Как запустить успешную крауд-кампанию и собрать деньги на социальный проект

Деньги на свои проекты социальные предприниматели собирают по-разному. Одни выигрывают гранты, другие рассчитывают на частных доноров, третьи привлекают корпоративных спонсоров и государственные субсидии. Но есть и еще один инструмент — краудфандинг. Чтобы метод сработал, нужно знать все нюансы.

Принято считать, что российский краудфандинг появился одновременно с запуском платформы Planeta.ru в 2012 году. Поэтому в 2021-м ему исполнилось девять лет. Несмотря на такой приличный возраст, краудфандинг знаком не всем. Объяснить суть явления решил Егор Ельчин, руководитель «Школы краудфандинга» от Planeta.ru. 8 июня на вебинаре «Краудфандинг для социальных предпринимателей» он рассказал, что такое крауд-кампания и как ее запустить. 

Что такое краудфандинг

Если слово «краудфандинг» дословно переводить с английского, то получится «народное финансирование». Такое определение сразу ассоциируется с благотворительностью и даже попрошайничеством, начал свое выступление Ельчин. Но краудфандинг — это другое. 

«Краудфандинг — это система народного финансирования различных людей и проектов, которое происходит на краудфандинговой интернет-платформе. На такой платформе автор создает свой проект, подробно рассказывает о нем и о себе», — пояснил эксперт. 

Обязательные условия крауд-кампании — просчитанный бюджет, определенные сроки и вознаграждения за пожертвования. Поэтому не любой сбор денег считается краудфандингом — платежную кнопку на сайте НКО нельзя назвать таковым. 

Ельчин рассказал, что классический краудфандинг работает по принципу «все или ничего». Если нужную сумму на проект собрать не получилось, деньги возвращают жертвователям, а проект закрывают. 

Среди самых больших плюсов краудфандинга — возможность протестировать свою идею на самом старте. Предприниматель проверяет, готовы ли покупатели поддержать проект рублем, и если нет, не стоит над ним трудиться. 

Как запустить успешную крауд-компанию

Методом краудфандинга собирать деньги можно на любые проекты. Вот так выглядит статистика Planeta.ru.

Общественные и благотворительные инициативы довольно популярны на сайте, поэтому у социальных предпринимателей есть хорошая возможность собрать деньги на свои идеи. Но чтобы крауд-компания была успешной, надо следовать правилам, подчеркнул Ельчин.

Элементы успешного крауд-проекта

Стандартная страница проекта на краудфандинговой платформе состоит из четырех ключевых блоков: видеообращение, текстовое описание проекта, четкая финансовая цель и период сбора денег, вознаграждения за пожертвования. 

  • Видеообращение

Первое, о чем стоит позаботиться, — это видеообращение. Оно дает понять, кто запускает проект и почему он важен.

«Видеообращение — это визитная карточка проекта, из которой в легкой и доступной форме человек, попавший на страницу проекта, может узнать, что в проекте происходит», — рассказал Ельчин. 

Ролик о социальном проекте должен не только информировать, но и вызывать эмоции. Чтобы снять хорошее видеообращение, нужно ориентироваться на целевую аудиторию, заранее прописать сценарий, позаботиться о качестве картинки и звука, соблюдать хронометраж. Спикер не рекомендует снимать ролики длиннее 2,5 минут. 

Структура видеообращения соцпроекта должна быть такой. 

  • Текстовое описание

В текстовое описание можно включать все подробности проекта. Если это строительство детского сада, писать можно о строительных материалах, которые нужны. Если деньги собирают на издание книги о социальном предпринимательстве, стоит перечислить темы, которые она затронет. 

Ельчин посоветовал не перебарщивать с текстом и постараться визуализировать описание: добавить картинки и фото, схемы и инфографику. 

  • Финансовая цель и период сбора

Спикер не рекомендует собирать слишком большие суммы. Если проект требует таковых, лучше разделить его на этапы. Человек, который жертвует тысячу рублей на проект стоимостью в 200 тысяч, будет гораздо сильнее чувствовать свой вклад, чем тот, кто жертвует на идею, для реализации которой нужны миллионы. 

Формируя бюджет своего проекта, социальный предприниматель должен учитывать не только стоимость реализации идеи, но еще сборы платформы, государственные налоги и затраты на вознаграждения, сказал эксперт.

На Planeta.ru крауд-кампании можно проводить 1,5-3 месяца. Такую продолжительность Ельчин считает идеальной. Он не рекомендует чрезмерно продлевать длительность сбора денег или наоборот — сокращать до критических периодов. Эксперт добавляет, что прямой корреляции между успешностью крауд-проекта и его длительностью не существует. 

  • Вознаграждения

Человек, который перечисляет деньги в рамках крауд-кампании, должен получить вознаграждение. Обычно оно пропорционально сумме пожертвования.

За небольшие донаты Ельчин порекомендовал предлагать символические вознаграждения. Это может быть благодарственное письмо на электронную почту или личное сообщение в соцсети, упоминание на сайте проекта.

Еще есть нематериальные и материальные бонусы. Их можно выдавать за крупные пожертвования. К нематериальным вознаграждениям можно отнести приглашение на открытие инклюзивного кафе, к материальным — брошюру-инструкцию о правилах раздельного сбора мусора, на издательство которой и собирали деньги.

На что еще обратить внимание

Ельчин посоветовал говорить о своем проекте честно и откровенно. Социальным предпринимателям не стоит стесняться, а лучше прямо сказать о том, что реализация проекта невозможна без коллективной поддержки.

Причем поддержка не всегда выражается в деньгах. Помочь проекту можно информационно, например, сделать репост на свою страницу в соцсети или написать об инициативе в СМИ. Еще один вариант — ресурсная поддержка. Иногда социальным предпринимателям нужны помещение или оборудование, которое они с радостью примут от спонсоров. Чтобы обсудить дополнительные виды поддержки, нужно связаться с автором проекта напрямую. 

Важный момент — название проекта, оно должно быть простым. Прочитав название, человек должен сразу понять, о чем эта инициатива и на какие цели его просят пожертвовать деньги. 

«Название и бюджет проекта — это такой дверной глазок, в который мы можем заглянуть и увидеть первые очертания краудфандингового проекта», — пояснил спикер. 

В заключение своего выступления Ельчин рассказал, что любой краудфандинговый проект не будет успешен без продвижения. О нем следует позаботиться еще до начала кампании по сбору денег.