Социальный заказ как инструмент стимулирования негосударственных поставщиков

На XIII ежегодной конференции Минэкономразвития России «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере» эксперты обсудили новации закона о соцзаказе и ожидаемые результаты предоставления услуг в социальной сфере на 2021–2025 годы.

Надежда Григорьева, заместитель начальника отдела департамента правового регулирования Минфина России, назвала новеллы законодательства о социальном заказе. Во-первых, это публичное определение социального заказа. Во-вторых, применение новых конкретных способов организации оказания бюджетных услуг. В-третьих, единые подходы к финансовому обеспечению оказания бюджетных услуг. В-четвертых, разграничение ответственности за неоказание бюджетных услуг. Результатами этих новаций, по мнению Григорьевой, являются реализация проектного подхода в госуправлении, цифровизация управленческих процессов, открытость данных об объеме бюджетных услуг для потребителей и исключение риска возникновения не обеспеченных деньгами обязательств. 

Заместитель начальника отдела проектов межведомственного взаимодействия Минэкономразвития России Татьяна Евлампиева отметила, что в настоящее время интегрируются проекты по обмену с организациями аналитикой и данными для объединения информации в едином источнике, разрабатываются проекты для цифровизации и синхронизации создаваемых систем. 

«Наблюдается тренд цифровизации отрасли, поэтому необходимо стимулировать появление технологий для работы с сектором», – считает Яков Самохвалов, генеральный директор Центра гражданских социальных инициатив Югры.

По его мнению, это может повысить открытость и доступность информации о мерах поддержки, увеличит доверие со стороны общества и благотворителей. Как считает Евлампиева, доступ негосударственных поставщиков на рынок услуг позволит применить комплексный подход для решения проблемы. В связи с этим эксперты подняли вопрос о возможности прохождения альтернативной военной службы призывников в негосударственных учреждениях. «Минтруд РФ как регулятор готов рассмотреть этот вопрос и, возможно, изменить законодательство», – сообщила Евлампиева.

В настоящее время разрабатывается дополнение к законопроекту о предотвращении мошенничества при пожертвованиях в ящиках. Обсуждается вопрос о саморегулировании в секторе и об идентификации некоммерческих организаций на выявление благотворительных организаций. 

Эксперт центра гражданского анализа Константин Сулимов рассказал коллегам, как сложно внедрять разнообразные сферы и услуги в перечень социального заказа. «Есть большая вариативность продвижения и стимулирования негосударственных поставщиков. Это очень важно – стимулировать поставщиков и вовлекать их в совместную работу», – считает Сулимов.

Эксперты озвучили ожидаемые результаты на 2021–2025 годы в предоставлении услуг в социальной сфере. Так, ожидается привлечение негосударственных поставщиков, увеличение доли присутствия негосударственных организаций на рынках услуг социальной сферы, а также оптимизация средств бюджета автономного округа, выделяемых на решение социальных проблем.

Участники конференции предположили, что в этот и следующий годы будут развиваться разнообразные специализированные фонды для НКО, и для этого развития есть отличная почва в виде уроков, усвоенных за прошлый год субъектами РФ, и в работе различных фондов.