«На встречах никто не мучает детей вопросами о прочитанном»

Когда старший ребенок Ирины Рейнус был маленьким, он постоянно просил: читай, мам! А Ирина хотела не просто читать, но и по-настоящему приобщать детей к литературе, влюблять их в книги с самого раннего возраста. Так из детской просьбы вырос одноименный калужский книжный клуб «Читаймам», где в костюмах и среди декораций взрослые вместе с детьми читают книги и обыгрывают их. А затем передают готовые постановки в другие города, потому что теперь «Читаймам» — движение, которое распространяется по всей стране.

Еще несколько лет назад у нас был не очень развит детский образовательный досуг. Я говорю не об аниматорстве, а об интеллектуальном, развивающем досуге. Став мамой в первый раз, я начала погружаться в эту тему и придумывать способы занять своего ребенка, изучать современную детскую литературу.

В детстве я читала мало, тяга к чтению появилась где-то в 14 лет, когда в руки наконец попала подходящая, «своя» книга. Наверное, поэтому мне хотелось помочь ребенку как можно раньше открыть этот удивительный мир чтения, но сделать это через все каналы восприятия. По сути, я стремилась к интерактивному отыгрыванию истории в декорациях. 

Проект «Читаймам» чем-то похож на театр, но мне хотелось сделать акцент именно на чтении, которое сопровождается музыкой и действием.  

Со временем ко мне начали примыкать знакомые: мы делали большие семейные чтения с друзьями и их детьми. А потом сработало сарафанное радио и на мои чтения начали проситься совершенно незнакомые люди. Причем взрослые не просто сдавали своих детей как «на продленку», а тоже хотели быть задействованы в наших семейных проектах. Появилось  движение «Читаймам». 

Мы затеяли семейные фестивали, приглашали на них детских писателей: Зину Сурову, Нину Дашевскую. Режиссер Юлия Мялькина, с которой мы дружим, делала постановку по книге Юлии Кузнецовой, а я приглашала эту замечательную писательницу к нам на встречи с детьми и мы показывали ей постановку по её книге в качестве подарка.

Теперь я больше ориентируюсь на подростковую аудиторию. Но движение «Читаймам» живет и захватывает новые города. Я пропагандирую чтение, дружу с  «читаймамами» по всей стране, мы обмениваемся опытом. Очень многие проработанные постановки и декорации уехали в другие регионы, я отдала их единомышленникам. И мне не жаль делиться: не люблю делать повторы, мне интереснее каждый раз брать новую книгу. Всем желающим могу рассказать, как организовать чтение. Но самой мне интересно вдохнуть жизнь в постановку и двигаться дальше. 

Для чтения отбираются книги со смыслом, добрые, поучительные, с интересным изложением.

Мы берем автора и делаем проектные недели. Когда изучали Ганса Христиана Андерсена, то рассматривали его творчество во всех ипостасях: с музыкальной стороны, со стороны географии. В новом учебному году хотим полгода изучать Пушкина. 

На встречах никто не мучает детей вопросами о прочитанном. Мы учим их размышлять.

Важно показать подрастающему поколению, что книги — это живой организм. Что они разговаривают с тобой, помогают. 

Что это очень мощный формат развития. И даже если дети пока не читают сами, я уверена, что вся информация «втекает» и накапливается, как в сосуде. 

Я всегда работала с детьми: в лагерях по всей России, в образовательных учреждениях. Дети — это моя стезя. Мой основной вклад в жизнь — это развитие детей. Я понимаю, что если могу сделать что-то значимое, то именно в этом направлении. Растут двое моих детей, вместе с ними растут я и мои проекты. Десятки детей растут у меня на глазах. Мы начинали читать, когда детям было по 3–4 года, а теперь им уже по 14–15 лет и они все еще с нами. Мы все очень дружим: делаем семейные лагеря, походы, выездную школу. 

Я наблюдаю за всеми детьми, с которыми знакома с детства, и мне нравится то, что я вижу. И пусть основа закладывается в семье и в школе, мое маленькое зерно в их воспитании тоже есть.

Беседовала Ирина Мальвинская