Какие IT-инструменты используют НКО в своей работе

Представить работу современных НКО без технологий невозможно: общественники собирают пожертвования онлайн, проводят вебинары и ведут соцсети. Использование электронной почты и облачных хранилищ тоже очевидно. Но многие НКО пошли еще дальше  – стали покупать картографические сервисы, сканировать QR-коды и разрабатывать авторское ПО.

Эксперты в области веб-технологий для некоммерческого сектора Анна Ладошкина и Юлия Крылова выделяют 10 IT-тенденций, обязательных для современных НКО. Среди них – наличие сайта и удобной системы онлайн-пожертвований, автоматизация работы в офисе и за его пределами, обеспечение безопасности личных данных сотрудников и благополучателей, знание IT-законодательства.

Этих принципов некоммерческие организации придерживаются в разной степени, но большинство из них понимает: чтобы оставаться актуальными и успевать за рынком, надо разбираться в сфере IT. Посмотрим на примерах.

Мировые тренды

Ежегодный доклад Global NGO Technology Report, который описывает использование IT-технологий в некоммерческом секторе, определил самые эффективные инструменты коммуникации и фандрайзинга для НКО. В 2019 году ими стали сайты, соцсети и email-рассылки. По данным исследования, в котором приняли участие 5 721 НКО из 160 стран, у 80% некоммерческих организаций есть сайты, 90% пользуются социальными сетями, а 71% НКО владеют email-рассылками со средним количеством подписчиков в 14 тысяч человек.

Помимо внешней, важна и внутренняя коммуникация с командой. Поэтому 19% опрошенных НКО пользуются мессенджерами, например, WhatsApp, Telegram или Slack. Для распределения и контроля за выполнением задач 22% организаций выбирают таск-менеджеры, например, Asana или Trello. А 40% организаций работают с CRM – специальными базами данных для сбора и анализа информации о донорах, волонтерах и пожертвованиях.

Очевидно популярными в мировом некоммерческом сообществе оказались сервисы для онлайн-пожертвований, причем регулярных. Их использует 68% организаций. Еще одна важная технология – шифрование информации для ее защиты, к ее помощи прибегает 41% НКО.

Итого в 2019 году некоммерческие организации по всему миру увеличили свои затраты на технологии на 51% (по сравнению с 2018 годом). Можно предположить, что в 2020 году в связи с пандемией и переходом на удаленную работу этот показатель стал еще больше.

Опыт российских НКО

Российские НКО, как и некоммерческие организации других стран, пользуются общедоступными и специализированными IT-инструментами. Особый интерес представляют последние.

CRM (или системы управления взаимоотношениями с клиентами)


Общественники пользуются популярными CRM-системами (например, «Битрикс24» или «ПланФикс») и собственными программными продуктами. Так, благотворительная организация «Ночлежка» создала свой сервис для сопровождения клиентов, его назвали МКС (или «Многофункциональный кабинет соцработника»).

«При регистрации клиента в системе МКС сотрудник заполняет развернутую анкету. Мы в «Ночлежке» составили список вопросов таким образом, чтобы они направляли ход первичной консультации и давали максимум информации о клиенте, необходимой для дальнейшей совместной работы. Кроме того, собирая статистику на основе заполненных анкет, проще ориентировать работу организации на реальные нужды клиентов», — описывает работу программы Ася Суворова, специалист по социальной работе «Ночлежки».

Еще один пример отечественной разработки — DRM (или Donor Relationship Management) от фонда «Дети наши». Система помогает оптимизировать работу с донорами, волонтерами, партнерами, благополучателями.

«Мы разрабатывали систему таким образом, чтобы человеку, который, например, занимается благополучателями и даже не думает такими терминами, как «базы данных», не надо было становиться программистом. Он открывает свой стандартный браузер, заходит в систему и начинает работать в своем блоке», — рассказывает директор по развитию фонда Наталья Петрова.

Сервисы для сбора пожертвований

Чем проще и понятнее сервисы для сбора пожертвований, тем больше вероятность получить финансовую поддержку. Сегодня пожертвовать деньги можно при помощи смартфона: достаточно отправить СМС на короткий номер, отсканировать QR-код или нажать кнопку на сайте.

Среди отечественных НКО популярностью пользуется виджет Goody, который позволяет принять пожертвование в три клика с любых банковских карт. Ему доверяют центр «Дом друзей», экологическая группа «Челябинск, дыши!» и фонд «Предание».

«Реально полезная оказалась штука, приносит по 1 000 рублей пожертвований в день, иногда больше. Иногда сильно больше! Отличный инструмент», — отзывается о работе сервиса президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.

СМС-пожертвования принимает фонд помощи хосписам «Вера».

Источник: фонд помощи хосписам «Вера»

Платформы для проведения онлайн-мероприятий

Такие сервисы стали особенно популярны в период пандемии. Некоммерческий сектор перешел на удаленку, невозможными стали и тематические встречи. На помощь пришли приложения для видеосвязи и платформы для проведения онлайн-мероприятий. Здесь многие общественники стали проводить вебинары, онлайн-конференции и обучающие курсы.

Популярная среди отечественных НКО площадка для проведения мероприятий – сайт webinar.ru.

«Мы проводили опрос и выяснили, что большинство пользуется платформой webinar.ru. Это платформа, которая родилась у нас, у нее российские корни. У нее функционал, который изначально разрабатывался с некоторым учетом наших реалий», — рассказывает директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева.

Источник: webinar.ru

Еще один сервис, который поможет организовать онлайн-встречу, – Timepad. С ним получится быстро создать событие, собрать людей в единую базу и принять оплату за билеты.

Источник: Timepad

Многих выручал и старый добрый Zoom.

Волонтеры –  ценный ресурс для НКО. Некоторым организациям добровольная помощь требуется лишь изредка, а другие нуждаются в ней постоянно. Но найти волонтеров непросто, особенно если нужны узкие специалисты или НКО молодая и малоизвестная. Для поиска неравнодушных людей общественники часто используют специальные сервисы.

ProCharity – это электронная площадка, куда благотворительные фонды обращаются за интеллектуальной помощью. Среди пользователей сервиса – инклюзивный кинотеатральный проект «Взаимодействие», благотворительные фонды «Дом с маяком» и «Собаки, которые любят».

IT-волонтер – платформа для помощи некоммерческим проектам силами IT-специалистов. Услугами пользуются Всемирный фонд дикой природы в России, онлайн-сервис помощи бездомным животным TEDDY FOOD, сеть взаимопомощи женщин «ТыНеОдна».

Картографические сервисы

Эти IT-инструменты нужны НКО, которые помогают искать пропавших людей. Например, организация «Лиза Алерт» собирает все картографические данные на веб-ресурсе LA Track. Сейчас сервисы масштабированы на всю Россию.

«К движению постоянно присоединяются новые волонтеры из разных регионов, за помощью обращается все больше людей. Сегодня одновременно может проходить до 30 поисковых мероприятий в день, в которых участвует до 300 человек. Поэтому в отряде было принято решение масштабировать возможности сервиса LA Track», — рассказывают в пресс-службе поисково-спасательного отряда.

В своей работе волонтеры и сотрудники «Лиза Алерт» используют GPS/GSM трекеры, туристические навигаторы, оборудование для авиапоиска.