Социальные предприниматели в России: кто они такие и как им живется
23–24 июня в России прошел форум НКО «Социальный Петербург: перезагрузка». На круглом столе «Кто же они, социальные предприниматели?» представители сектора обсудили, как одновременно вести бизнес и решать проблемы общества.
НКО и социальное предпринимательство: в чем разница
Старший научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Анастасия Москвина рассказала, что социальное предпринимательство — это «соединить несоединимое». Соцпредприниматель — это человек, который может решать общественные проблемы с помощью своего бизнеса.
Юридически соцпредприниматель должен существовать как индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). По закону есть четыре типа соцпредпринимателей, подчеркнула эксперт:
- первые нанимают на работу людей из уязвимых категорий (пенсионеров, выпускников детских домов, беженцев или переселенцев);
- вторые производят для социально незащищенных слоев товары или услуги;
- третьи продают то, что произвели люди с инвалидностью или освобожденные из мест лишения свободы;
- четвертые решают общечеловеческие проблемы: развивают экопроекты, ведут просветительскую деятельность.
Если все требования закона выполнены, социального предпринимателя включают в соответствующий реестр. Тогда он может претендовать на государственные льготы и участвовать в специальных конкурсах и проектах.
Главное отличие соцпредпринимателя — самоокупаемость. Спикер отметила, что бизнес не зависит от грантов и пожертвований. Он сам производит услуги или товары, за которые берет деньги у покупателей. Скриншот круглого стола «Кто же они, социальные предприниматели?»
С другой стороны, подчеркнула Москвина, НКО тоже может заниматься предпринимательской деятельностью: например, продавать товары из инклюзивных мастерских или вести онлайн-уроки для родителей детей с особенностями развития. Но социальным предприятием некоммерческую организацию не признают. Во-первых, не подходит юридическая форма существования. Во-вторых, НКО сильно зависит от внешнего финансирования.
Тем НКО, которые хотят вести бизнес-деятельность, Москвина посоветовала открывать отдельное юрлицо: ООО или ИП. Такую организацию смогут признать соцпредпринимателем, а еще так будет проще разграничить общественную и коммерческую работу.
С какими трудностями сталкиваются социальные предприниматели
Социальное предпринимательство — занятие непростое. Это доказывает опыт турфирмы «Либерти» и проекта «Манифест» из Санкт-Петербурга.
Как рассказала исполнительный директор и соучредитель «Либерти» Мария Бондарь, турфирма — одно из старейших социальных предприятий России. Компания существует уже 17 лет и специализируется на организации туров для людей, которые передвигаются на коляске. Бондарь призналась, что если бы на старте она знала о всех трудностях работы, то побоялась бы ее начинать.Фото: Турфирма «Либерти»Деятельность социального предприятия разделена на две категории: доход приносит работа с иностранными туристами, а социальную роль «Либерти» выполняет, проводя туры для людей на колясках из России и стран СНГ по себестоимости.
Бондарь рассказала, что такая модель работала хорошо до пандемии, но в кризис все изменилось. Из-за закрытия границ и упадка туротрасли «Либерти» пришлось придумывать новые модели для монетизации. Так появилась онлайн-школа, в которой туроператоров учат организовывать безбарьерные туры для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Бондарь отметила, что одна из самых сложных задач — это оценка качества работы. Она считает, что «задача анализа импакта непростая, но адреналинистая». Позитивные результаты деятельности дают силы и мотивацию работать дальше. Эксперт привела примеры.
- Любовь Русинова из Яранска, которая всю жизнь передвигалась на коляске, мечтала поехать в Париж. Вместе с турфирмой «Либерти» ей удалось побывать в столице Франции, и после возвращения на родину жизнь Любови сильно изменилась. Девушка стала писать авторскую колонку в местную газету и консультировать НКО по вопросам доступной среды.
- Александр Попов из Воронежа после путешествия с «Либерти» организовал в своем родном городе НКО, которая занимается вопросами доступной среды. Организация влияет не только на него самого, но и на всех жителей Воронежа с ОВЗ.
Спикер задала вопрос: «Как в таких случаях измерить импакт социального предприятия?». Она добавила, что изменения в жизни людей — это длящийся процесс, который очень сложно проследить и оценить.
Следом за Бондарь выступила основатель и генеральный директор проекта «Манифест» Яна Авдиенко. Она рассказала, что проект существует всего 1,5 года. За это время социальному предпринимателю пришлось столкнуться с большими трудностями.
«Манифест» — проект по изготовлению сумок и аксессуаров из использованных материалов: рекламных баннеров, тентов, парашютов, парусов. Авдиенко сообщила, что на первых порах было очень трудно найти сырье. Крупные компании отказывались сотрудничать с молодой предпринимательницей, несмотря на то, что она просила отдать ей мусор.
Фото: соцсети проекта «Манифест»Спикер рассказала, что материалы, которые «Манифест» использует для производства сумок и аксессуаров, не перерабатывают, а просто выбрасывают. Поэтому проект важен для экологии. А еще «Манифест» сотрудничает с другими социальными предприятиями и НКО. Среди них — центр адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», который помогает «Манифесту» шить сумки и соглашается на самые необычные предпринимательские эксперименты.
В конце выступления Авдиенко призвала всех бизнесменов и предпринимателей добавить в свою работу социальную составляющую, отметив, что сделать это проще, чем кажется.
В обсуждении российского социального предпринимательства поучаствовала и программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя. Она рассказала, что проект предлагает множество возможностей для развития соцпредпринимателей, в том числе участие в профессиональном сообществе, акселераторах и инкубаторах, конкурсах и челленджах. Образовательные мероприятия помогают превратить идею в работающий проект, найти единомышленников и спонсоров.