Бизнес и НКО: как организовать взаимовыгодное сотрудничество

Взаимодействие бизнеса и НКО должно строиться на партнерских отношениях, считают эксперты. Чтобы работа была эффективной, сторонам нужно научиться вести открытый и честный диалог, не бояться перенимать лучшие практики друг у друга и быть гибкими.

21 апреля в рамках международной конференции «Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования» состоялся круглый стол «Бизнес и НКО». Эксперты обсудили возможности сотрудничества коммерческих и некоммерческих предприятий, трудности и преимущества работы. 

Бизнес и НКО: доверие друг к другу

Первой выступила Юлия Богданова, старший менеджер группы корпоративной социальной ответственности (КСО) из KPMG. Она отметила, что 2020 год доказал возможность и эффективность сотрудничества бизнеса и НКО. 

Богданова рассказала, что инструменты, которые НКО уже давно используют в своей работе, стали настоящим открытием для бизнеса. В качестве примера она привела метод сотрудничества, когда общественники и их подопечные работают над проблемой сообща, отсутствует давление со стороны представителей третьего сектора. Богданова подчеркнула, что такой прием полезно применять в работе с удаленными сотрудниками, когда на все 100% невозможно контролировать их ежедневную деятельность. 

Еще эксперт рассказала, что во время пандемии отношение бизнеса к некоммерческому сектору улучшилось: повысился уровень доверия, НКО стали воспринимать как профессиональных партнеров, условия грантовых конкурсов стали гибкими. 

«Большая четверка» за большие перемены

Точку зрения Богдановой поддержала Ирина Масеева, руководитель направления по работе с частными донорами и волонтерами фонда «Большая Перемена». Она рассказала об акции Big4 for Big Change, которую фонд и крупный бизнес совместными усилиями проводят с 2015 года. В рамках акции сотрудники компаний из «большой четверки» (Deloitte, PwC, Ernst & Young и KPMG) и волонтеры сажают кусты, моют окна и обустраивают помещения для обучения подопечных «Большой Перемены». 

Масеева добавила, что проект Big4 for Big Change – это не единственная форма сотрудничества фонда и «большой четверки». Некоммерческая организация и бизнес поддерживают устойчивое социальное партнерство: представители коммерческого сектора являются членами попечительского совета «Большой Перемены», оказывают поддержку pro bono, финансируют социальные проекты. 

Онлайн-сотрудничество коммерческих и некоммерческих организаций

Советник по связям с общественностью из «Шеврон Нефтегаз Инк» Вера Шейнина рассказала о благотворительных и волонтерских проектах компании: новогоднем сборе игрушек для детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, музыкальной акции и премии «Золотой кот». Спикер отметила, что из-за пандемии все мероприятия пришлось проводить онлайн. В ускоренном режиме в «Шеврон Нефтегаз Инк» начали придумывать креативные форматы, которые сохранили смысл благотворительных акций.

Чтобы провести новогодний сбор игрушек, IT-специалисты компании сделали мобильное приложение. С помощью сервиса любой сотрудник «Шеврон Нефтегаз Инк» мог исполнить желание маленького пациента. Дети с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями писали письма Деду Морозу, которые потом загружали в приложение. Работники бизнеса выбирали письмо и покупали подарок. 

Музыкальный проект «Солисты Российского национального оркестра – детям и юношеству» тоже перенесли в онлайн. Вместо того чтобы музыканты ехали в детские дома и школы-интернаты (в таком формате проект проводили с 1997 года), состоялась трансляция концерта для всех желающих. Виртуальная участь постигла и премию «Золотой кот» – награждение победителей прошло по видеосвязи.

Шейнина добавила, что сотрудники «Шеврон Нефтегаз Инк» успешно справились с вызовами 2020 года и провели все запланированные социальные акции. Тем не менее очный режим для спикера ближе и ценнее, поэтому в дальнейшем мероприятия будут проводить в таком формате. 

Партнерство с НКО: польза для бизнеса

Менеджер по корпоративной ответственности и устойчивому развитию Deloitte Екатерина Поротникова считает, что бизнес и НКО должны сотрудничать на уровне равноправных партнеров. Именно так с общественниками работает Deloitte. Сотрудники компании делятся своей профессиональной экспертизой и работают как волонтеры pro bono: помогают разобраться в юридических вопросах, наладить бухгалтерский учет и правильно составить отчетность. 

От такого сотрудничества пользу получают не только НКО. Добровольцы Deloitte называют общественников «самыми благодарными клиентами» и приобретают уникальный опыт в процессе работы с ними. Поротникова подчеркивает, что некоммерческие организации образовывают бизнес по важным социальным вопросам и помогают грамотно выстраивать программы корпоративной социальной ответственности. 

Спикер считает, что плодотворное сотрудничество коммерческих и некоммерческих компаний возможно при соблюдении трех принципов.

На круглом столе «Бизнес и НКО» выступила директор благотворительного фонда «Дар» Полина Левина. Она рассказала, что НКО нужно быть гибкими и уметь подстраиваться под самые разные ситуации. О важности прозрачности некоммерческого сектора говорила руководитель направления по развитию партнерских отношений фонда «Большая Перемена» Татьяна Озерецкая. Эксперт считает, что только честный и открытый диалог поможет решить сложные проблемы.