СО НКО: что это такое и кто туда попадает

Одиннадцать лет назад в России на законодательном уровне закрепили определение социально ориентированных некоммерческих организаций. Спустя годы обязанность государства поддерживать такие НКО должным образом так и не появилась. Пока у представителей «третьего сектора» закреплено лишь право на получение подобной помощи от властей. Правда, пандемия ускорила процесс создания более эффективных гарантий для таких НКО.

С чего все начиналось

В 2010 году российское законодательство об НКО изменили, добавив туда специальный термин – социально некоммерческие организации. Их отличительной чертой указали решение соцпроблем и развитие гражданского общества в России.

А спустя пять лет Владимир Путин в своем ежегодном послании к Федеральному собранию подчеркнул, что властям нужно особо поддерживать те НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства. Тогда президент указал на необходимость установить особый правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно полезных услуг», который появился в 2017 году.

Чтобы получить его, организация, работающая как минимум год без долгов и статуса «иноагента», подает заявку в региональное профильное ведомство. В зависимости от того, в какой сфере вы оказываете услуги, это могут быть Минтруд, Минкультуры, Минздрав, Минобрнауки, Минюст, Минспорт, Рособрнадзор, Роспотребнадзор или Ростуризм. Это нужно, чтобы получить заключение о качестве услуг, с которыми НКО хочет войти в реестр ИОПУ. Такая бумага вместе с пакетом документов идет в Минюст, который принимает решение о включении в нужный перечень.

В Постановлении Правительства РФ от 27 октября 2016 года № 1096 четко перечислены услуги, который считаются общественно полезными. Их больше двух десятков: от «оказания помощи семье в воспитании детей» до «содействия в вопросах трудоустройства».

Источник: Постановление Правительства РФ от 27 октября 2016 года № 1096 

Кроме того, в ФЗ № 287 прописано право НКО-ИОПУ на приоритетную поддержку. Только вот обязанности властей предоставить ее – нет. Отсутствует и отдельный рейтинг регионов по работе с такими организациями, поэтому губернаторов и министров за эту работу никак не поощряют. Одним словом, статус исполнителя общественно полезных услуг пока всего лишь стал «знаком качества» для НКО, писал отраслевой ресурс Агентство социальной информации: «Это важная «почетная грамота» в портфолио претендентов на гранты корпоративных фондов: обычно ИОПУ имеют хорошие отношения с властями».

Коронавирус как толчок к созданию нового реестра 

На фоне пандемии власти решили выделить социально ориентированные НКО еще одним способом, создав для них отдельный реестр. Туда вошли организации, которые с 1 января 2017 года получали субсидии по программам, реализуемым госорганами, поставщики социальных услуг и обладатели президентских грантов. Всего в перечне оказалось более 24 000 НКО.

Источник: сайт Минэкономразвития, по состоянию на 4 февраля 2021 года 

Правда, некоторые эксперты раскритиковали критерии создания нового реестра. По словам Ивана Бегтина, директора АНО «Информационная культура», получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты, возмущается представитель «третьего сектора».

Источник: Газета РБК 

В спорный перечень включили государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщиков для госнужд, обращает внимание Бегтин: «При этом туда не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности».

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Он надеется, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.