Зачем нужны инклюзивные стартапы и в чем особенности их работы

Люди с особенностями здоровья сильно ограничены в самореализации: им трудно найти работу и доступное хобби, тяжело социализироваться. Справиться с несправедливостью помогают социальные предприниматели, которые придумывают новые бизнес-модели и борются со стереотипами об инклюзии.

5 июня в рамках Петербургского международного экономического форума социальные предприниматели из России и ближнего зарубежья обсудили потенциал молодежи с особенностями здоровья и поговорили о создании инклюзивных стартапов. 

Зачем заниматься инклюзивным предпринимательством

Основатель инклюзивных мастерских «Простые вещи» Мария Грекова назвала социальное предпринимательство «точкой силы». Она считает, что людей с особенностями здоровья нужно вовлекать в изменения, а не просто помогать им (например, выплачивать пособия). Грекова отметила, что инклюзивные стартапы дают людям выбор: быть экономически активными и вовлеченными в работу или пассивно получать помощь от государства и окружающих. 

Директор социального проекта «Радость» Игорь Ананьев рассказал, что давно работает в социальной сфере. Эксперт был сотрудником института инклюзивного образования для людей с ментальными особенностями и заметил, что им очень тяжело трудоустроиться. 

«Мы поняли, что людям с ментальными особенностями нужно помочь трудоустроиться. Мы пытались устроить их на открытый рынок труда, но у нас не получилось. Поэтому мы были вынуждены создать свое предприятие. Мы их у себя трудоустроили, нашли им работу. Ребята начали работать и зарабатывать», — отметил Ананьев. 

Руководитель благотворительного фонда «Эльдани» из Казахстана Гульзира Амантурлина подчеркнула, что инклюзивное предприятие выгодно с финансовой точки зрения, но такой бизнес — это не только заработок. Она рассказала, что работа с людьми, у которых есть особенности здоровья, раскрывает многообразие мира. Амантурлина добавила, что несмотря на любые особенности, человек остается человеком. 

Особенности и трудности работы

Основатель социальной пекарни «Добрае печыва» из Беларуси Дмитрий Богданов рассказал, что социальное предпринимательство — это полноценный бизнес, у которого должна быть стратегия, целевая аудитория, понятный и продуманный продукт, рынок сбыта. Если эти пункты не продумать, то организация превращается в благотворительную. 

Такую позицию поддержал лидер проекта «Сурдо-онлайн» Алексей Мельник. Он отметил, что соцпредпринимателям надо ориентироваться на рынок и на конкурентов. Инклюзивные стартапы соревнуются не только между собой, но и с традиционными коммерческими компаниями. 

Все участвующие в дискуссии социальные предприниматели сошлись во мнении, что для инклюзивного бизнеса важна государственная поддержка: одни хотят получать гранты и субсидии, другие рассчитывают на налоговые льготы. 

Грекова рассказала, что для старта работы инклюзивных мастерских нужна была крупная сумма денег, часть она вложила сама. Спикер отметила, что господдержка инклюзивных предприятий важна в начале работы, ведь именно тогда приходится нести большие расходы. При этом Грекова добавила, что никогда нельзя рассчитывать только на одного донора, сумма поддержки одного жертвователя не должна быть больше 20% от общей суммы получаемых денег. Эксперт считает, что для устойчивости нужно несколько мелких, а не один крупный грантодатель.

Скриншот трансляции Петербургского международного экономического форума

Директор центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями «Работа-i» Илья Сметанин подчеркнул, что разовая поддержка государства или частного донора не дает долгосрочного эффекта. Для продуктивной работы инклюзивный бизнес и грантодатели должны вести постоянный диалог. 

Богданов рассказал, что в Беларуси есть много государственных льгот для социального бизнеса: налоговые, льготы на аренду, отсутствие необходимости платить НДС при продаже товаров. Но коммерческие компании, с которыми сотрудничает инклюзивная пекарня, не всегда знают о таких особенностях, поэтому отказываются работать с Богдановым. Эксперт подчеркнул, что важна просветительская и образовательная деятельность: бизнесу надо объяснять, что с инклюзивными стартапами выгодно работать не только с репутационной, но и с финансовой точки зрения. 

Как создать инклюзивный бизнес

Богданов отметил, что в Беларуси социальных предприятий очень мало. Сообщество закрыто и не хватает «свежей крови», считает эксперт. О недостатке инклюзивных стартапов говорил и Сметанин. Спикер добавил, что среди людей с особенностями здоровья есть большой спрос на работу, но достаточного количества предложений на рынке труда нет.

Молодым предпринимателям, которые хотят создать инклюзивный бизнес, участники дискуссии советуют не бояться, а «брать и делать». Такого мнения придерживаются Мельник и Богданов. Амантурлина посоветовала бизнесменам участвовать в специализированных грантовых конкурсах, а Грекова отметила, что создание инклюзивного стартапа будет возможно только если сам предприниматель понимает, для чего ему это нужно.

«Важно найти, что для тебя самого меняется. И на это опираться. Если бы в том, что я делаю, не было роста для меня, я бы давно уже перестала этим заниматься. Так гораздо легче в моменты, когда есть сложности», — добавила Грекова.

Сметанин посоветовал заниматься соцпредпринимательством только если есть потребность и драйв. А Ананьев выразил готовность помочь советом всем, кто только начинает строить инклюзивный стартап.