На ПМЭФ обсудили, как бизнесу, НКО и власти эффективно взаимодействовать
Модератор дискуссии, замглавы Россотрудничества Дмитрий Поликанов, сразу подчеркнул, что на фоне пандемии многие проблемы некоммерческой сферы стали, наконец, решаться: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Более того, существенно увеличились пожертвования для НКО. По статистике Mail.ru Group, в 2020 году рост такой помощи составил 31% по сравнению с позапрошлым годом. Эту тенденцию подтверждают и результаты проекта по мониторингу фандрайзинговой деятельности «Бенчмаркинг НКО» за упомянутый период.
Да и бизнес стал внимательнее относиться к потребностям третьего сектора, предоставляя ему помощь в условиях кризиса. Сейчас, по мнению Поликанова, особенно важно зафиксировать, какие некоммерческие практики показали свою эффективность в непростое время и должны жить дальше. А еще важно понять, как государство может стимулировать сотрудничество бизнеса, НКО и власти, считает эксперт.
Убрать лишние «препоны»
Один из важных этапов — дебюрократизация взаимоотношений государства и НКО. Об этом говорил гендиректор Фонда президентских грантов Илья Чукалин. По его словам, надо убирать лишние препоны в таком взаимодействии. Один из позитивных примеров — в прошлом году приняли закон о замене для НКО административного штрафа предупреждением. Речь идет о ситуациях, когда правонарушение совершили впервые.
Государство в «коронавирусный» период утвердило и другие меры для облегчения работы организаций некоммерческого сектора. Во-первых, НКО включили в систему страхования вкладов, чтобы их деньги на банковских счетах не пропадали при отзыве лицензии у кредитных организаций. Во-вторых, приняли закон о налоговом вычете для предпринимателей, которые тратят средства на благотворительность.
Как бизнес помогает НКО
Представители крупного бизнеса подробно рассказывали, как адаптировали помощь нуждающимся в прошлом году. Так, «Северстали» удалось сохранить все благотворительные инвестиции (почти 500 проектов), рассказала советник гендиректора компании по устойчивому развитию Наталья Поппель: «Часть из них пришлось перевести в онлайн». По ее мнению, прошлый год по-настоящему развил социальное партнерство бизнеса, государства и НКО: «А еще есть четвертый «игрок» — медиа. И особенно приятно, что СМИ стали чаще обращать внимание на нашу работу».
Заместитель гендиректора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Юлия Мазанова согласилась с коллегой и добавила, что в пандемийный год случилась определенная гуманизация общества. Бизнес во многих регионах стал опорой всевозможных благотворительных инициатив, подчеркнула она. Их компания много помогала медучреждениям, выделив на это около 2 млрд руб. При этом важно, чтобы средства не просто израсходовали целевым образом, но и эффективно: для начала персонал больниц надо научить пользоваться новым оборудованием.
Глава благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова обратила внимание на то, что, будучи крупной организацией, даже они столкнулись с разными проблемами в 2020 году. «Рак не уходит на карантин», — сказала докладчик. Несмотря на трудности, их фонд не закрыл ни одну программу, в том числе и адресную помощь: «Наши подопечные оказались заперты в квартирах, в больничных палатах, но мы всем старались помочь».