Автор флешмоба «Пес на счастье» — об идее и ее воплощении

Считается, что привлекать звезд для раскрутки благотворительных инициатив не лучшая идея. Такие разговоры автор Мяч!Медиа услышала на одном из мероприятий об НКО. Мол, усилий тратится много, а эффекта почти ноль. Но если задействовать не звезд первой величины, а инфлюенсеров — широко известных в узких кругах людей — то результат может получиться совсем другим. Об этом рассказала Мария Косарева — волонтер приюта «Домашний» и автор известного флешмоба «Пес на счастье».

Идея очень популярного флешмоба «Пес на счастье» в том, что любой желающий выбирает собаку из приюта, красиво фотографируется с ней и размещает снимок в своих соцсетях. Собаку видят больше людей, и повышается шанс, что ее заберут домой. Флешмоб проходит с 2019 года и очень успешен: множество фотографий в популярных аккаунтах, билборды, публикации в СМИ. К нему присоединяются другие приюты, а ассистенты знаменитостей сами обращаются к Марии, узнавая, можно ли поучаствовать.

Мария рассказала, как в ней открылась эмпатия к собакам, откуда родилась идея флешмоба и как его воплотили в жизнь.

Своя собака и чужие собаки

В моей семье всегда были животные. Когда еще не было интернета, моя мама ездила в приюты на окраине Москвы и выбирала самую несчастную собаку. Правда, я жила с бабушкой и дедушкой, поэтому именно у меня собак не было, но они были частью нашей семьи благодаря маме. Помню ее рассказы про приюты: они тогда были ужасные, собаки жили в страшных вольерах. Сейчас есть очень хорошие приюты, в которых животные получают надлежаший уход и необходимую ветеринарную помощь. Тогда же это была совсем другая история.

У меня появилась собака уже во взрослом возрасте – это той-терьера Боня, от которой отказались предыдущие хозяева, когда ей был год. Я подумала: «Ну ладно, пусть поживет у меня, потом куда-то пристрою». Но Боня завоевала мое сердце, и я ее оставила. Я ей даже завела аккаунт в инстаграме @bonniethehappy.

Во мне поселилось новое чувство глубочайшей эмпатия к собакам. Как-то я гуляла по набережной Барселоны и увидела женщину, которая выгуливала большую овчарку и маленького песика примерно такого же размера, как Боня. Он меня и заинтересовал. Мы с мужем остановились поговорить с этой женщиной и стали свидетелями странной картины: огромная овчарка нас очень испугалась — от ужаса легла на асфальт и задрожала. А рядом стояла крошечная собачка, смелая и спокойная. Как рассказала ее владелица, овчарку она взяла из приюта. До этого над ней издевались, и больше всего собака боится мужчин и палок. А мой муж тогда держал в руке палку для селфи.

Огромная овчарка испугалась нас с мужем. Оказалось, над ней раньше издевались, она боится мужчин и палок. А мой муж тогда держал в руке палку для селфи.

Эта история произвела на меня неизгладимое впечатление. Тем вечером я вернулась в Москву, не спала всю ночь – изучала Интернете московские приюты.  Остановилась на пяти приютах, стала отправлять им деньги и изучала, какие где собаки. Я была поражена масштабом проблемы.

На следующее утро мне перезвонили из приюта «Домашний». Сотрудник поблагодарил за перевод и пригласил приехать в приют, посмотреть, на что идут деньги. Оказалось, приюту нужна самая разнообразная помощь, далеко не только денежная.

Первое, в чем я поучаствовала, — это «выставки» бездомных собак в парках, куда люди приходят посмотреть животных и, возможно, взять кого-то домой. В конце мероприятия нам с мужем пришлось отвозить обратно в приют четырех собак, которые никого из посетителей не заинтересовали. Когда собаки поняли, что их везут обратно, они визжали, лизали мне руки, не хотели выходить из машины. У меня сердце кровью обливалось, но делать было нечего, пришлось их вернуть.

Когда я отвозила собак обратно в приют, они визжали, лизали мне руки, не хотели выходить из машины. 

Так я стала приезжать в приют - привозила корм, переводила деньги, заказывала будки.

Я начала рассказывать об этом своему окружению, поэтому следом на помощь подтянулись коллеги и знакомые. Я считаю большим заблуждением идею о том, что заниматься благотворительностью нужно тихо. Вроде бы, конечно, неудобно обращать на себя внимание, что ты такой замечательный, не только успешный, но и помогаешь кому-то. Но с другой стороны — чем больше рассказывать о своем занятии, тем выше шанс привлечь кого-то еще. Ведь волонтеров катастрофически не хватает.

Не соревноваться, а объединяться

Идея флешмоба  «Пес на счастье» возникла не на пустом месте. По своей основной профессии я маркетолог и много сотрудничаю  с инфлюенсерами [блогеры, которые имеют относительно большую и лояльную аудиторию, их привлекают для рекламных кампаний. — Прим. Мяч!Медиа]. Как-то утром я проснулась и подумала: «А не сделать ли красивый добрый проект с приютскими собаками и инфлюенсерами накануне Нового года?»

С этой идеей обратилась к владелице приюта «Домашний» Илоне Броневицкой [певица и актриса. — Прим. Мяч!Медиа]. Она сначала отнеслась скептически и сказала, что селебрити в этом контексте совсем нерабочая история. С этим я не спорила, ведь у знаменитостей с миллионными охватами нелояльная аудитория. У меня была другая идея: задействовать «широко известных в узких кругах» людей, популярных в нишевых индустриях. Например, ресторатор, у которого «всего» 20 000 подписчиков, зато каждому из них он по-настоящему интересен, они следят за ним, учатся у него. Выслушав меня, Илона сказала: «Давай попробуем».

Идея моей акции — не просить помочь приюту или перевести деньги, а через инфлюенсера представить людям конкретную собаку с именем, возрастом, судьбой. Именно о ней известный человек рассказывает и передает ее тому, кто захочет забрать, глядя в глаза. Взять собаку у знаменитости – это приятно, но не все думают о том, что это большая ответственность!

Как мне удалось привлечь инфлюенсеров? Сыграли роль личные контакты. Я знала несколько человек, это дало хороший старт в 2020 году. Сразу отозвался Александр Цыпкин, которому я позвонила и рассказала свою идею. Откликнулись Ян Яновский, один из основателей фонда «Друзья», и ресторатор Илья Тютенков. Дальше пошло по цепочке — эти люди помогли мне привлечь свое окружение.

Вовлечь инфлюенсеров помогли личные контакты. А дальше пошло по цепочке, эти люди помогли мне привлечь свое окружение.

Впрочем, когда флешмоб уже обрел известность, мне стали сами звонить ассистенты известных людей. Они говорили: «Мы видели красивую акцию, хотим тоже поучаствовать». Но мои возможности ограничены, к сожалению, так как в проекте не самая простая логистика. Это эпизодическая история, в данном случае к Новому году. Правда, сейчас  подключились другие волонтеры, которые по моим инструкциям подхватили инициативу.

Как делают проект «Пес на счастье»

Чуть ли не главное правило в работе со знаменитостями и инфлюенсерами — ценить их время и тщательно планировать съемку. Они очень занятые люди. То есть если человек приехал в 13:00, то максимум в 13:05 надо начинать снимать. Для этого процесс должен быть хорошо отлажен. Другой важный пункт — место, локация. Я договорилась с салоном собачьей красоты в центре Москвы, чтобы всем было удобно. За день реально снять не более 6 животных: сотрудники приюта обеспечивали доставку собак. В салоне Groom Room животных приводят в порядок, делают из обычной грязной собаки, которую вы бы не заметили на улице, красивую и ухоженную, с роскошной шерстью, которая прекрасно впишется в интерьер любого особняка. Когда пес готов, и фотограф на месте, приезжает инфлюенсер, фотографируется и уезжает. Это обычно 15–30 минут. Затем собаку увозят, или она ждет в машине приюта окончания съемочного дня.

Снимают у нас, кстати, очень востребованные фотографы из глянца.

Со стороны может показаться, что это механический конвейер. Но это не так. Люди сами выбирают собаку, с которой хотели бы сняться заранее, по фото и описаниям. Например, «это Боб, ему два года, он попал в приют оттуда-то». Так что еще до съемки человек устанавливает эмоциональную связь с животным. А еще у некоторых собак в приюте нет имен, тогда герой съемки может сам выбрать имя. И, конечно, участникам всегда интересно, чем закончилась история. Когда собаку забирают, они очень радуются.

Люди сами выбирают собаку, с которой хотели бы сняться, по фото и описаниям. 

Например, «это Боб, ему два года, он попал в приют оттуда-то».

После съемки инфлюенсеры выставляют фотографии в свои соцсети. Я не ставлю строгие рамки, в каких форматах освещать акцию, потому что чем больше сам герой вовлечен в процесс, тем лучше. Это может быть инстаграм, пост в сторис, репосты. Иногда людям удобнее делать видео, включать в свой видеоконтент. Что писать, они тоже решают сами. Можно воспользоваться моими рекомендациями или придумать что-то самостоятельно. В частности, я советую призывать отказываться от покупки дорогих собак, ведь столько брошенных, хороших, часто породистых собак живут в приютах.

С участниками съемки я на всякий случай подписываю бумаги, потому что иногда удается договориться с журналами или компанией наружной рекламы, чтобы разместили фотографии.

Хотя акция изначально была с «Домашним», сейчас к ней продолжают присоединяться волонтеры других приютов, чему я очень рада. Ведь это не про конкретный приют, а про собачьи судьбы.

Если один человек поможет одной собаке найти дом, то бездомных собак не будет.

По теме

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.

publish