Нужно создать нормальную технологическую платформу по работе со спорными ситуациями

Координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов рассказал, как им удалось радикально сократить число мигалок у чиновников и какие задачи стоят перед движением сейчас. Он объяснил, почему техосмотр в действующем виде бесполезен и что поможет реально снизить аварийность на дорогах из-за неисправностей машин. Также эксперт назвал все риски беспилотного транспорта.

— Движение «Синие Ведерки» сложилось в 2010 году для борьбы с неуместным использованием мигалок высокопоставленными представителями власти. Насколько эта проблема актуальна сейчас?

— Сейчас уже мало кто помнит, но проблема привилегий на дорогах 10–15 лет назад была крайне актуальной. Спецсигналы, в просторечии мигалки, могли получить не только сотрудники спецслужб или высокопоставленные чиновники, но и директора банков, а также руководители крупных предприятий. Самый комичный случай — когда мигалка была на автомобиле директора столовой. В общем, если у вас были деньги и связи, вы могли получить совершенно легальный спецсигнал и ездить, как вам захочется.

Отдельной проблемой были нелегальные мигалки, то есть спецсигналы, которые устанавливались некоторыми участниками дорожного движения самовольно. Инспекторы ГИБДД предпочитали с такими автомобилями не связываться, так как непонятно, установлена мигалка по чину или нет, а риск нарваться на конфликт интересов был значительным.

Результатом всего этого стал чудовищный бардак на дорогах и многочисленные ДТП, в которых, как правило, делали виновными простых автомобилистов, не имеющих привилегий. Когда движение «Синие Ведерки» только появилось, по разным оценкам, количество легальных и нелегальных спецсигналов исчислялось цифрой с пятью знаками.

Сейчас количество мигалок у чиновников уменьшилось на порядок, контроль за использованием спецсигналов тоже усилился. За последние годы нет ни одного случая, когда мы обнаруживали автомобиль с нелегальным спецсигналом и владелец не нес бы за это ответственность. 

Порядка стало заметно больше, но мы не отступаем от своей основной идеи, которая легла в основу движения: у чиновников не должно быть привилегий на дорогах. В бане и на дороге все равны.

— Расскажите об успехах движения «Синие Ведерки» и задачах, которые стоят перед ним.

— Основное достижение нашего сообщества — это, безусловно, радикальное сокращение числа мигалок у чиновников и привилегий на дорогах в целом. Мы видим, что это не просто ситуативная победа, а вполне устойчивый во времени результат. Число мигалок в реальности не растет, а даже сокращается, так как некоторые легальные обладатели дорожных привилегий стараются афишировать свои спецсигналы заметно реже или вообще демонтируют их со своих автомобилей, чтобы не привлекать лишнего внимания со стороны общества.

Однако маятник, как это почти всегда бывает, со свистом пролетел золотую середину и ушел в область массового нарушения прав обычных автомобилистов. Я говорю о штрафной мегамашине, которая была построена за последние 10 лет в нашей стране. Россия стала мировым лидером по числу штрафов. В 2020 году было выписано столько постановлений, сколько живет в нашей стране людей. В среднем каждый, от младенца до глубокого старика, получил по штрафу. Это, разумеется, ненормально. Подобных проблем у автомобилистов очень много, и каждая из них больно бьет по карману. Мы пытаемся помогать людям в меру сил и возможностей.

И, конечно, изначальная задача — безопасность дорожного движения — нами не забыта. 

Мы последовательно выступаем за оснащение многополосных дорог разделительными барьерными ограждениями (отбойниками). 

В тех местах, где они уже установлены, тяжесть последствий от аварий сократилась практически до нуля. Также мы выступаем за реальное обновление автомобильного парка страны. Это тоже крайне важно, ведь чем современнее автомобиль, тем более он безопасен как для находящихся в салоне, так и для окружающих.

— Расскажите о самых вопиющих нарушениях прав автомобилистов.

— Я бы хотел коснуться системы фото- и видеофиксации нарушений. Так, штраф выписывается инспектором за пять секунд, а чтобы его отменить, необходимо написать на бумаге жалобу, найти доказательства собственной невиновности (да, презумпция невиновности для таких дел отменена), убедить должностное лицо, часто — сходить в суд, потом во вторую инстанцию, в третью и, наконец, в Верховный суд. Некоторые дела длятся годами! И если человек все-таки доказывает свою невиновность, он либо не получает никакой компенсации, либо получает 3000–5000 рублей!

Оплатить штраф вы можете в один клик, а вот обжаловать — только по кривой схеме, через ФЗ об обращениях граждан. В этом случае ваше обращение могут рассматривать до 30 дней, то есть вы почти точно выпадаете из десятидневного срока на обжалование.

Из-за такой юридической асимметрии, когда сами штрафы выписываются по технологиям XXI века, а обжалуются по технологиям XIX века, страдают миллионы людей, которые не имеют никаких шансов быстро и современно оспорить штраф. 

Но даже появление электронной формы подачи жалобы слабо изменит ситуацию, потому что отмененная презумпция невиновности для водителей дает возможность должностным лицам отвечать людям бессмысленной шаблонной отпиской. Формально верно, а по сути — издевательство.

— Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы для защиты прав автомобилистов в России?

— Нужно создать нормальную технологическую платформу по быстрой работе со спорными или конфликтными ситуациями, а также механизмы возмещения морального вреда и расходов на юридическую помощь в тех случаях, когда оказывается, что человек привлечен к ответственности ошибочно или незаконно. Баланс прав и обязанностей сторон должен быть прописан законодательно. За нарушения или формализм со стороны должностных лиц должно следовать неотвратимое наказание вплоть до дисквалификации и финансовая компенсация убытков человеку, который от такого поведения пострадал. 

— Прокомментируйте ситуацию с техосмотром в России.

— Ситуация с техосмотром в России характеризуется одним словом — бесполезно. Бесполезен как сам техосмотр, так и попытки государства заставить автомобилистов ездить на пункты ТО и доказывать, что их автомобиль исправен. Бессмысленность процедуры заключается еще и в том, что оператор техосмотра не несет никаких гарантийных обязательств.

Единственным результатом реформы стало кратное подорожание процедуры техосмотра. Если раньше талончик покупался за 500 рублей, то сейчас цены начинаются от 1500 рублей. Всего в год техосмотр обязаны проходить 33 млн автомобилей, то есть годовой оборот этого «рынка» составит 66 млрд рублей, фактически изъятых из карманов автовладельцев.

Необходимо отказаться от этой бессмысленной процедуры и перейти к оперативному контролю состояния критически важных систем автомобиля на дорогах: шин, дисков, тормозной системы. На долю шин и дисков приходится до 2/3 аварий по причине неисправности (это статистика Северной Америки, где определяют именно причинно-следственную взаимосвязь между техническим состоянием авто и произошедшим ДТП). Следовательно, техосмотр для легковых авто, принадлежащих частным лицам, можно и нужно сделать добровольным, одновременно возложив на ГИБДД обязанность следить за состоянием шин и дисков участвующих в движении автомобилей. Это реально снизит аварийность по причине неисправностей в три раза.

— Как вы относитесь к распространению беспилотного транспорта в мире?

— Беспилотные автомобили — порождение научно-технического прогресса. Сегодня очевидно, что эта технология работает и потенциально способна заменить человека за рулем. В Китае и США уже началась реальная опытно-коммерческая эксплуатация автомобилей без водителя. В России автономные автомобили «Яндекс» возят пассажиров по Иннополису. Рано или поздно автономные автомобили появятся на дорогах мира и России. Однако у распространения этой технологии есть ряд социальных побочных эффектов, о которых надо говорить уже сейчас.

Во-первых, не совсем понятно, куда пойдут работать люди, прямо или косвенно занятые в перевозках. А таких у нас в стране порядка 8 млн человек. И это только прямая занятость, а есть и косвенная в виде мелких СТО, сервисов, моек, заправочных станций. Этот сектор дает в России работу 25 млн человек. 

Во-вторых, кто будет отвечать в случае смертельных ДТП? Распределение ответственности и «проблема вагонетки» — один из ключевых вопросов в дискуссиях по этике искусственного интеллекта. Особую пикантность вносит факт культурного различия людей: то, что приемлемо в одном культурном кластере, неприемлемо в другом. Как машина должна осуществлять выбор в случае аварийной ситуации? Непонятно.

В-третьих, возникает вопрос контроля технологий и их безопасности. Резко возрастает риск хакерских атак, а также вопрос сохранности персональных данных о передвижениях людей.

Современные технологии создают новые, ранее не существовавшие риски, которые еще предстоит осмыслить, просчитать и принять взвешенные решения по их минимизации.

— Как можно присоединиться к вашему обществу и чем ему можно помочь?

— Вход в «Синие Ведерки» открыт для всех нормальных, здравомыслящих людей. Например, молодой юрист Михаил Никитин в свободное время помогает участникам движения оспаривать штрафы за нарушения ПДД. И преуспел в этом! Одних только публичных благодарностей Михаилу уже больше сотни, а сколько людей постеснялись написать! Юлия Муравская разрабатывает и публикует шаблоны обжалования действий государственных органов. Это экономит время и деньги людям — они могут заполнить простой документ, не вдаваясь в юридические тонкости, распечатать и отправить его должностному лицу или в суд и получить с высокой долей вероятности положительный результат. Юлия Каблинова в свободное от основной работы время уже много лет практически круглосуточно модерирует группы «Ведерок» в социальных сетях, а это огромные сообщества с бесконечным потоком сообщений, который не прекращается никогда! Таких людей у нас в сообществе много, поэтому если я кого-то забыл упомянуть, то это не из-за незначительности, а из-за ограниченности данного формата интервью. Я очень счастлив, что волей судьбы за эти годы познакомился с таким большим количеством людей, которым сочту за честь пожать руку.
 
А в целом вы можете даже и не присоединяться к нашему сообществу и даже не заходить в наши социальные сети. Просто деятельно и от души помогайте другим людям, попавшим в сложную ситуацию или в беду. И тогда, даже ни разу не зайдя в «Ведерки», вы уже станете нашим. По духу.