В Петербурге открылся центр сопровождаемого проживания людей с инвалидностью

Он рассчитан на 55 человек.

В Петербурге открылся первый государственный центр сопровождаемого проживания людей с психофизическими нарушениями. Он работает при психоневрологическом интернате № 10 имени В. Г. Горденчука на улице Цимбалина, сообщают в пресс-службе администрации города. 

Задача центра — подготовить людей с инвалидностью к самостоятельному проживанию. Здесь их будут учить готовить еду, ухаживать за одеждой и обувью, покупать продукты и товары, пользоваться общественным транспортом, телефоном, интернетом, использовать банковские карточки.

В центре могут жить 55 человек — по 1–2 в комнате. В здании есть творческие мастерские, зал для занятий адаптивной физкультурой, комната социально-бытовой адаптации для обучения кулинарным навыкам и вечернего чаепития, столовая, колл-центр для консультирования родителей и специалистов. Везде обеспечена доступная среда.

«Очень важно обучить людей с особенностями здоровья необходимым для жизни навыкам. При этом в центре созданы условия и для получения основного общего и профессионального образования. Организована занятость инвалидов в дневное время, есть возможность их трудоустройства», — рассказал губернатор Александр Беглов. 

«Инклюзия – это движение навстречу»: образование, культура и активный отдых для особенных людей

Инклюзия – важное направление работы НКО, она затрагивает все сферы человеческой жизни: образование, культуру, спорт и даже городскую среду.

Об инклюзивных практиках России и зарубежья поговорили эксперты некоммерческого сектора на Большой онлайн-конференции к Всемирному дню НКО. В рамках телемоста «Инклюзия вокруг нас» встретились представители Израиля, Германии, Ирландии, Финляндии и других стран.

Телемост начался со слов модератора мероприятия Юлии Прилепской, программного директора благотворительного фонда «Гольфстрим». Она отметила, что «инклюзия – это движение навстречу». Ей вторил сурдопереводчик: специалист переводил всю информацию на язык жестов, чтобы онлайн-конференция была доступна каждому.

Образование

Об инклюзивном образовании в Израиле рассказала Берта Гройсман, генеральный директор компании «Шаг в будущее». Она отметила, что 11% всех детей в израильской системе образования – это дети с особыми потребностями. Такой статус не только никак не ограничивает ребенка, но наоборот, дарит ему дополнительные возможности. Гройсман говорит, что дети с дополнительными нуждами в Израиле получают в три раза больше ресурсов, чем обычные ученики. Это играет на руку и их родителям: при такой поддержке ребенок реализует свой потенциал на все 100%. Важно еще и то, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необязательно учиться в специальных классах или школах, они могут развиваться и в коллективе своих обычных ровесников – этот выбор делают родители.

Гройсман указала, что НКО в Израиле получают большую поддержку от государства и работают с ним в партнерстве. Правительство не заинтересовано в оказании соцпомощи, но готово финансировать и помогать некоммерческим организациям, которые хотят заниматься такой работой. Тому пример НКО, которые помогают учиться особенным детям: «Алут» организует сады для детей-аутистов, а «Офек» помогает слепым детям.

Следом за Бертой Гройсман своим опытом делилась ее немецкая коллега Марианне Шардт, управляющая делами Ассоциации специальных педагогов. Она рассказала о принципах работы ассоциации и инклюзивном образовании в Германии. Шардт подчеркнула, что инклюзивное образование не ограничивается школой или институтом, а продолжается всю жизнь, лишь меняя свою форму. Если в детстве ребенок с ОВЗ нуждается в помощи логопеда и ЛФК, то взрослому человеку с особенностями развития может понадобиться профессиональная переквалификация. Марианне Шардт добавила, что Ассоциация специальных педагогов сотрудничает с НКО со всего мира, у них есть связи даже со псковскими и нижегородскими некоммерческими организациями.

От России по вопросу инклюзивного образования выступил Денис Щербаков, начальник центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере физкультуры и спорта. Он отметил, что в нашей стране инклюзивное образование развивается в тех же направлениях, что и во всем мире. Щербаков представил статистические данные и рассказал, что в последние годы возросла востребованность высшего образования среди инвалидов.

«Хотелось бы отметить те основные практики в образовании, которые действительно качественно изменяют жизнь людей с инвалидностью», — говорит Щербаков, указывая на слайд. 

Кино, театр и мультфильмы

Директор по развитию центра творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх рассказала, как важно привлекать особенных людей к искусству. В театральной школе «Инклюзиона» занимаются люди с самыми разными особенностями, и Медюх отмечает, что в центре не принято их делить: на одной сцене выступают глухие, слепые, люди с ментальными расстройствами и представители незащищенных социальных слоев. Такую позицию поддержала и Ноора Карьялайнен, художественный руководитель инклюзивного театра Ursa Minor из Финляндии. Лен Коллин, преподаватель кафедры кино и телевидения Нортумбрийского университета Ирландии, добавил, что особенные люди должны появляться на экране, и в этом отношении их нельзя ограничивать.

Автор мультимедийного проекта «Про Миру и Гошу» и директор АНО «Детям о важном» Наталья Ремиш рассказала о значимости общения родителей и детей на тему инклюзии. Ее мультик «Про Диму» помогает преодолевать барьеры в общении между обычными и особенными детьми. Ремиш отмечает, что самое важное для нее в проекте – это позитивная обратная связь от родителей (как обычных детей, так и ребят с ОВЗ).

Скриншот: мультик «Про Диму» 

Туризм и активный отдых

Об инклюзивных практиках в спорте и туризме рассказала Оксана Трапезникова, директор проекта «ЭКОтур». По ее мнению, особенных людей нужно обязательно привлекать к событийному туризму и активному отдыху. Трапезникова рассказала присутствующим об инклюзивном лагере «Ермак», который устраивает сплавы по реке Чусовой для детей с инвалидностью.

Фото: инклюзивный лагерь «Ермак» 

Инклюзия в столице и регионе

Интересными были выступления представителей столичных и региональных НКО. Как оказалось, различий в реализации инклюзивных практик в больших и малых городах немного. Представители некоммерческих организаций сталкиваются с похожими проблемами и одинаково переживают успехи.

О своем столичном опыте рассказала исполнительный директор московского фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. Организация работает в нескольких направлениях, среди них – обучение (как подопечных фонда, так и их тьюторов) и разработка гаджетов для упрощения коммуникации.

Соколова подчеркивает, что особый интерес широкой общественности вызвали такие проекты «Со-единения»:

  • совместный проект фонда и Государственного исторического музея в Москве по созданию доступной среды: в музее можно увидеть тактильные копии экспонатов, которые доступны людям с ОВЗ (их можно даже потрогать!);
  • интерактивный фантастический сериал про слепоглухого.

Скриншот: «Со-единение»

Представителем региональных НКО стала директор и учредитель благотворительного фонда «Наши Дети 56» Наталья Толмачева. Она рассказала об инклюзивных проектах Оренбурга.

  • Детский инклюзивный центр «Капитошка» – это развивающий образовательный проект для детей с ОВЗ от 2 до 7 лет. Центр сотрудничал с санаторием «Дубовая роща», где особенные дети получали медуслуги.

«Утром – медицинские процедуры, после обеда – занятия с педагогами «Капитошки», – рассказывает Толмачева. В инклюзивном центре дети занимались песочной и арт-терапией, ходили на йогу и музыкальные занятия, ездили в конный клуб. Толмачева добавляет, что сейчас проект закрыт из-за финансовых трудностей: родители детей с ОВЗ на первое место ставят медицинскую реабилитацию, поэтому не готовы платить за развивающие мероприятия, которые предлагала «Капитошка».

  • «Научим 56» – это проект волонтерского центра Оренбургского пединститута. 
  • Добровольцы проводили занятия для воспитанников клуба «Незабудки» – детей с аутизмом и ЗПР.
  • «Прикосновение» – диаконический центр, который проводит летние инклюзивные лагеря, праздники, концерты и конкурсы для детей и взрослых с особенностями развития.
  • «Преодоление» – форум, который создает инклюзивные пространства и поддерживает талантливую молодежь.

Толмачева с сожалением подчеркнула, что на сегодняшний день все инклюзивные мероприятия Оренбурга носят творческий и досуговый характер. Говорить о чем-то серьезном пока не получается: дети и взрослые все еще не готовы полностью принимать людей с ОВЗ.

«Перспектива» будет учить и трудоустраивать молодых людей с инвалидностью

Участвовать в проекте общественной организации можно бесплатно.

Общественная организация «Перспектива» открывает сбор заявок на профориентационные курсы с последующим трудоустройством или стажировкой для подростков и молодых людей с инвалидностью. 

«Начинать определяться с делом жизни важно как можно раньше, чтобы успеть это сделать до поступления в вуз, избежать давления в 10–11 классах, когда общество и родители требуют скорее определиться с будущим, выбрать университет, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным. Поэтому в рамках реализации нашего профориентационного проекта «Право на дело» мы предлагаем тебе начинать работать в этом направлении уже сейчас», — рассказывают общественники. 

К участию в проекте «Перспектива» приглашает молодых людей от 14 до 22 лет. Они смогут получить опыт работы, заведут полезные знакомства, попробуют интересующую профессию на практике, прокачают софт и хард скилы.

Для участия в проекте надо заполнить анкету по ссылке