Цифровизация некоммерческого сектора в России: текущее состояние и что еще предстоит сделать

Во время пандемии с необходимостью цифровизации работы столкнулись все НКО. Для части организаций переход в онлайн был естественным, другие участники сектора восприняли удаленную работу как стресс. Тогда очевидным стал разрыв между уровнем цифровизации НКО: лидеры в кризис смогли масштабироваться, а отстающим было нелегко.

Разобраться в технологическом неравенстве третьего сектора решили эксперты ВШЭ. Вместе с фондом Владимира Потанина и благотворительной организацией «Социальный навигатор» они провели исследование «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты». О результатах работы рассказали 28 апреля.

Уровень цифровизации российских НКО

По итогам исследования эксперты разделили российские НКО на три группы по уровню цифровизации: лидеры (таких 13%), догоняющие (71%) и отстающие (16%). Среди лидеров оказались фонды и работающие на федеральном уровне НКО с руководителем до 40 лет, среди отстающих – локальные организации без волонтеров. 41% опрошенных согласились, что процесс цифровизации некоммерческого сектора усугубляет неравенство организаций: сильные НКО становятся еще сильнее, а слабые еще больше отстают.

Понимание цифровизации у общественников разное, чаще всего процесс ассоциируют с использованием конкретных программ и приложений, например, CRM-систем. Участники исследования считают, что информационные технологии нужны для коммуникации, повышения узнаваемости и выстраивания бренда. ИТ помогают делать работу прозрачной, а организацию – конкурентоспособной. 

Какие ИТ-инструменты используют общественники?

Самые популярные инструменты – мессенджеры для рабочих коммуникаций, социальные сети, приложения для видеозвонков и трансляций, сайты, сервисы для компьютерной безопасности. Меньше всего общественники пользуются программами виртуальной реальности, мобильными приложениями, CRM-системами, IP-телефонией, фандрайзинговыми и краудфандинговыми платформами.

Исследователи отмечают, что во время пандемии спрос на цифровые инструменты практически не изменился. Произошел лишь большой рост востребованности сервисов для видеосвязи: во время коронакризиса пользоваться ими стали 57% НКО (вместо 28% организаций до карантина). 

Уровень цифровых знаний в некоммерческом секторе 

Уровень своих знаний в области цифровизации НКО оценивают по-разному: 21% опрошенных – низкий уровень, 44% – средний, 28% – хороший, 3% – высокий. Руководители некоммерческих организаций поощряют своих сотрудников пробовать новые цифровые решения в работе и учитывают знание технологий в процессе принятия кадровых решений. 

Среди недостающих компетенций общественники выделяют продвижение в соцсетях (38%), использование цифровых технологий в фандрайзинге (34%), навыки сбора, анализа и управления данными (34%). Причем НКО из группы отстающих и догоняющих говорят об умении управлять соцсетями и сайтами, а лидеры хотят учить языки программирования. 

Стимулы, барьеры и эффекты использования ИТ в НКО

Для некоммерческого сектора большое значение имеют внутренние стимулы цифровизации: стремление вести открытую и прозрачную деятельность (51%), оптимизация процессов и экономия ресурсов (50%), стремление к увеличению социального воздействия (48%). Чем меньше развита НКО в технологическом отношении, тем больше она ориентируется на внешние мотиваторы – требования грантодателей и благополучателей, формирование благоприятного имиджа. 

Трудности внедрения ИТ в работу НКО из разных групп видят по-разному: лидеров смущает отсутствие пакетных решений и неготовность сотрудников перестраивать свою работу, догоняющим не хватает финансирования, а отстающие жалуются на непонимание последствий цифровизации, недостаток технологических знаний и навыков, отсутствие инициативы со стороны руководителя. 

К самым важным эффектам использования ИТ респонденты относят повышение открытости и прозрачности работы (42%), улучшение имиджа и репутации (41%), автоматизацию и ускорение рабочих процессов (34%), рост охвата целевой аудитории, в том числе благополучателей, доноров и грантодателей (31%), экономию времени и денег (29%), развитие компетенций сотрудников (26%). Среди негативных последствий цифровизации выделяют недостаток живого общения, а также возможные проблемы с безопасным хранением персональных данных и другой конфиденциальной информации.

План действий по цифровизации 

Среди опрошенных в ходе исследования некоммерческих организаций 76% респондентов осознают необходимость цифровизации. Но из-за трудностей и барьеров, описанных выше, далеко не все НКО могут себе позволить этот процесс. Чтобы упростить задачу общественникам, авторы исследования разработали короткий план действий. Он поможет НКО сориентироваться в новой реальности и не отставать от других. 

Об исследовании «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты»

Исследование «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты» проходило с октября 2020 года по март 2021 года в три этапа: обзор тематической литературы, 40 интервью с экспертами и НКО, 412 онлайн-опросов НКО. 

Среди респондентов оказалось 38% общественных организаций, 28% АНО и 18% фондов. Самые популярные направления работы: социальные услуги и поддержка отдельных категорий граждан (25%), культура и искусство (10%), образование и исследования (10%). Проект затронул 63 российских региона, только 30% участвовавших в опросе НКО были из Москвы.

Проводя исследование, социологи ставили перед собой задачу разобраться с практикой использования инструментов цифровизации среди НКО, определить трудности внедрения технологий и эффекты от их использования, понять влияние пандемии, составить список лучших примеров применения ИТ в некоммерческом секторе.