«НКО не могут существовать и полноценно работать без доверия»: зачем нужны открытость и прозрачность

Работа любой некоммерческой организации строится на доверии. Если НКО доверяют, ее поддерживают деньгами, о ней пишут в СМИ, ей помогают волонтеры и эксперты. Сформировать такие отношения непросто, но возможно.

«НКО не могут существовать и полноценно работать без доверия», – начала свое выступление руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting Эльвира Алейниченко.

На вебинаре «Как сделать публичный отчет, работающий на вас. И другие инструменты повышения открытости и прозрачности НКО» от благотворительного фонда «КАФ» и сервиса онлайн-пожертвований «Благо.ру» она рассказала о способах повышения доверия к некоммерческим организациям.

Алейниченко отметила, что для формирования доверия НКО нужно работать прозрачно и открыто: рассказывать о своих целях и методах, благополучателях и донорах, успехах и неудачах. Проще всего делать это в интернете.

«Если вас нет в интернете — то возникает вопрос, существуете ли вы вообще», — считает эксперт. 

Обязательность присутствия НКО в интернете ярко проявилась в пандемию: выиграли организации, которые умело использовали соцсети. Удачный пример –кейс социального благотворительного магазина Charity Market, который во время карантина переформатировал свой инстаграм и сильно повысил выручку.

Но перед тем, как создавать аккаунты в соцсетях и публиковать отчетную документацию, важно проанализировать текущую работу НКО и понять, насколько она открыта и прозрачна уже сейчас. Алейниченко предлагает сделать это с помощью Стандартов информационной открытости. Пособие описывает 3 уровня:

  • базовый (когда доступны только основные данные: название, адрес, миссия и цели НКО);
  • расширенный (к базовому набору добавляют финансовую информацию и детали реализуемых проектов);
  • полный (помимо прочего, в общем доступе находятся результаты аудиторских проверок и внутренние документы).

Самостоятельно оценить работу организации можно также с помощью опросника «Довериометр», доклада «Прозрачность НКО: результаты оценки сайтов. Мануал этического саморегулирования» или Методологии рейтинга благотворительных некоммерческих организаций РАЭКС-Аналитика и АСР.

Если оценка получилась неудовлетворительной, ее нужно повышать.

Photo on Unsplash  by Rohan Makhecha 

Как повысить уровень доверия к НКО?

Есть несколько простых, но действенных способов.

  • Выполнять все требования закона и направлять отчет о работе в Минюст. По словам Алейниченко, больше 40% некоммерческих организаций этого не делают.
  • Быть открытыми в отношениях с партнерами и донорами. Государственные доноры требуют прозрачности действий НКО, а частные грантодатели и бизнес этого не делают. Спикер предлагает некоммерческим организациям пользоваться простым правилом: если деньги пришли – за них надо отчитаться.
  • Выкладывать финансовые документы в общий доступ. Рассказывать об использовании денег нужно не только тем, кто их пожертвовал, но и другим заинтересованным лицам: сотрудникам, волонтерам, местному сообществу.
  • Рассказывать о команде. Организациям с человеческим лицом доверяют больше, чем анонимным НКО. Поэтому на сайте или в соцсетях нужно поименно перечислить всех сотрудников, рассказать об их опыте и компетенциях. Желательно выступать на тематических конференциях и круглых столах – это поможет сформировать хорошую репутацию.
  • Участвовать в совместных проектах с другими НКО. Алейниченко приводит известную поговорку «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» и советует вступать в партнерские отношения только с проверенными организациями.
  • Публиковаться в СМИ. Взаимодействие со СМИ – сложная работа, но делать ее важно. Положительные публикации об НКО существенно влияют на ее восприятие в обществе.
  • Быть фактически доступными. Телефоны, адреса электронной почты и социальные сети должны быть актуальными и рабочими. Если с НКО можно быстро и легко связаться – она движется в правильном направлении.
  • Участвовать в исследовательских проектах. «Когда к вам обращаются с запросами на проведение исследований, очень здорово, если вы от этого не отказываетесь», – говорит эксперт.
  • Участвовать в аудиторских проверках и программных оценках, публиковать их результаты. Так НКО показывает, что ей нечего скрывать.
  • Составлять публичный годовой отчет. 

«Не относитесь к отчетам как к формальности. Позаботьтесь об удобстве людей, которые будут это читать», — добавляет Алейниченко. 

Работа по обеспечению прозрачности и открытости требует много времени и сил, но окупается в перспективе. И наоборот: если НКО действует закрыто – это негативно сказывается на всей отрасли.

«Если люди не будут доверять каким-то НКО, скорее всего, они не будут доверять некоммерческому сектору в целом», – добавляет Эльвира Алейниченко.