По зову сердца: как НКО найти и удержать волонтеров

Для части российских НКО труд волонтеров – незаменимый ресурс, остальным организациям помощь добровольцев нужна только изредка. Но и тем, и другим надо знать, где искать волонтеров и как с ними работать.

Волонтерский сектор в России переживает период роста: за последние 8 лет число добровольцев увеличилось в 5 раз. По оценке Минэкономразвития, в 2019 году безвозмездную поддержку некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям оказывали 7,5 млн человек. Потребность в волонтерах увеличилась в пандемию, и все больше некоммерческих организаций стали привлекать неравнодушных людей.

Какие бывают волонтеры?

Волонтеры бывают разные: одни доставляют продуктовые наборы пенсионерам, другие помогают составлять договоры и уставы НКО, третьи участвуют в субботниках и экологических акциях. Направлений добровольчества много. Директор Союза волонтерских организаций и движений Владимир Хромов выделяет актуальные и востребованные:

  • транспортное волонтерство – помощь волонтеров-водителей автомобилей и мотоциклов по широкому кругу задач (например, отвезти человека с инвалидностью в больницу или доставить ему домой еду);

  • медиаволонтерство – освещение общественных инициатив в СМИ, продвижение благотворительных акций, ведение блогов и социальных сетей НКО;

  • волонтерство pro bono – оказание помощи за счет профессиональных или узкоспециализированных навыков (например, бухгалтеры помогают НКО составлять финансовые документы, а программисты – запускать сайты и приложения). 

Еще есть событийное волонтерство (когда помогают организовать и провести конкретное мероприятие), донорство (например, крови), спортивное, культурное, медицинское и другие виды добровольческого движения.

Волонтеров разделяют и по возрасту: добровольцы-школьники (до 18 лет), волонтеры-студенты (18–25 лет), работающие люди (25–55 лет), «серебряные» волонтеры (старше 55 лет). Каждая из категорий ценна по-своему: если речь идет о работе на компьютере, стоит выбрать человека младшего возраста, а занятия с людьми с инвалидностью лучше проведут «серебряные» добровольцы с опытом в сфере образования.

Где их найти?

Когда определились с тем, какие волонтеры нужны (это отличается от НКО к НКО и от случая к случаю), нужно заняться их поиском. Есть несколько вариантов.

Если организация известная и о ней часто пишут в СМИ, волонтеры придут сами. Главное – правильно позиционировать себя в медиа, писать хорошие тексты и эффективно коммуницировать с редакцией. Подробнее об этом мы уже рассказывали. Но если НКО молодая и маленькая, добровольцев нужно искать и привлекать самим. Делать это можно по-разному: например, выставлять объявления в соцсетях и СМИ, давать рекламу по телевизору и на улице, работать в формате «сарафанного радио». Такие каналы помогут привлечь обычных волонтеров, которые расставят стулья на благотворительном концерте, привезут на этот концерт ветеранов, а после мероприятия помогут все убрать.

Для поиска интеллектуальных волонтеров (медиа или pro bono) лучше идти на специальные онлайн-площадки.

  • IT-волонтер — платформа для помощи некоммерческим проектам силами IT-специалистов. Здесь помогут создать дизайн-презентации, доработать структуру сайта, настроить CRM.
  • Пасека — сообщество веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов, заинтересованных в работе с некоммерческими организациями и социальными проектами. Специалисты разработают лендинг, прорекламируют благотворительную акцию, напишут текст для рассылки НКО.
  • ProCharity — платформа, которая привлекает специалистов из коммерческого сектора, готовых помогать фондам своими профессиональными навыками на безвозмездной основе. Можно найти волонтера-дизайнера, юриста, менеджера, фотографа, финансового консультанта, переводчика.
  • todogood — платформа социальных изменений, которая позволяет профессионалам из мира бизнеса применить талант и опыт в решении стратегических задач некоммерческого сектора. Для НКО волонтеры придумают маркетинговую или HR-стратегию, составят или обновят бизнес-модель, разработают портфель продуктов.

Когда ищете добровольцев, важно доступно и заранее проговорить задачи, которые они будут выполнять, а также место и способ связи с вами. Эксперты «Мосволонтера» приводят пример: когда в 2001 году в США началась кампания по привлечению волонтеров, откликнулось очень мало людей. В процессе оценки ситуации выяснилось: 80% респондентов слышали призыв и полностью разделяют ценности добровольчества, но не поняли, где и как начать волонтерскую работу.

Как организовать, обучить и мотивировать?

Организовывать, учить и мотивировать нужно не всех волонтеров. Так, если вы пользуетесь бесплатными единоразовыми услугами программиста, то этого делать не надо. А вот когда хотите сформировать крепкую и дружную команду постоянных добровольцев, этим вопросом придется обеспокоиться.

Организация

О том, как будут работать волонтеры, нужно подумать заранее. Если собираете целую команду, роли в ней должны быть четко распределены, обязательно должен быть лидер.

«Лидер, или координатор сообщества — критически важный фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие волонтерского проекта. Лидер ставит планку задач и мотивирует сообщество волонтеров; лидер добывает ресурсы и принимает меры по предотвращению конфликтов; лидер задает общее настроение внутри сообщества. Очень важно, чтобы лидер волонтерского сообщества имел личный опыт волонтерства, а также был готов активно обучаться и транслировать полученный опыт и знания волонтерам», — считает Владимир Хромов.

Если необходимо, у каждого волонтера должно быть свое рабочее место. Добровольцам нужно дать униформу и беджики. Важно, чтобы был общий канал коммуникации, например, закрытая группа или беседа в социальных сетях.

Обучение

Решение о том, обучать или не обучать волонтеров, зависит от работы, которую они будут делать. Так, учить собирать мусор на субботнике вряд ли придется, а вот общаться с пациентами хосписа нужно обязательно.

Эксперты «Мосволонтера» предлагают простую схему подготовки добровольцев:

  • Сначала нужно провести короткий вводный инструктаж, который даст понять людям, зачем они сюда пришли и что будут делать. Будьте готовы, что уже на этом этапе может отсеяться несколько участников.

  • Далее можно приступать к разъяснению непосредственных обязанностей. Это можно делать с помощью дополнительных материалов – брошюр и памяток. В них подробно и наглядно описывайте, что и как делать. Например, если волонтеры ведут досуговые мероприятия в детской больнице, то подскажите им, как поступить, если ребенок заплачет.

  • Функциональное обучение – следующий этап. Он не всегда обязателен, но нужен для длительных и сложных проектов. Обучение может проходить онлайн и оффлайн, длиться несколько дней или недель. Важно рассказать о миссии НКО и задачах работы, понятно объяснить теорию, дать практические навыки и разобрать реальные кейсы из практики организации. 

  • На курсах повышения квалификации волонтеры углубляют свои знания. Занятия могут быть узконаправленными (например, посвященными работе с паллиативными больными) и универсальными (развивать так называемые софт скиллз).

Еще один важный элемент подготовки волонтеров к работе в НКО – наставничество. В его рамках опытные волонтеры помогают адаптироваться новичкам, передают им свои знания и опыт, знакомят с командой, делятся секретами и лайфхаками.

Мотивация

Директор омского благотворительного фонда «Обнимая небо» Наталья Налимова предлагает несколько практических способов поддержки и мотивации волонтеров:

  • Учитывать интересы каждого человека: один хочет помогать пожилым людям по хозяйству, другой – организовывать благотворительные мероприятия. Этот совет поддерживает и статистика: деятельность, в которую вовлечены добровольцы, является основным фактором привлекательности для 70% волонтеров.
  • Поддерживать финансово: за свой труд волонтеры не получают зарплату, но бесплатный обед или оплата проезда дадут добровольцу понять, что его здесь ценят.
  • Поддерживать психологически: если волонтер работает в напряженной эмоциональной обстановке, то ему полезно регулярно общаться с психологом.
  • Удовлетворять потребности: если парикмахер бесплатно стрижет жителей дома престарелых, ему нужно помочь купить инструмент (ножницы или машинку для стрижки).

Еще мотивацией могут служить благодарственные письма и грамоты, повышение статуса волонтера (например, до лидера группы), хорошие рекомендации и характеристики для будущих работодателей.

Организация, обучение и мотивация волонтеров – сложные задачи. Но если их не выполнять, волонтеры выгорят и уйдут. НКО придется искать новых добровольцев, заново их учить и адаптировать. На это уходит много времени, которое иногда – очень ценный ресурс.