Осознанное предпринимательство: идеи Конфуция актуальны и сегодня

В рамках Первого этапа Чемпионата бизнес-клубов по парусному спорту, который проводился 23–26 апреля в акватории Олимпийского парка в Сочи, выступил с лекцией китаевед, писатель, общественный и политический деятель Бронислав Виногродский. Говорили о Конфуции, китайской культуре, науке управления традиционного Китая, а также затронули некоторые тонкости китайской медицины.

Свою лекцию Виногродский начал с описания личности «величайшего управленца в истории человечества». Его звали Ли Шимин — основатель династии, которая правила Китаем с VI по IX век. Правителю удалось за удивительно короткий срок — примерно 10 лет — привести страну из руин после внутренней войны и неразберихи к процветанию, миру и богатству. 

Ли Шимин говорил, что обязательно нужно изучить историю предыдущей династии, потому что предстоит исправлять ее ошибки. Обычно работа строилась так: часть дня он проводил «на троне» — рассматривал петиции, издавал акты. Вторую половину дня проводил в обществе историков, которых сам подбирал и с которыми занимался изучением истории. 

Твое дело — искать талантливых людей

Однажды Ли Шимин пришел к своему премьер-министру Вэй Чжену и сказал: «Ты чего в офисе сидишь? У тебя сколько замов? Ты зачем документы сам читаешь и подписываешь? Это вообще не твое дело». Что должен делать управленец высшего уровня? Император сказал: «Твое дело — искать талантливых людей». Кто такие талантливые люди? Эта проблема занимала высшие умы Китая и до Ли Шимина. 

Китайский полководец Цао Цао утверждал, что моральные качества талантливых людей не важны. Важно то, что они могут делать. И надо сказать, что он сам претерпел большие неприятности в результате установки, которую выразил. Его сына сместил и казнил как раз очень талантливый человек, выбранный на основании этого принципа и сумевший забрать власть.

Ли Шимин утверждал, что должны быть способности выдающиеся, и моральные качества должны быть. Конфуцианство как раз и стоит на определении моральных качеств.  

Идеи Конфуция актуальны и сегодня

Конфуций в VI в. до н. э. собрал базовые тексты, которые он положил в систему образования. Был создан фундамент из пяти канонов, пяти базовых книг и четырех текстов. У истоков этих пяти канонов находилась известная китайская Книга перемен. Многие воспринимают ее как систему гадания, но на самом деле книга всегда являлась текстом № 1 для воспитания управленческого мышления. Это был главный канон, по которому на протяжении 2500 лет набирали кадры, сдавали экзамены. В Китае на протяжении всей его истории любую административную, управленческую должность можно было занять только после сдачи очень строгого и регламентированного управленческого «ЕГЭ». 

Конфуцию принадлежит фраза: «Научиться со временем применять изученное — разве радость не в этом?». Эту фразу знают, как поговорку, абсолютно все китайцы. Далее говорится: «Веселье разве не в том, когда появляются люди из тех мест, где ты не ждал, являясь единомышленниками твоими?». Еще одна его фраза звучит так: «Не признают тебя, а ты не печалишься — разве не таков осознанный человек?». Нам всем хочется признания, и это не потому, что мы тщеславны, а потому, что так устроено наше сознание. Нас с детства учат искать это признание — с того момента, как нам радуются мама и папа, когда нам наконец-то говорят «какой хороший мальчик» или «какая хорошая девочка». Нам хочется, чтобы признали нас, выдающихся, хороших, красивых. Но на самом деле настоящая осознанность заключается в том, что, если тебя не признают, это тебя не огорчает. 

Истина Великого учения

Есть конфуцианский канон, который называется Да-сюэ или Великое учение. В нем формулируется, для чего нужно учиться. «Путь в учении заключается в достижении ясного понимания о том, как достигается ясное понимание в сознании». Что такое мудрость? Это способность ясно осознавать, что в твоем сознании происходит. Мудрость появляется тогда, когда появляется знание об устройстве всего знания. Когда ты знаешь, как ты знаешь. 

Есть такая притча про стрелка из лука. Попал в десятку стрелок 10 раз из 10. Пришел похвалиться учителю: «Я 10 раз из 10 попадаю прямо в центр. Я уже мастер», — сказал он. «Нет, не мастер. Ты знаешь почему ты попадаешь?», — спросил учитель. На что тот сказал, что пошел учиться дальше. Учился, учился и, наконец, сказал: «Я знаю, почему я попадаю». Тогда учитель подвел стрелка к огромному обрыву, встал на носках, чтобы пятки свисали над пропастью, поставил себе кувшин на голову и сказал: «Стреляй». У стрелка затряслись коленки, и он не смог выстрелить. Такое стремление к достижению, стремление получить признание как раз описывает недостаточность осознанности. 

Истина Великого учения заключается в ясности сознания, в проявлении родственных чувств к людям, которыми ты управляешь. Это понимание того, что все абсолютно простые, обычные люди, которые испытывают точно такие же чувства, которые ты испытываешь, они также чувствуют боль и радость — это и есть ощущение родственности.  

Еще одна важная характеристика лежит в способности быть незыблемым в своем устремлении к добру, в способности не «вилять», не уходить. Если устремился к чему-то хорошему, то ты держишь свое намерение. 

Что такое счастье?

В русском языке слово «счастье» не от слова «часть», оно происходит от слова «час», что означает время. Способность быть в правильном осознании потока времени — это есть счастье. Способность знать, какое время сейчас, и вести себя соответственно — это и делает тебя счастливым. 

Способность быть в правильном осознании потока времени — это есть счастье. 

В Китае три понятия счастья. Первое — это богатство и благополучие семьи. 

Второе — это карьера, жалование: если ты работаешь на хороших должностях, получаешь хорошее жалование, понимаешь, как устроена социальная система, спокойно и свободно в ней умеешь двигаться, не вступая с ней в противоречия. 

И третье — это здоровое долголетие. В Китае вообще главной добродетелью, главным достижением и характеристикой является как раз долголетие. 

Управление состояниями, делами, обстоятельствами

Управление состояниями связано со способностью эти состояния держать и быть в состоянии покоя. 

Управление делами — это сохранение осознанности в делах. И видя на ветке фазана, не чувствовать во рту вкус жареной курятины и не бежать впереди паровоза. 

Управление обстоятельствами — это умение управлять ими так, чтобы они складывались для тебя самым благоприятным образом. 

Этими тремя частями управляют три аспекта личности. Первый — мастер творческой игры. Второй — мастер осознанных действий. Третий — мастер управляемых совпадений.

Человек может правильно держать свое состояние, складывая реальность таким образом, что события из будущего начинают идти правильными потоками, они реагируют на эти состояния.

Важно уметь держать чувство безопасности, которое возникает после того, как ты сумеешь обрести состояние покоя, которое появляется после того, как у тебя появляется устойчивость, которая появляется после того, как ты научаешься останавливаться. 

Если ты умеешь быть в состоянии чувства безопасности, ты можешь принимать правильные решения. А если ты принимаешь правильные решения, ты способен достигать успеха.  

У всех предметов есть корни и верхушки, у всех дел есть концы и начало. В китайском языке говорится «концы и начало», не «начало и конец». 

Новое дело, любое действие начинается только после того, как ты правильно закончишь предыдущее. И начинать с энтузиазмом умеют многие, а вот заканчивать правильно умеют не все. 

Как навести порядок 

Иероглиф «наводить порядок» и «управлять» по-китайски тот же, который обозначает «лечить болезнь». Наводить порядок, лечить, находить недочеты, искривления, патогенные явления. Слово «коррупция» на латыни означает примитивное гниение, процесс передачи каких-то средств откуда-то куда-то. Но дело не в этом, а в том, что когда что-то гниет в структуре, тогда и возникает коррупция. 

Если возникает желание навести порядок в стране, то сначала нужно построить правильный порядок в семье. Но если хочешь построить правильный порядок в семье, сначала необходимо научиться исправлять свою личность. Если возникает желание научиться исправлять свою личность, нужно достичь правды в своем сердце, в своем уме, в своем сознании. Если ты стремишься достичь правды в своем сердце, то сначала ты должен достичь искренности и правды в своих помыслах. Если ты стремишься достичь искренности в своих помыслах, то должен устремиться к знаниям. 

Приходит знание, и после этого достигается искренность в помыслах. Достигается искренность в помыслах, после этого достигается правда в сердце. Достигается правда в сердце, после этого начинает исправляться твоя личность. Начинает исправляться твоя личность, после этого обретается порядок в семье. Обретается порядок в семье, появляется порядок в стране. Появляется порядок в стране, и тогда начинается мир во всем мире. 

И это самое важное, на чем стоял Китай на протяжении 2000 лет: от императора, владыки мира, и до самого низкого простолюдина первым и главным корнем является исправление личности. 

О китайской медицине 

Говорят, для того чтобы разобраться по-настоящему, как устроен Китай, нужно знать три аспекта китайских знаний. Первый — это описание устройства китайской традиционной медицины. Второй аспект — традиционный китайский календарь, учение о времени. Третий — Книга перемен, учение о сознании. 

В традиционной китайской медицине есть понятие пяти стихий, пяти движений: дерево, огонь, почва, металл, вода. Есть пять основных внутренних органов. Китай базируется на пяти базовых понятиях: жи — доброта, ли — порядочность, и — совесть и осознанность, джи — разумность, синь — верность.  

Но даже если кто-то знает, что это основа этики, мало кто понимает, что «доброта» в китайской традиционной медицине — это энергия печени, это способность раскрываться, та самая способность отпускать и прощать. Если печень не производит достаточно энергии, у человека рождаются переживания: раздражительность, ревность, зависть, гневливость. Все это возникает от того, что недостаточно доброты. 

Если у тебя порядочность в сердце, если оно правильно работает, тогда у тебя все хорошо. А если этого недостаточно, то возникает избыточная веселость. 

Разумность — характеристика почек. Если у тебя правильные почки, то ведешь себя разумно. Если не хватает в почках энергии на разумность, у тебя возникают страхи и тревоги. 

Центр — это селезенка, пищеварительная система. Там возникает нравственное чувство. 

Нравственным чувствам надо учиться. Для этого нужно уметь управлять собой. Чтобы уметь управлять собой, нужно уметь останавливаться вовремя, и это есть главная добродетель, которая делает человека человеком, помимо чувства собственного достоинства. Если у тебя правильно работает селезенка, тогда у тебя действует и работает вера. Если селезенка работает плохо, то тогда начинаешь слишком много думать — это рефлексия избыточная. 

А в легких, если нет осознанности, печаль постигает. 

Эти идеи используются в традиционной китайской медицине для лечения людей. Есть примеры, когда запускали определенные чувства для лечения болезни. Например, рассказ про великого китайского врача Хуа То. Его вызвал один влиятельный политик, а врач все не приезжал и не приезжал. У политика болезнь была нехорошая, с печенью связана. Однажды врач-таки приехал. Политик обрадовался, поселил в лучшие покои, выдал лучших слуг, велел пиры закатывать, веселить. И все ждет, когда врач начнет его лечить, а врач что-то не хочет действовать и не объявляет ему, что приступает к лечению. Политик однажды намекает, мол, может, ты меня полечишь. Тот ему говорит: «Вы чиновники, вам проще с деньгами». Политик выдал деньги. Ладно, говорит, врач, еще чуть-чуть, нужно правильно выбрать лечение. Проходит еще неделя, политик спрашивает: «Ты меня лечить будешь?». Врач говорит: «Послезавтра, готовься». Политик подготовился, посылает за врачом слуг, а тот уехал. И это его разозлило, ярость напала, и пошла горлом черная кровь. Упал без сознания, а когда очнулся, у его кровати сидел старший сын и предлагал снадобья. Ему стало лучше. Оказалось, врач специально придумал эту комбинацию, чтобы вывести застойную кровь из печени вспышкой ярости. 

Вот такая китайская традиционная медицина. 

Не следует ориентироваться на легкость

Ощущение тяжести всегда основано на ощущении легкости. Оно является корнем, из которого выходит ощущение легкости. Беспокойством может управлять только покой, ибо покой безусловен. И для его переживания необходимо волевое усилие. Любые поиски поводов для достижения состояния покоя бесполезны и бессмысленны. 


«Жизнь — это не повод для беспокойства, а смерть — не основание для покоя», – утверждает китаевед, писатель Бронислав Виногродский. 

Художник управляемых совпадений в своей работе в течение дня, совершая разнообразные движения, всегда сосредоточивает внимание на ощущении тяжести. Несмотря на множество явлений и движений мира, не отвлекается от своей работы, в которой он направляет внимание на переживание тяжелого. Какой бы ни была ситуация, с которой приходится справляться, никогда не следует ориентироваться на легкость. Ощущение легкости указывает на то, что теряешь корни. А ощущение беспокойства указывает на то, что теряется управление.