Илья Чукалин поделился секретами работы Фонда президентских грантов

Генеральный директор ФПГ рассказал, чего НКО смогла достичь за четыре года работы и какими принципами организация руководствуется сейчас.

3 апреля 2021 года Фонду президентских грантов (ФПГ) исполнилось четыре года. За это время штат НКО увеличился в 10 раз, организация распределила 37 миллиардов рублей и полностью избавилась от бюрократизма. Как еще эволюционировал ФПГ — рассказал генеральный директор организации Илья Чукалин. Своим опытом эксперт поделился 11 мая на онлайн-встрече «Как управлять Фондом президентских грантов?».

Чукалин признался, что в 2017 году работу ФПГ запустили всего за две недели. Первый грантовый конкурс организация провела 17 апреля 2017 года. Эксперт отметил, что на старте важнее всего было собрать сплоченную и профессиональную команду (на первых порах в ФПГ работали 10 человек), а также оцифровать работу. 

О цифровизации процессов

ФПГ первый среди институтов развития и грантодающих организаций провел полную цифровизацию процессов. Спикер пояснил, что значительно легче с самого начала работать онлайн, чем позже переводить работу организации в цифровую среду. 

В ФПГ вся деятельность проходит в электронном формате: подготовка и подача проектов, подведение итогов конкурсов, заключение договоров с победителями, составление отчетности. Чукалин добавил, что НКО придерживается правил информационной открытости. 

Эксперт считает, что работу по оцифровке деятельности НКО нельзя отдавать на аутсорс. В штате организации должны быть свои ИТ-специалисты.

«Только вы способны управлять собственной цифровизацией», — сказал Чукалин. 

О миссии ФПГ

Спикер отметил, что оцифровка процессов – базовое условие для эффективности, но не панацея. В работе ФПГ есть и другие важные элементы – в первую очередь понимание миссии и мотивация персонала. Чукалин подчеркивает, что НКО – это, прежде всего, люди. В некоммерческой организации они должны руководствоваться искренними намерениями и могут заниматься тем, во что верят. 

Эксперт пояснил, что каждый год в ФПГ проходят корпоративные семинары, на которых персонал и руководство фонда повторяют миссию НКО, задачи всех подразделений и отдельных людей.

«Миссия ФПГ — создание условий и возможностей для самореализации инициативных и неравнодушных людей в некоммерческом секторе», — сказал Чукалин. 

Спикер подчеркнул, что дело тут не только в деньгах. Любая инициатива фонда проходит сквозь призму миссии. А эффективность сотрудников НКО измеряется по количеству успешно реализованных некоммерческих проектов и их доле среди всех поддержанных ФПГ гражданских инициатив.

О текущей работе

Чукалин рассказал, что для ФПГ важно, чтобы все рабочие процессы были хорошо налажены. Поэтому сотрудники не отвлекаются на срочные задачи, а занимаются плановой работой. Это помогает сохранять эффективность. Персонал ФПГ обладает высокой степенью самостоятельности. Эксперт отмечает отсутствие бюрократии. 

Сам Чукалин, выполняя работу генерального директора фонда, не занимается микроменеджментом. Он считает, что его главные задачи – координация отделов и мотивация сотрудников.

Спикер подчеркивает, что успех НКО – это результат работы команды. Сейчас в ФПГ работают 100 человек, периодически привлекаются эксперты. С организацией сотрудничают 700 экспертов. 

В ФПГ нет человека, который отвечает за мотивацию персонала, рассказал Чукалин. Но из-за высокой степени ответственности и характера деятельности каждый сотрудник понимает значимость своей работы самостоятельно. 

В НКО выстроена корпоративная культура, важные элементы которой – уважительное общение друг с другом и отсутствие «управленческих поединков». 

О представительствах

У ФПГ есть два представительства: одно из них дублирует структуру и деятельность фонда, а второе работает по принципу контактного центра.

Первое представительство находится в Новосибирске. Оно работает с НКО, расположенными в Сибире и на Дальнем Востоке. Его организовали из-за большой разницы во времени между Москвой и отдаленными регионами России. Чукалин подчеркнул, что в представительстве работает сильная команда профессионалов.

Второе представительство работает как контактный центр. В нем обрабатывают обращения (звонки и письма) от людей. Все специалисты контактного центра – молодые люди, вчерашние выпускники вузов. Они хорошо знакомы со спецификой работы фонда и занимались волонтерской деятельностью.