Сбор и переработка одежды в России: с какими трудностями сталкиваются региональные проекты
«Второе дыхание» – это не единственный в России проект, который выступает за идеи осознанного и рационального потребления. Сбором, переработкой и перераспределением поношенной одежды занимаются фонды, благотворительные магазины и некоммерческие организации во всех регионах. Схема их работы довольно проста: человек приносит надоевшую ему вещь, которая в зависимости от состояния перепродается, перерабатывается (например, превращается в наполнитель для матрасов) или передается нуждающимся.
23 апреля восемь социальных предпринимателей со всех уголков России собрались на паблик-токе «Развитие проектов по сбору и переработке одежды в регионах: вызовы и решения», чтобы обсудить отечественную систему сбора и перераспределения ненужной одежды. Говорили о местной специфике, вызовах коронакризиса и отношении окружающих.
Как перерабатывают одежду в российских регионах?
По вопросам переработки вторичного сырья все присутствующие на паблик-токе высказались единогласно: в России отлаженной и эффективной системы нет. Социальным предпринимателям и владельцам благотворительных магазинов приходится импровизировать. Одни налаживают сотрудничество с коммерческими предприятиями по переработке текстиля, другие срезают с одежды фурнитуру и продают ее отдельно, третьи – отдают поношенные вещи в приюты для животных в качестве ветоши.
Руководителю благотворительного магазина «Теплообмен» Юлии Зайцевой из Петрозаводска приходится самостоятельно отправлять ненужную одежду на переработку в Ивановскую область. Это дорого и трудозатратно, но другого выхода нет. Екатерина Самарская из волгоградского проекта «Снова Ново» призналась, что функцию переработки сотрудники организации берут на себя. Оба эксперта с грустью отмечают, что частично одежду все-таки приходится выкидывать.
Как к проектам по сбору и перераспределению б/у одежды относятся местные жители?
Отношение жителей российских регионов к перераспределению ненужной одежды неоднозначное. Жертвуя вещи на благотворительность, люди считают невозможной их перепродажу. Такая практика многими воспринимается как мошенничество.
Основатель и директор иркутского благотворительного магазина «Вторник» Светлана Первенецкая рассказала, что в городе секонд-хенды непопулярны. Поэтому концепция перепродажи поношенных вещей для жителей региона непонятна, иногда воспринимается враждебно.
Первенецкая добавила, что со временем отношение к проекту меняется, но уровень информированности людей об осознанном потреблении и переработке вещей остается низким.
Тема ресейла популярна в Перми, сообщила на паблик-токе куратор благотворительного магазина «Тепло» Анастасия Гуляева. В городе много секонд-хендов и комиссионных магазинов, поэтому идея для людей не в новинку.
С какими вызовами встретилась отрасль в пандемию?
На региональные благотворительные магазины пандемия повлияла по-разному. Автор екатеринбургского проекта «Вещь добра» Денис Лекомцев рассказал, что до наступления коронакризиса магазин работал всего три месяца. Когда объявили карантин, работу решили приостановить. Светлана Первенецкая отметила, что закрыться пришлось и благотворительному магазину «Вторник». Правда, только одному из трех.
Был и позитивный опыт. Координатор проекта «Вещеворот-86» Диана Лугнина из города Нягань призналась: в коронакризис они испытали подъем. В «Вещеворот-86» поступало очень много пожертвований, благодаря чему и удалось пережить пандемию.
Карантин стал толчком к развитию и для благотворительного магазина GUSTO из Новосибирска. Сооснователь Алиса Гринемаер рассказала, что в 2020 году получилось запустить вывоз и доставку вещей по городу. У сотрудников появилась возможность остановиться, оценить текущую ситуацию и построить планы на будущее.
Анастасия Гуляева сообщила, что проекту пришлось перестроиться и искать новые источники заработка. Они стали шить многоразовые маски, выручка от продажи которых перекрыла расходы и помогла заработать подопечным фонда «Тепло».
Самой большой сложностью в пандемию оказался поиск денег на оплату аренды помещений.
Но многие арендодатели шли на уступки общественникам. Андрей Громнюк, основатель и руководитель благотворительного магазина Danke Shop из Калининграда, отметил, что ему повезло: собственники помещений делали значительные скидки или вовсе не брали деньги за аренду.