НКО и доноры: решить спорные вопросы поможет конструктивный диалог
16 марта директор благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Мария Черток и директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская провели неформальный паблик-ток «Доноры и НКО: за кулисами грантовых конкурсов». В мероприятии участвовали представители столичных и региональных некоммерческих организаций.
«Мы знаем, что грантовые конкурсы — это очень важный источник финансирования для некоммерческих организаций», — начала свое выступление Мария Черток.
Она отметила, что в 2020 году количество грантовых конкурсов существенно увеличилось, но фактически получить финансовую поддержку стало сложнее. Причиной тому стала высокая занятость НКО, которые в разгар пандемии развозили продуктовые наборы пожилым, занимались автоволонтерством и помогали врачам в больницах. Из-за большого количества работы участвовать в борьбе за гранты не было времени и сил.
На фоне сложившейся ситуации в некоммерческом секторе впервые возник запрос на анализ отношений доноров и грантополучателей и понимание, как НКО оценивают разные грантовые конкурсы. Ответом на этот запрос стало исследование фонда «КАФ» и благотворительного собрания «Все вместе», которое провели во второй половине 2020 года.
Отношения НКО и грантодателей: результаты исследования
Результаты исследования взаимоотношений доноров и НКО представила Юлия Ходорова, одна из авторов доклада «Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?» Она рассказала, что выводы работы полностью подтвердили существующие предположения.
По результатам опросов и интервью, в которых участвовало 516 НКО, выяснилось, что абсолютное большинство респондентов считает грантовые конкурсы движущей силой системных изменений и развития некоммерческого сектора. Грантодатели хорошо понимают контекст некоммерческой работы и демонстрируют высокий уровень доверия к общественникам.
При этом общая картина выглядит не так радужно: НКО беспокоят чрезмерные требования доноров в рамках грантовых договоров, формальные ограничения зарплат и административных расходов, отсутствие обратной связи. Почти половина опрошенных считает трудновыполнимым требование о софинансировании гранта. Но из-за необходимости соблюдения всех формальных условий некоммерческим организациям приходится подстраиваться.
«Чаще всего софинансирование — это собственные ресурсы организации… В основном это собственные помещения, бесплатный труд волонтеров, техника… Это фиктивное софинансирование», — комментирует Юлия Ходорова.
НКО также выделяют организационные сложности участия в грантах (например, срочные запросы доноров) и чрезмерные требования к отчетности (слишком большое количество документов и неадекватные показатели эффективности работы).
В своей презентации Юлия Ходорова рассказала и об ожиданиях НКО: они хотели бы получать гранты на длительные проекты (более 1,5 лет), текущую деятельность и организационное развитие (например, на образовательные мероприятия для сотрудников и волонтеров). Ходорова добавила, что общей целью исследования и составления отчета стало желание инициировать разговор о развитии партнерства и повышении эффективности взаимодействия доноров и НКО.
Как НКО договариваться с донорами: реальные кейсы
О своем опыте решения спорных вопросов с донорами рассказали представители столичных и региональных некоммерческих организаций. На мероприятии общественники представили серию реальных кейсов для иллюстрации возможных выходов из проблемных ситуаций.
Первой выступила Ирина Долотова из центра «Пространство общения». Она поделилась опытом взаимодействия с фондом «Абсолют-Помощь». Так, в рамках конкурса грантодатель требовал, чтобы центр предъявил персональные данные благополучателей, но руководство НКО отказалось это делать.
«У нас был грант, который подразумевал психологическую помощь родителям детей с нарушениями развития», – рассказала Долотова. Поэтому многие благополучатели отказались раскрывать свою личную информацию: они боялись, стеснялись и чувствовали себя некомфортно. Да и сам центр не был готов брать на себя ответственность по хранению и передаче такого большого количества персональных данных.
Решить проблему помог конструктивный диалог: центр «Пространство общения» совместно с другими участниками грантового конкурса объединили свои усилия в борьбе за справедливость. Грантодатель пошел на уступки, и НКО смогли получить необходимую финансовую поддержку.
«Требования доноров с каждым годом становятся все больше, но в какой-то момент нам тоже нужно сказать свое слово, и оно должно быть услышано», — добавляет Долотова.
Следующей на сцену вышла Татьяна Тульчинская, эксперт конкурса грантов мэра Москвы для СО НКО. Она рассказала о своем опыте оценки некоммерческих проектов. По результатам конкурса экспертный совет написал письмо-обращение к его организаторам, предлагая внести существенные изменения в процедуру проведения. Замечания касались технической стороны организации конкурса и низкого уровня его прозрачности.
«Мы оказались в довольно сложной ситуации, когда итоговые результаты конкурса нас как экспертов ставили в непростое положение и не давали нам возможности полностью отвечать за свои решения», — рассказывает Тульчинская.
На сегодняшний день диалог экспертов и организаторов конкурса продолжается, но конкретных действий последние пока не предприняли.
Участником беседы стала и Оксана Петрова из фонда «Добрый город Петербург». Петрова рассказала, насколько важен конструктивный диалог и правильный выбор канала коммуникации с донором. Эксперт пояснила, что иногда один телефонный разговор может заменить длительную и малоэффективную переписку.
«Переговорщик — это отдельная компетенция, которая нужна каждой НКО», — сказала она.
Слово дали регионам. По видеосвязи подключилась Елена Малицкая из Сибирского центра развития общественных инициатив. Она отметила, что, несмотря на единичные удачные кейсы, общая ситуация по-прежнему остается неизменной: грантодатели все еще требуют чрезмерной отчетности от НКО и жестко контролируют их работу. Малицкая сказала, что взаимодействие с каждым конкретным грантодателем зависит от фигуры менеджера, поэтому если человек увольняется и на его место приходит другой, появляются новые практики и правила.
Следом выступила Александра Роднищева из фонда «ДоброСвет» (г. Воронеж). Она рассказала, что фонду пришлось отказаться от денег одного из государственных грантодателей. Это произошло из-за требований донора предоставить персональные данные благополучателей, чрезмерного контроля за деятельностью НКО и просьб об избыточной отчетности.
«Я понимаю, что у органов власти есть свои регламенты и мотивы, но и у нас свои правила», — добавила Роднищева.
Она подчеркнула, что фонд привык действовать по принципу «выбираем не донора, а партнера».
Выводы: у грантодателей и НКО должны быть единые цели
В заключение мероприятия участники беседы пришли к единому мнению: доноры, НКО, эксперты и благополучатели преследуют общие цели. Поэтому решать все спорные вопросы нужно в рамках конструктивного диалога.
Наталья Каминарская добавила, что донор должен быть заинтересован в обратной связи экспертов и НКО – только так грантовые конкурсы можно сделать лучше. Кира Смирнова из благотворительного собрания «Все вместе» подчеркнула, что доверие между донорами и НКО появится, когда будет предсказуемость. Когда условия конкурса заранее прописаны грантодателями и внимательно прочитаны общественниками, все сроки выполняются и не возникает внезапных дополнительных требований.
Эксперты подвели итог: ответственность за качественное проведение грантовых конкурсов лежит как на донорах, так и на НКО. Обе стороны должны подходить к вопросу осознанно и ответственно, работать в формате взаимодействия. А еще важно сохранять позитивный настрой.