Как проводить исследования – презентация нового курса

Исследования нужны в работе НКО, чтобы определить, в чем именно нуждаются их подопечные, довольны ли они оказанной помощью. Это поможет понять, куда двигаться и что можно улучшить в работе. Но проводить опросы или интервью – подчас непростая задача. Об этом рассказали сотрудники НИУ ВШЭ, которые занимаются исследованиями профессионально. Они перечислили сложности и рассказали, какие необычные исследования по заказу НКО им приходилось делать.

О том, как НКО проводить исследования, поговорили на презентации курса НКО Лаб и ВШЭ «Прикладные исследования и работа с данными для НКО». Разговор состоялся 25 февраля в рамках Большой онлайн-конференции к Дню НКО. Исследования – это актуальная тема для некоммерческих организаций, которые помогают обществу. Без них часто не может обойтись социальное проектирование, то есть планирование работы НКО в виде проектов. Перед тем, как начать помогать, хорошо бы изучить тех, кому хочешь помогать, будь то инвалиды, пожилые люди или многодетные семьи. Насколько они заинтересованы получить новые навыки или, например, психологическую реабилитацию? Часто у организаций уже есть на это готовый ответ: они работают «в поле», и у сотрудников есть устойчивые стереотипные представления о том, что происходит, но на деле все может быть совсем иначе, пояснила научный сотрудник Центра оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ Ирина Краснопольская. Чтобы избежать ошибок, и нужны исследования.

Опрос или интервью позволяют выполнить «достаточно стандартные задачи»: узнать что-то новое, подтвердить или опровергнуть предположение, получить ответ на вопрос «почему это происходит?» Для этого, продолжала Краснопольская, надо уметь определить целевую группу и выборку, выбрать вид исследования, составить анкету или интервью, собрать данные, проанализировать результаты и о них рассказать.

Как подчеркнула директор Центра оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ Юлия Скокова, НКО не стоит проводить «исследования ради исследований», за каждым должна стоять прикладная задача. Еще одна сложность в том, чтобы правильно выбрать тип исследования. Поскольку опрос – это просто вопрос и ответ. Иногда это не подходит, и нужно интервью, пояснила Скокова. «Главное – как сформулировать вопрос, его бывает сложно задать», – отметила научный работник.

Кроме того, тем, кто проводит исследования, надо уметь перевести потребности в язык исследования, осмыслить то, что получено, собрать результаты и представить. Этому – в общих чертах – и учат на совместном курсе НКО Лаб и ВШЭ. Курс состоит из шести занятий, одно очное, а остальные – онлайн раз в неделю. Чтобы попасть на обучение, нужно обязательно написать письмо, где раскрыть свои цели.

«Нам неинтересно, есть у вас опыт или нет, но нам важно понять ваши цели», — объяснила Скокова. 

Подать анкеты на третий поток можно до 10 марта 2021 года.

Изображение с сайта презентации

Ученые рассказали, как проводят исследования для НКО. Если запрос небольшой, они могут помочь бесплатно, например, составить анкету для опроса. Если задача объемная и комплексная, включаются в работу как полноценные внешние исполнители. По словам Скоковой, запросы чаще всего типовые, например, оценка запросов благополучателей, если услуга еще не оказана, или оценка их удовлетворенности, когда они уже получили услугу. Но есть и более интересные темы для исследований. К примеру, организации часто хотят узнать, какая мотивация у волонтеров к ним приходить – найти друзей, заняться интересным делом, чему-то научиться и так далее, излагала Скокова. Но одна организация попросила узнать, почему волонтеры уходят. Таким вопросом задаются редко, но это порой такая же проблема, как текучка кадров для коммерческой организации, призналась Скокова.

Краснопольская вспомнила другой запрос от организации, которая проводит культурные мероприятия в детдомах. Там просили оценить эффективность работы, но посчитали, что для этого будет недостаточно просто опросить преподавателей или воспитанников. «Тогда мы предложили эксперимент: сравнить детей, кто ходит, а кто нет», – рассказала Краснопольская.

Еще одна интересная инициатива в рамках ВШЭ – спрашивать у НКО, какие у них исследовательские задачи, и поручать их студентам, рассказала Скокова. «Довольны все: студенты пишут на важные и интересные темы, НКО получают нужные им сведения». Скокова надеется, что в следующем году участников будет больше. Поскольку студентам можно поручить самые разные темы – от материнского выгорания до трудоустройства людей с нарушениями здоровья, заключила Скокова.