Краудфандинг: когда путь к кошельку лежит через сердце

Собрать денег на приют для животных, фильм о медведях или городской фестиваль – все это можно с помощью краудфандинга. Со стороны все вроде просто: размещаешь проект с красивыми фотографиями на популярном сайте, и деньги идут, если повезет. Но на самом деле это не везение, а ежедневная работа. Непростая, зато творческая. А секрет прост: надо попасть в запрос общества и общаться с людьми так, чтобы им было интересно. А это как? – расскажем на примерах.
-

Краудфандинг – это финансирование с помощью интернета: вы размещаете свой проект на специальном сайте и принимаете переводы от желающих. Ставить цели можно какие угодно, например, музыканты собирают на новые альбомы, режиссеры – на фильмы, писатели – на книги. Первая краудфандинг-кампания была именно музыкальная: в 1997 году поклонники британской рок-группы Marillion организовали в интернете сбор денег на ее британский тур. За короткое время им удалось собрать $60 000. Сами музыканты участия в кампании не принимали. Следом опыт переняли кинорежиссеры, собиравшие деньги на фильмы, бизнесмены, которые искали финансирование стартапов, и, конечно, социальные деятели и благотворители.

Популярность краудфандинга растет. В 2020 году это слово даже включили в толковый словарь Inc. А в 2019-м журнал Forbes Woman создал рейтинг самых успешных женщин-краудфандеров. Его возглавила зоозащитница Вера Митина, которая собрала 21 млн руб. на строительство центра помощи животным. Сборы начались в 2014 году, строительство продолжается, сейчас в центре уже живет 300 животных. Он отличается от обычных приютов комфортом: там приличный ремонт, мягкие лежанки, отопление и т.п. Еще в топе: предприниматель Гузель Санжапова, которой удалось выручить 6 млн руб. на бизнес по производству крем-меда в деревне, певица Диана Арбенина, которая собрала 5,7 млн руб. на звукозаписывающую студию, и еще одна певица, но бывшая – Елена Погребижская, получившая 5 млн руб. на резонансные документальные фильмы. В десятку Forbes Woman, помимо приюта для животных, попал еще один социальный, но более необычный проект от врача Виктории Валиковой. Это инфекционист и специалист по тропическим болезням из Уфы, которая собрала деньги на строительство бесплатной клиники в джунглях Гватемалы.

Это рекордные сборы. Средние суммы гораздо меньше – чаще всего они исчисляются в сотнях тысяч рублей. Но даже если посмотреть на общую картину, тоже понятно, что сборы и число участников растут год от года. На крупной платформе Boomstarter хоть раз поддержали проект 225 569 человек. В 2020-м году 24 599 человек собрали 51,7 млн руб., средний перевод составил 2 000 руб. – это больше, чем в 2019 году, несмотря на все кризисы, говорят на Boomstarter.

На одном крупном сайте Planeta.ru собрали за год 210 млн руб., средний чек составил от 1020 руб. в кризисном апреле до 1700 руб. в августе–сентябре – это было самое высокое значение за 8 лет. Получается, что средний перевод гораздо больше, чем в благотворительности, где обычно переводят сотни рублей.

Социальные проекты довольно популярны. Например, по статистике Planeta.ru, из 210 млн, которые собрали на сайте за прошлый год, больше 53 млн приходится на проекты категорий «Благотворительность», «Общественные инициативы», «Социальное предпринимательство» и «Наука и просвещение» (подсчет условный и с допущениями).

Но краудфандинг – это гораздо больше, чем деньги. Например, это еще и возможность заявить о себе на большую аудиторию и понять, способна ли ваша идея заинтересовать людей. Им можно предложить проект так, как его написали вы, – те сроки, суммы и цели, которые кажутся вам правильными. В отличие от конкурсов и грантов, здесь не надо подстраиваться под чужие условия. Но у краудфандинговых площадок есть и общие черты с фондами: серьезные площадки серьезно проверяют желающих разместить сбор социальной направленности – предъявляют требования к опыту работы, изучают уставные и финансовые документы, могут попросить рекомендации от партнеров.

Краудфандинг: подробности

Это действительно не совсем благотворительность, даже если деньги собираются на приюты для животных или лечение больных детей, и не инвестиции, даже если средства привлекаются на предпринимательство (в том числе, например, социальное). Здесь в благодарность за определенные суммы взноса принято предлагать определенные поощрения, например, открытки, сувениры, благодарственные письма, подарки, поделки от подопечных или экскурсии (например, в приют для животных).

«Хотя подобный сбор денег может вызывать ассоциации с инвестициями или пожертвованиями, эти слова в краудфандинге не используют, чтобы не путать людей, – 

подчеркивает PR-директор «Планеты.ру» Наталия Игнатенко.

Тот, кто переводит деньги, чувствует себя скорее участником или причастным к важному делу. Он выбирает то, что ему интересно. Поэтому легче средства собирают те, у кого уже есть «группа поддержки», – фанаты артиста или почитатели режиссера. К социальным начинаниям это тоже относится. Так что лучше, если про ваш проект уже знают: вы активно ведете соцсети и регулярно делитесь с подписчиками, что сделали, а что еще в планах. «Группа поддержки» начнет перечислять деньги на ваш проект. Если на него уже поступили платежи, он вызовет больше доверия у новых пользователей сайта, и они охотнее будут включаться.

Продвижение и подготовка


«Со стороны мир краудфандинга выглядит просто и прекрасно. Никому не известные люди разместили сбор, собрали много миллионов, потому что все любят собачек и кошечек. Ко мне приходят из регионов, просят помочь или сделать рассылку по нашим адресам, мол, нам тоже надо собрать на приют. У нас тоже собачки и кошечки. Но я смотрю на их сайт и соцсети и говорю: без обид, ребята, но вы не соберете», –
говорит Вера Митина, та самая зоозащитница, которая собрала 21 млн руб. на строительство приюта для животных.

Как говорит Митина, продвижение для краудфандинга – это непростая ежедневная работа: два часа в день, если говорить о работе одного человека. И если столько времени нет или нет помощников, идею лучше отложить до лучших времен. Потому что необходимо вести соцсети, продвигать их, наращивать аудиторию, постоянно рассказывать, что вы делаете, а что еще планируете.

«Продвижение хорошо бы продумать до начала проекта, – советует Игнатенко. – Например, вы хотите организовать городской фестиваль. Ответьте на вопрос, кому будет интересно и важно, чтобы ваш проект осуществился, какие паблики в соцсетях читают эти люди, каким СМИ доверяют?»  

Как отмечает Игнатенко, у всех успешных проектов есть общая черта: они попадают в запрос общества, интересны людям и люди готовы их финансировать. Невозможно нравиться всем и собирать «по рублю с каждого»: лучше найдите свою целевую аудиторию и общайтесь с ней через СМИ, соцсети и лично.

Второй важный аспект – это хорошо подготовленное оформление проекта: адекватная финансовая цель и срок, мотивирующее видеообращение, понятное описание, интересные вознаграждения, делится Игнатенко. Подготовьте иллюстрации, фотографии, включая фотографии команды, особенно если вы не имеете большой известности. Подумайте о вознаграждениях. «Многие думают, что им нечего предложить за поддержку проекта, – продолжает она. – Но всегда можно привлечь имеющихся или найти новых партнеров [чтобы они взяли на себя вознаграждения], это хороший повод».

Следует поставить реалистичную финансовую цель. Помните, что если проект не наберет определенную сумму, то все деньги вернутся участникам (по общему правилу, если площадка не предлагает специальных условий). Можно поискать другие похожие проекты и посмотреть, какие суммы ставят они. Если у вас многомиллионные потребности, рассмотрите возможность разбить их на несколько сборов. Это сейчас распространенная практика в краудфандинге. Например, если вы планируете издать цикл книг о музеях области, то попробуйте собрать на первую книгу. Посмотрите, интересно ли это, сможете проанализировать отклики, кому что интересно, какой размер вознаграждения и так далее.

Не забывайте и о сроках.

«Мы собирали 2,5 млн руб. на фильм о первом годе жизни бурого медведя в заповеднике на Камчатке. Мы поставили срок в 1,5 месяца, рассчитывая на рекламу в раскрученном ЖЖ фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка, но все равно не успели. Хорошо, что нам разрешили продлить кампанию», – 
рассказывает Ирина Журавлева, руководитель студии документального кино о природе LESFILM. 

Выбираем сайт: три примера

Какой сайт выбрать? Зависит от ваших целей. Есть тематические, есть универсальные, но все равно со своей спефицикой. Различаются они и по финансовым условиям. Обычно сайт берет себе комиссию, а если проект не набрал определенную сумму, то все деньги возвращаются спонсорам. А суммы обычно показываются в режиме реального времени – в этом прозрачность сервиса. На самом известном зарубежном сайте Kickstarter деньги возвращаются всегда, если проект не набрал 100%. Но для России он не подходит, потому что надо иметь счет в американском банке. Зато есть альтернативы, и условия там мягче.

Planeta.ru

Самый крупный русскоязычный сайт краудфандинга, который больше фокусируется на творческих и благотворительных проектах. Он берет комиссию 10%, если проект получил 100% финансирования или больше, 15% – если от 55% до 99%, а если не набрано и половины – деньги возвращают спонсорам.

Платформа предлагает особые условия для благотворительных кампаний (например, помощи больным людям, людям с инвалидностью или оказавшимся в сложных жизненных ситуациях – как взрослым, так и детям). Авторы подобных проектов могут продлевать их сроки, получают всю сумму, независимо от того, сколько собрано, и не платят комиссию сайту. При этом 5,9% от общей суммы все же придется заплатить на погашение банковских, технических и других издержек.

Boomstarter.ru

Это сайт больше сфокусирован на бизнес-идеях и технологических новинках, хотя социальные и благотворительные проекты появляются там в рубриках «Общество» и «Спорт». Например, покупка инвентаря для детской спортивной школы в маленьком поселке. Банковская комиссия для удавшихся проектов составляет 3,5%, стоимость размещения – по запросу. 

Dobro.Mail.ru

Проект, посвященный исключительно благотворительности. Желающие собирать средства проходят жесткую проверку: НКО должна быть зарегистрирована не позднее января 2019 года, нужно предоставить рекомендации, публиковать развернутые годовые отчеты, ежемесячные финансовые отчеты (если оказывается адресная помощь) и т.п. Обязательно иметь сайт и соцсети. А еще не принимаются заявки от московских организаций.

Комиссия с пожертвований не взимается.

Чего не хватает краудфандингу для развития

Игнатенко из Planeta.ru уверена: краудфандингу не хватает популяризации со стороны государства.

«Наших усилий недостаточно. Многие СМИ не хотят ставить ссылки даже на проверенные сборы или не хотят писать о российских площадках, считая их менее интересными, чем зарубежные, и это обидно». 

В Америке краудфандинг уже стал массовым культурным явлением. А в России некоторые люди, увидев ссылку на крауд-кампанию, до сих пор пугаются и спрашивают, нет ли карточки «Сбера», сокрушается Игнатенко. Хотя, в отличие от переводов на карточку, краудфандинг прозрачный и безопасный инструмент, уверяет она.

В то же время он сейчас на довольно достойном уровне в стране, учитывая уровень благосостояния населения и доверия к новым финансовым инструментам. «Восемь лет назад, когда мы только начинали, наших сооснователей считали сумасшедшими и говорили, что в России люди никогда не будут платить за то, чего еще нет», – вспоминает Игнатенко.

И это вселяет определенный оптимизм.

 

По теме

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.

publish