Медиапроекты НКО: какие бывают и как их создают

Присутствие некоммерческих организаций в медиапространстве повышает их узнаваемость, привлекает внимание общественности к важным социальным проблемам и помогает филантропам найти соратников. Но создать медиапроект непросто: нужно потратить много времени, сил, а иногда и денег.

Еще несколько лет назад медийная деятельность НКО была скорее исключением, чем правилом. Но уже сегодня все больше некоммерческих организаций запускает собственные медиапроекты. 

Например, фонд «Обнаженные сердца» создал онлайн-платформу для информационной поддержки педагогов и родителей детей с ментальными особенностями. Гринпис России выпускает подкаст «Куда смотрит Гринпис?», а благотворительная организация «Ночлежка» сделала социальную рекламу «Как тебе такое, Илон Маск?».

Медиапроекты НКО выпускают самостоятельно или в сотрудничестве со СМИ. О том, какой вариант выбрать и как не ошибиться в процессе работы, 14 мая на вебинаре «Запускаем медиапроект от НКО: зачем и как?» рассказал руководитель АНО «Содружество преподавателей новых медиа» и доцент Пермского государственного университета Иван Печищев.

Плюсы и минусы сотрудничества НКО со СМИ

НКО работают со СМИ по разными причинам: молодые фонды сотрудничают с федеральными телеканалами, чтобы повысить свою узнаваемость, узкоспециализированные организации хотят привлечь внимание к социальной проблеме и найти соратников, а часть общественников обращается в медиа, чтобы выполнить требования грантодателя.

Печищев отмечает, что сотрудничество со СМИ не решит все проблемы некоммерческих организаций. У такого партнерства есть как плюсы, так и минусы.

Что нужно знать НКО для работы с медиа

Печищев считает, что для продуктивного сотрудничества со СМИ некоммерческая организация должна заранее продумать и подготовить

  • информационный повод — он должен быть интересен не только общественникам и журналистам, но и аудитории, на которую ориентируется СМИ;
  • данные и материалы — для написания статьи, съемки сюжета или записи подкаста журналистам нужны конкретные факты;
  • истории — если в распоряжении общественников нет статистических данных или актуальных результатов тематических исследований, то для создания проекта можно использовать сторителлинг (например, снять документальный фильм о жизни одного из подопечных фонда или сделать инфографику, которая опишет историю создания некоммерческой организации). 

Эксперт добавляет, что НКО должны создать комфортные условия для работы журналиста (например, самостоятельно устроить для него интервью с подопечными НКО или заранее провести опрос благополучателей, чтобы СМИ могло использовать эти данные для создания медиапродукта).

Как некоммерческой организации запустить собственный медиапроект 

Сначала надо определиться, сотрудничать со СМИ или нет. Преимущества и недостатки партнерства мы описали выше.

Далее Печищев предлагает подумать над форматом медиапроекта. Среди нестандартных вариантов эксперт предлагает

Среди других примеров необычных форматов социальных медиапроектов – спецпроект «Вместе С» от «Новой газеты», серия документальных фильмов «Добро всем» от телеканала «Дождь».

В качестве источников финансирования социальных медиапроектов Печищев рекомендует использовать корпоративные и частные пожертвования, государственные и бизнес-гранты, субсидии.