Фонд борьбы с лейкемией запустил сайт для профилактики выгорания у медработников

Здесь собраны видео, подкасты и статьи по теме, а еще личные истории врачей.

Фонд борьбы с лейкемией запустил сайт для поддержки медицинских работников и профилактики профессионального выгорания. Проект под названием «Выгоранию.нет» доступен по ссылке

«В этом проекте мы поднимаем вопрос выгорания, обсуждаем инструменты для профилактики выгорания и говорим о нем со всех сторон: и с психологами, и психотерапевтами, и с самими медиками. Что делать? Как распознать? Как это было у вас? Чего делать ни в коем случае не надо? Нужно ли менять работу? Может, я просто устал?» — рассказывают в фонде.

На сайте можно найти видео, подкасты и статьи по теме, личные истории врачей, которые столкнулись с выгоранием. Те, кому нужна срочная помощь, могут обратиться на бесплатную горячую линию по телефону 8 800 600-36-29 или записаться на бесплатную консультацию психолога. 

В планах у общественников — запустить онлайн-школу псиxологической компетентности. Старт занятий запланирован на январь 2022 года. 

Эмоциональное выгорание в НКО: причины, последствия и профилактика

Эмоциональное выгорание — это результат постоянного стресса на работе. Вы выгорели, если сильно устаете, теряете мотивацию и отгораживаетесь от выполнения профессиональных задач. Выгорать могут все: айтишники, владельцы салонов красоты и библиотекари, — но каждый из них по-разному. Все зависит от личных качеств человека, особенностей работы и того, как она организована. Психологи говорят, что больше и чаще других выгорают те, кто работает с людьми и конфликтными ситуациями, среди них и сотрудники НКО.

Причины выгорания в НКО

В некоммерческом секторе проблема выгорания связана с высокой эмоциональной вовлеченностью. Причем это касается не только психологов и волонтеров, которые напрямую работают с людьми, но и специалистов по фандрайзингу, административных ассистентов и руководителей. Тому есть несколько причин.

  • Большая нагрузка

Если социальный работник общается сразу с десятью семьями, отвечает на звонки клиентов по выходным и работает внеурочно, он обязательно выгорит. Это произойдет не потому, что человек не любит свою работу, а потому, что он не выдерживает высокую физическую и психологическую нагрузку. Обычно такая ситуация складывается в маленьких организациях или если руководитель НКО не умеет правильно организовать работу.

  • Плохая профессиональная подготовка или ее отсутствие

В нашей стране к работе в НКО готовят плохо или не готовят совсем. Социальные работники и психологи получают теоретическую базу в университете, но не умеют справляться с конфликтами на практике: не могут успокоить агрессивного клиента, не знают, как разговаривать с тем, кто плачет, и не понимают, что делать с собственным чувством обиды или злости.

«Мы вообще не занимаемся развитием специалистов, которые напрямую помощью занимаются. Мы учимся фандрайзингу, управлению, бизнесу… Но вы много знаете обучений для социальных работников в секторе? Их единицы. Мы занимаемся чем угодно, только не нашей услугой и не развитием специалистов, которые непосредственно услугу оказывают», — рассказывает директор центра психологической помощи «Вдох» Ольга Сорина

  • Низкая зарплата

Зарплаты сотрудников НКО часто ниже, чем у работающих в коммерческом секторе. А федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вообще ограничивает выплаты административно-управленческому персоналу благотворительных организаций: они могут получать не больше 20% от общей суммы денег, расходуемых за год.

«Вся социальная сфера очень недооплачиваемая. А ведь деньги важны. С одной стороны, на символическом уровне это компенсация: если много отдаешь, то и получать нужно достаточно. Ну и на практическом уровне деньги — это возможность экономить силы и время, отдыхать» — говорит психолог Людмила Петрановская. 

Мало получают не только секретари и менеджеры. Психологи и соцработники, которые напрямую общаются с клиентами НКО, тоже не могут похвастаться высокими зарплатами. А волонтеры и вовсе работают бесплатно.

  • Неочевидный результат работы

Результаты работы НКО не всегда осязаемы. Представим себе: центр социальной адаптации помогает детям с инвалидностью. Соцработники, реабилитологи и психологи занимаются с ребятами арт-терапией, лечебной физкультурой и проводят воспитательные беседы. Как в таком случае определить конечный результат? Когда работа специалиста будет окончена?

«У НКО представление о результате часто размыто. Это порождает разное понимание того, достигаем мы его или нет. Нужно собраться и поговорить, как мы понимаем наш результат, с чего мы решили, что его реально достичь. Если мы не научимся видеть результат, будет очень тяжело. В этом смысле мне помогло чтение годовых отчетов других некоммерческих организаций. Нам кажется, что все вокруг нас сворачивают горы, а на самом деле они делают понятные, земные вещи. Просто нужно научиться их видеть», — говорит сооснователь проекта «Квартал Луи» Алексей Газарян. 

  • Комплекс спасателя

Комплекс спасателя популярен в нашей культуре. «Спасатель» — человек, который всем и всегда помогает. Он предъявляет повышенные требования к себе, многого требуют от него и окружающие. Люди с комплексом спасателя забывают о своих потребностях: они мало спят, плохо едят и не общаются с друзьями. Все время «спасатели» отдают клиентам: разговаривают с ними по мобильному на обеденном перерыве, приезжают в гости по выходным и решают чужие проблемы в ущерб собственной жизни. Такая полная отдача себя работе к хорошему не приведет: человек испортит здоровье и растеряет друзей.

  • Большая ответственность

Когда человек помогает другому в трудной ситуации, он чувствует себя ответственным за исход дела. Психолог переживает за результативность своих консультаций, социальный работник боится, что ему не хватит времени помочь подопечному по хозяйству, а волонтер отпрашивается с основной работы, чтобы успеть доехать в хоспис на другом конце города. Еще сложнее руководителям — их решения влияют не только на подопечных, но и на сотрудников и всю НКО целиком.

К чему это может привести

Последствия эмоционального выгорания разные — от потери работы до серьезных психологических проблем. 

  • Снижается качество работы

Сотрудник, который выгорел, не может хорошо делать свою работу: он не высыпается, теряет концентрацию, срывается на клиентах. Это плохо не только для работника и его клиента, но и для организации в целом. Выгоревший психолог не может помочь подопечному и портит репутацию НКО.

  • Плохое влияние на коллектив

От выгорания страдает не один сотрудник, а весь коллектив. Колкие комментарии, опоздания на работу и постоянно усталый вид портят общую атмосферу. Под негативное влияние выгоревшего легко попадет тот, кто и так уже находится на грани. В итоге снижается эффективность работы всей организации, появляются рабочие конфликты, пропадают любые инициативы. Следствие коллективного выгорания — массовые увольнения и перенесение всех обязанностей на оставшихся немногочисленных сотрудников, которые из-за большой нагрузки тоже скоро выгорят. 

  • Риск депрессии и других психических расстройств

Эмоциональное выгорание может привести к серьезным психическим расстройствам, например, к депрессии. Выбраться из такого состояния гораздо сложнее: понадобится больше времени, сил и обязательное участие профессионального психолога.

Как понять, что ты выгорел

Человек, который переживает эмоциональное выгорание, не всегда понимает, в каком состоянии находится. Он может считать себя плохим работником, списывать все симптомы на недосып, простуду или неудачное стечение обстоятельств. В таких ситуациях очень важна помощь извне: совет ментора или коуча, забота близких и внимание друзей.

Если вы заметили признаки выгорания у себя или у близкого, не игнорируйте их. Обязательно обратитесь за помощью или предложите ее.

Что с этим делать

«На английском этот термин [выгорание — прим. ред.] звучит как burnout. У нас говорят «выгорел». То есть некоторый объем «топлива», «заряд батарейки» в человеке закончился. С одной стороны, эта физическая метафора помогает лучше понять свое состояние и начать о себе заботиться. С другой стороны, она может приводить в тупик. Я выгорел, и что дальше?» – спрашивает Алексей Газарян.

А дальше нужно сделать вот что.

  • Сдать анализы

Сперва нужно пройти осмотр у врача. Может быть, бессонница и недостаток энергии — признаки авитаминоза, а не выгорания. Если это так, придется пройти лечение под контролем медицинского специалиста, например, пропить курс витамина D. Когда с физическим здоровьем все в порядке, можно обратить внимание и на психологическое.

  • Поговорить с другом или сходить к психологу

При первых признаках выгорания необязательно обращаться к психологу, можно попробовать поговорить с другом, наставником или членом семьи. Но если состояние затянулось и ухудшилось, без профессиональной помощи не обойтись. Психолог поможет справиться не только с последствиями, но и с глубинными причинами эмоционального выгорания.

  • Взять отпуск

Отпуск — время выспаться и разобраться в себе. Иногда чтобы справиться с выгоранием, достаточно физически отдохнуть и психологически насытиться: заняться любимым хобби, пообщаться с друзьями и семьей. Во время отпуска можно подумать о приоритетах и составить планы на будущее: работа — это важная часть жизни, но не весь ее смысл.

  • Попросить прибавку или сменить работу

Говорить об увеличении зарплаты или изменении графика в НКО не принято. Все работают на единое благое дело, поэтому жертвуют собой и выгорают. Но выгоревший работник не представляет ценности: он не только не помогает, а наоборот, может навредить организации. Поэтому если начальник не готов идти на уступки, пора задуматься о смене места работы.

Наибольшего эффекта получится достичь, если действовать в комплексе: взять отпуск, а за это время пройти медобследование и сходить к психологу.

Профилактика

Профилактика — лучшее лечение. Поэтому вместо того, чтобы доводить себя до эмоционального выгорания, надо предупредить его наступление еще в тот момент, когда все хорошо.

  • Правильная организация труда и отдыха

Исследование эмоционального выгорания в НКО показало: руководители верят, что правильная организация и хорошее управление могут снизить риск психологических проблем. Поэтому сотрудники НКО должны четко определить и проговорить между собой правила поведения на рабочем месте: никто не отвечает на звонки клиентов во время обеда, внеурочная работа запрещена, а все спорные вопросы и сложные ситуации решаются на супервизии.

Личные границы — важная часть работы в НКО. Иногда подопечные требуют слишком много внимания, но задача сотрудника — помочь клиенту пережить трудный период и справиться с проблемой, а не стать ему лучшим другом. 

  • Супервизия

Супервизия — это профессиональная поддержка сотрудников НКО. Она может быть групповой и индивидуальной. На супервизии принято разбирать реальные кейсы, анализировать поведение и чувства психологов, соцработников и волонтеров в конкретной ситуации. Супервизор учит преодолевать сложности в работе и развивать в себе устойчивость к стрессам.

  • Жизнь за пределами работы

Жизнь не должна ограничиваться работой. Особенно если работа требует большой эмоциональной вовлеченности. Сотрудники НКО ежедневно слышат про трудные жизненные ситуации: тяжелые заболевания и смерть, утрату близких и жилья, финансовые кризисы и бессилие. Этот негатив нельзя переносить на себя и выносить за стены рабочего кабинета, от него нужно вовремя избавляться.

Освобождать негативные эмоции можно по-разному: записаться на секцию бокса, писать песни и стихи, собирать пазлы или просто каждый вечер гулять в парке. Досуг — очень важное время, его нужно проводить с пользой для физического и психологического здоровья.

  • Позитивный настрой и мотивация

Лучшая мотивация сотрудника — финансовая. Но руководители НКО не могут позволить себе эту роскошь, не подойдет такой вариант и волонтерам. Альтернативная мотивация — устраивать профессиональные тренинги, корпоративные мероприятия, психологические игры. Важен индивидуальный подход: если руководитель заметил, что сотрудник находится в плохом расположении духа, есть смысл узнать, все ли в порядке и предложить помощь.