Как абстрактную идею превратить в реальный социальный проект

Прежде чем подавать заявку на грант, НКО нужно придумать социальный проект. Но одной задумки мало – идею важно умело реализовать.

Об алгоритме и принципах реализации социального проекта рассказала руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafing Эльвира Алейниченко. 27 апреля на вебинаре «От идеи до социального проекта НКО» эксперт раскрыла секреты воплощения в жизнь самых смелых идей. 

Где взять идею социального проекта?

Есть много способов поиска идей, Алейниченко выделяет несколько: 

  • мозговой штурм, во время которого сотрудники НКО предлагают свои идеи, высказывают мысли и мнения;
  • анализ опыта похожих организаций поможет сориентироваться в отрасли и понять, что делают другие;
  • обучение подталкивает к новым взглядам, позволяет посмотреть на старую проблему по-новому;
  • общение с единомышленниками наталкивает на мысли о месте конкретной НКО во всем третьем секторе;
  • самоанализ помогает понять, что можно и нужно делать лучше. 

Еще идеи можно брать из результатов социальных исследований, выступлений экспертов, публикаций СМИ. Полезно ориентироваться на проекты, которые уже были поддержаны грантодателями. 

«Иметь широту взглядов и «насмотренность» очень важно», — говорит эксперт.

Алейниченко отмечает, что не нужно бояться смотреть на чужие идеи: скопировать их все равно не выйдет. Даже если вы возьмете чью-то задумку, по итогу получится авторский проект. 

Спикер приводит пример. Допустим, вы хотите заниматься проблемой бездомных собак. Уже сегодня десятки НКО работают в этой сфере. Но ваш проект может стать уникальным. И вот как.

  • Выбираем конкретную задачу, которую хотим решать. Например, устраивать животных в приюты или бороться с жестоким обращением с ними. 
  • Определяем географию и сроки. Будем заботиться о всех собаках в городе? Или остановимся на конкретном районе? Проект продлится пять лет? Или достаточно продумать план на три месяца?
  • Придумываем, как считать результаты. Как поймем, что проект реализован успешно? Будем считать, сколько собак пристроили в семьи? Или смотреть на статистику несчастных случаев с бездомными животными?

Если подробно расписать все пункты, то появится конкретный фокус проекта. И он вряд ли совпадет с чьим-то другим. 

Как идею превратить в проект?

Алейниченко выделяет основные компоненты социального проекта.

  • Проблема. Ее изучение — первый этап перехода от идеи к реализации проекта. Важно четко сформулировать проблему, убедиться, что она важна и актуальна для целевой группы, понять причины, масштаб и последствия, разобраться, кто уже занимается решением вопроса. Спикер рекомендует пользоваться официальной статистикой, результатами исследований по теме, публикациями СМИ, получать обратную связь от подопечных.
  • Цели и задачи. Алейниченко советует пользоваться моделью SMART. Это значит, что цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными во времени.
  • Механизм реализации. Это календарный план из мероприятий, которые предстоит реализовать. Например, мы решили помогать воспитанникам детских домов получать бытовые навыки. Чтобы это делать, нужно составить образовательную программу, найти преподавателей и помещение для занятий, придумать формат.
  • Результаты. Для оценки результатов можно использовать качественные и количественные показатели, анализировать социальный эффект. В примере с воспитанниками детских домов по окончании образовательной программы у студентов можно брать интервью (качественная оценка) или просто считать выпускников (количественная оценка). Сложнее всего с социальным эффектом — он прослеживается только со временем. Но можно предположить, что владеющие бытовыми навыками молодые люди легче впишутся в общество и не займут маргинальных позиций. 

Еще нужно четко определить целевую группу и правильно выбрать команду (важно количество людей и их компетенции). Ограничителями для социального проекта станут сроки, бюджет и территория реализации.

Алейниченко предлагает обратить внимание на возможности партнерства. Социальные проекты НКО может реализовывать вместе с государством, бизнесом, другими НКО или общественными организациями (например, сообществами студентов или экологов). При этом партнеры обязательно должны идти к одной цели, объединять ресурсы (финансовые, интеллектуальные, материально-технические) и одинаково нести ответственность за результаты работы. Партнерские отношения требуют много усилий, поэтому важно заранее продумать, действительно ли они нужны.

Еще один важный момент – огласка и информирование о проекте. Эксперт рекомендует обеспечить стабильное пребывание проекта в информационном поле (найти подходящие каналы коммуникации и продумать новостные поводы), а также создавать и поддерживать позитивный образ проекта и НКО в СМИ.

Как оценивать качество социальных инициатив?

Качество и эффективность реализации социальных проектов Алейниченко оценивает по девяти признакам:

  • стратегичность (должно быть четкое понимание проблемы, ее предпосылок и последствий);
  • системность решений (социальный проект — это не разовая акция, а мероприятие, которое ведет к долгосрочным эффектам);
  • логическая выстроенность (все компоненты проекта четко выстроены и понятно связаны между собой);
  • эффективность используемых ресурсов;
  • результативность и оказание влияния;
  • вовлеченность участников проекта и партнеров;
  • привлечение внимания и изменение отношения общества к существующей проблеме;
  • понимание рисков и системы их профилактики и предотвращения;
  • выстроенность внешних коммуникаций.