Нет миллиардов, но есть доброе сердце: как бизнес в регионах помогает НКО

О благотворительных проектах олигархов знают многие: про них пишут крупные СМИ и рассказывают известные люди. А вот инициативы региональных, пусть и по местным меркам крупных бизнесменов, не всегда на слуху. Узнали, что привело таких предпринимателей в меценатство, кому они помогают и почему. Директор банка, который читает лекции школьникам и студентам об экономике, строитель детских площадок, который обустраивает их в детских домах, и другие отзывчивые коммерсанты рассказывают о своей помощи нуждающимся.
-

Почему они помогают

Я уверен, что благотворительность — это история совсем не про деньги и красивые презентации, а про сознание предпринимателя, рассуждает в своей колонке Юрий Балуев, генеральный директор компании «УралИнтерьер».

В основе любого бизнеса лежит не бизнес-план, а мотив, объясняет он: «Вспомните, как вы хотели что-то улучшить в окружающем мире, и так однажды нашли нишу для своего продукта или услуги. Затем идет этап зарабатывания денег. И если предприниматель застревает на нем, его компания никогда не будет заниматься благотворительностью, если только та не дает каких-то конкретных выгод, например, налоговых льгот или полезных связей».

Если же бизнесмен вернется к идее улучшения жизни вокруг себя, то именно тогда он начнет выполнять миссию истинного предпринимателя, уверен Балуев. Сам он решил, что в 2021 году заранее заложит на благотворительность определенную сумму из годовой прибыли: «Не отказывая в адресных запросах, сосредоточусь на помощи детям».

Юрий Балуев, генеральный директор компании «УралИнтерьер»

Поддержка детских домов и особенных детей

Вообще же, в регионах благотворительные проекты стали активно появляться в конце 2000-х годов. По словам президента ростовского благотворительного фонда «Я без мамы» Веры Тимченко, к тому времени и сами НКО перестали действовать хаотично, выработав стратегию, и бизнес занял активную позицию в этой сфере. Уже к 2013 году на территории Ростовской области работали два десятка благотворительных организаций.

Правда, бизнес все равно предпочитал помогать нуждающимся напрямую, без лишних посредников. «К сожалению, мы не всегда можем оказывать помощь из-за непрозрачности деятельности той или иной благотворительной организации. И это самая распространенная проблема в современном российском обществе», — объяснял ситуацию изданию «Деловой квартал» Юрий Романенко, на тот момент директор сети операционных офисов по Ростовской области ЗАО «Райффайзенбанк».

Одна из самых известных ростовских корпораций «Глория Джинс» еще 18 лет назад создала собственный «Благотворительный фонд им. св. вмц. Анастасии Узорешительницы», который помогает детям инвалидам, тяжелобольным детям и подросткам, онкологическим больным. С тех пор в каждом фирменном магазине розничной сети Gloria Jeans & Gee Jay возле кассы находится специальный ящик для сбора средств нуждающимся.

При этом бизнесмены стараются заниматься благотворительностью в тех сферах, в которой лучше разбираются. Председатель совета директоров крупнейшего банка на юге России «Центр Инвест», Василий Высоков на протяжении последних 20 лет читает открытые лекции по экономике и предпринимательству для студентов и школьников из Ростовской области.

А еще благодаря финансовой поддержке их кредитной организации на протяжении десяти лет местный телеканал «Дон ТР» выпускал программу «Я есть!». Там показывали малышей из детских домов, которым искали приемных родителей. За это время 302 ребенка из 364 показанных в эфирах нашли свою семью: были взяты под опеку или усыновлены.

На Урале крупные фирмы тоже стараются заниматься благотворительностью. Продовольственный холдинг «Сигма», который является одним из градообразующих предприятий Копейска, на постоянной основе помогает детям-инвалидам, спортсменам, социальному приюту и детскому дому. За счет средств компании финансируется детская спортивная команда по мини-футболу, поддерживается детская хоккейная школа.

Photo by Hans Moerman on Unsplash   

Свой вклад в благотворительность стараются внести бизнесмены из самых разных отраслей. Пермская ГК «Авира» занимается производством детских площадок, лабиринтов и мягких модулей для игровых комплексов. На безвозмездной основе фирма обустроила игровые комнаты для детского дома в городе Кудымкар и детского сада в Перми. Находясь в этой индустрии, стал задумываться, что не каждый ребенок может вместе с семьей сходить в развлекательный центр, попрыгать на батутах и прокатиться на аттракционах, говорит в интервью изданию BIZ360 глава предприятия Алексей Загумённов: «Когда к нам стали обращаться детские фонды, я понял, что это шанс полностью реализовать нашу миссию и дарить улыбки каждому ребенку».

Некоторые предприниматели устраивают целые благотворительные мероприятия. Краснодарская компания NOOSA-Amsterdam Russia основана в 2012 году и является официальным дистрибьютором голландского бренда аксессуаров NOOSA-Amsterdam. Директор отечественной фирмы Елена Лапко еще два года назад впервые провела акцию «БлагоДарю» для помощи трем детям с церебральным параличом из Краснодара. Мы нашли площадку для праздника, собственник согласился предоставить помещение без какой-либо оплаты, рассказывала она: «Пригласили музыкантов, ведущих и партнеров, которые поддержали нашу инициативу и работали бесплатно». 

По ее словам, они хотели доказать, что можно в течение благотворительного вечера весело провести время с приятными неравнодушными людьми и одновременно с этим помочь детям с ДЦП: «Во время мероприятия «БлагоДарю» можно было выпить вина, продегустировать фермерские сыры и авторские десерты, увидеть выступление актеров и певцов, принять участие в аукционе, а также приобрести аксессуары нашего бренда и одежду локальных дизайнеров».

В итоге удалось собрать 434 000 руб. вместо 410 000 руб., необходимых для оплаты счетов на реабилитацию.

Благотворительные истории из Сибири

Кто-то помогает нуждающимся через фонды. Барнаульский БФ «Облака» спасает женщин и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Один из их спонсоров — директор магазина одежды «Шопоголик» Надежда Климова. 5% от своей прибыли они регулярно отдают в НКО.

Я очень долго искала кого-то в области благотворительности, кто бы реально делал много дел, вспоминает предпринимательница в разговоре с журналистом AMIC: «С кем-то я сталкивалась, и всегда было что-то не так: где-то работа была непостоянная, где-то несерьезный подход. А хотелось помогать кому-то постоянно, регулярно и видеть работу, которая кипит по всем направлениям». 

Выбор на «Облака» пал после того, как сотрудница фонда подробно рассказала Климовой о том, как устроена их деятельность, откуда берутся деньги на содержание персонала и коммунальные платежи. После года сотрудничества меня добавили в попечительский совет, отметила директор «Шопоголика». 

«В моем бизнесе нет миллиардов, и всегда найдется, куда потратить деньги, так что это вопрос приоритетов. Для нас главное — ежемесячно перечислять средства в фонд, независимо от ситуации с доходами. Потому что мы чувствуем ответственность за регулярные пожертвования. Если есть возможность — переводим больше», — признается Климова.

Есть и те, кто придумывает, как помогать людям вообще без фондов. Новосибирский предприниматель Максим Плотников создал проект, который просто соединяет тех, кому нужна помощь, с теми, кто может помочь. Все расходы на его содержание он покрывает из своего кармана. 

Мы сами разрабатываем структуру помощи, рассказывает Плотников порталу НГС: «Приезжаем к человеку, видим, что ему необходимы продукты, одежда или окно в доме, потому что зимой жить невозможно. Либо выясняем, что нужно помочь собрать документы, чтобы человек мог оформить инвалидность и получать пособие. Либо нужно помочь собрать в школу ребенка или устроить его в секции».

«Самой первой стала одинокая бабушка. Ей 70 лет, у нее пенсия 10 тысяч (мы видели все документы), а живет она в комнате в общежитии, за которую платит 7 тысяч. У нее сложная судьба: муж умер от болезни, сын умер от наркотиков несколько лет назад, а дочь с ней совсем не общается. Черные риелторы в 90-е отобрали квартиру, и она до сих пор прописана по несуществующему адресу. По бабушке было видно, что она не пьет и не курит, она достаточно живо выглядит в свои 70 лет, в комнате у нее очень чисто, и первое, что она попросила, — это помочь ей найти работу. Но зимой она не могла выйти на улицу, потому что было не в чем: дома вообще никакой зимней одежды. Холодильник был абсолютно пустой», — Максим Плотников. 




Фото: Mayur Gala on Unsplash

По теме

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.

publish