, когда мы рассылали запросы торговым сетям, производителям продуктов, но получали в ответ постоянные отказы либо просто молчание. Наступил некий штиль, мы оказались в ситуации, когда становится не хуже, но и не лучше, просто ничего значимого не происходит. Было непонятно, где искать точку роста, ведь мы вроде бы все делали правильно, но это не давало результата. Это стало сложным психологическим моментом, но мы решили не опускать руки и просто продолжать работать и искать новые решения: менять форматы, предлагать что-то новое. Так прошла своего рода проверка команды на веру в проект и в его будущее. 

Мы сделали из этой ситуации основной вывод: несмотря ни на что, нужно верить в успех, но при этом рационально подходить к сложившимся обстоятельствам. Не бояться просить о помощи, спрашивать совета у опытных коллег, прислушиваться к конструктивной критике, переставать стучаться в закрытые двери.

Развитие в регионах

Выходить с проектом за пределы Москвы было не страшно. Но мы с Алисой крепко задумались: а станет ли он развиваться там, где нас нет, получится ли контролировать его удаленно, найти людей, которые будут «гореть» нашим делом, не пропадут и не забьют на важные процессы. 

Как показала практика, во всех городах, вне зависимости от их размера, есть умные, талантливые и неравнодушные люди, которые готовы вовлекаться в благотворительные проекты, если идея их захватывает. Мы стараемся, чтобы у наших региональных кураторов была творческая свобода, но в то же время просим их оставаться в определенных рамках, соблюдать единые для всех правила. 

Выход в регионы мы начали с Воронежа и, как только поняли, что там все отлично работает, стали открываться в других городах.

Мотивация

Мотивирующих историй у нас немало. Сейчас я почти все время занимаюсь управлением командой, работой с партнерами и операционной деятельностью фонда, поэтому мне больше запомнились истории, происходившие еще в те времена, когда я сам куда-то ездил, развозил продукты, мог лично наблюдать за плодами своей работы. 

Очень запомнилась история сотрудничества с одной из московских школ. В нашу группу в соцсетях написала пятиклассница. Рассказала, что видела наш бокс в торговом центре, ей понравилась идея и она хочет вместе с одноклассниками пожертвовать продукты, но они явно не поместятся в один бокс. Спросила, сможем ли мы осуществить вывоз этих продуктов. Потом она снова вышла на связь и рассказала, что поговорила с учениками из других классов и их родителями, и в результате желающих помочь стало даже больше! 

Вот так вот инициатива пошла от девочки из 5-го класса! То есть человек в таком нежном возрасте уже задумался о благотворительности и помощи другим людям! В итоге родители вместе со школьниками действительно собрали и привезли много продуктов. Оказалось, мамы с папами водили детей по магазинам, они вместе выбирали продукты, разговаривали о том, насколько это важная инициатива, что нужно помогать людям. То есть благотворительность становится семейной историей, можно какие-то базовые ценности прививать с раннего возраста. И кроме того, это хороший формат семейного досуга: можно классно провести время с родителями и заодно ощутить свою причастность к чему-то большому и важному.

И на этом дело не закончилось! Мы написали об этом опыте в соцсетях. Родители поговорили с директором лицея в Хорошево-Мневниках, и мы установили у них бокс на две недели. Он заполнялся каждые 3–4 дня. С тех пор раз в год мы проводим благотворительные акции со школами. За это время в них приняли участие больше 20 школ в разных городах России, также 3 московских вуза.

Была и другая интересная история. Мы помогаем московскому кризисному центру «Дом для мамы». Туда обращаются женщины с детьми (или без), которые подверглись бытовому насилию или оказались в кризисной ситуации, лишились жилья. Они могут пожить в доме некоторое время, пока не встанут на ноги.

История началась с того, что наш партнер, который занимается производством премиального детского питания, передал нам почти 500 кг детских смесей и каш, а мы отправили их в «Дом для мамы». Среди подопечных кризисного центра оказалась одна мама с годовалым ребенком на искусственном вскармливании. Малышу не подходила ни одна смесь, он терял в весе, его часто увозили на скорой, лечили, но ничего не помогало. И так совпало, что детское питание, которое мы привезли, ему идеально подошло. Он начал набирать в весе, хорошо кушать. Когда смеси закончились, наш партнер продолжил и дальше помогать этой женщине своей продукцией. Так удалось помочь этой семье.

Планы и будущее 

До пандемии нам постоянно задавали вопросы: неужели у нас в стране и впрямь так много голодающих, тех, кому не хватает денег даже на еду? Так вышло, что во время кризиса люди стали намного больше думать о еде, которая стала менее доступной. Кто-то оказался дома на самоизоляции, кто-то потерял работу, пожилые люди не могли выйти на улицу из-за высоких рисков для здоровья. И вот тогда-то все обратили внимание, что да, проблема действительно существует.

Когда человек попадает в кризисную ситуацию, он в первую очередь думает о том, что он будет есть, а уже потом решает остальные свои проблемы. Еда нужна людям каждый день, поэтому развивать продуктовую благотворительность и фудшеринг очень важно. В нашей стране 20 млн человек живут за чертой бедности, и для них помощь продуктами очень существенна. Наш проект помогает не только нуждающимся, но и бизнесу: это возможность поучаствовать в благотворительности и решить экологические проблемы. Сейчас утилизируются миллионы тонн пригодных к употреблению продуктов, их просто выкидывают на свалки, и вместо пользы они наносят вред экологии. Мы хотим изменить этот процесс и создать условия для массового фудшеринга.

Думаю, лет через 5–10 у нашего проекта появится собственная инфраструктура в виде благотворительных кухонь и столовых. Мы будем расти, а значит, и объем нашей помощи тоже существенно возрастет!