Петербургские НКО встретятся с представителями городских медиа

Цель мероприятия — наладить взаимодействие между НКО, бизнесом и властью.

В Петербурге состоится встреча представителей НКО и городских медиа. Общественники и журналисты будут рассматривать новые и традиционные медиа как основной инструмент продвижения. Об этом сообщает пресс-служба администрации города. 

На мероприятии выступят:

  • председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Богдан Заставный;
  • председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Владимир Рябовол;
  • генеральный директор канала «Санкт‑Петербург» Александр Малькевич;
  • главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов.

За круглыми столами пройдут презентации проектов некоммерческого сектора, дебаты и защита лучших инициатив. Гости смогут задать вопросы спикерам. После деловой встречи участников ждет экскурсия по Дворцу Конгрессов.

Мероприятие пройдет 30 сентября в 11:00 в яхт-клубе поселка Стрельна (улица Портовая, д. 25) в рамках работы Ресурсного центра по поддержке некоммерческих организаций Санкт‑Петербурга. 

Руководитель «Мяч!Медиа» встретилась с НКО Калужской области

Собравшиеся рассказали о сферах деятельности своих НКО и насущных потребностях.

28 июля в Обнинске на базе Агентства инновационного развития состоялась встреча руководителя проекта «Мяч!Медиа» Ирины Мальвинской с представителями некоммерческих организаций Калужской области. Сейчас в Калужской области проводится огромная работа по развитию деятельности НКО, и успехов в регионе успехов немало. Но и трудности тоже есть. Обсуждение основных проблем, требующих решения, и стало главной темой встречи.

Оказалось, что один из главных «страхов» представителей НКО — гранты. Именно от них зависит реализация будущих проектов, но помощь получить не так просто.

«Проблема в том, что многие просто не умеют грамотно писать заявки. Этому никто не учит. Очень часто возникает несогласованность на этапе консультаций, порой приходят противоречащие друг другу советы. Порой мы действуем по наитию и именно с этим связываем последующие отказы», — сказала ректор Среднерусского гуманитарно-технологического института Екатерина Колесникова. 

Как отметил председатель Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко, год за годом люди набираются опыта, растет их подкованность в вопросе написания грантов. Вместе с этим возрастает и конкуренция. Сумма грантов подчас в разы меньше, чем общая сумма заявок. 

«Победить становится все сложнее и сложнее. Нередко гранты дают повторно тем, кто уже получал их ранее, как-то зарекомендовал себя. С одной стороны это логично, с другой — начать работу с нуля очень непросто», — добавила Колесникова.

Кроме того, НКО отметили, что им жизненно необходимы субсидии на развитие. Ведь гранты тратятся непосредственно на проекты. А вопрос общего ресурсного обеспечения подчас остается где-то на обочине.

Ряд специалистов назвали недостаточной имущественную поддержку, в частности, остро стоит вопрос размещения НКО. Активным некоммерческим организациям выделяются помещения, но зачастую они малопригодны для работы и требуют огромного вложения денег на ремонт и оснащение. Этих средств, как правило, у НКО нет. Порой выручает местный бизнес, который безвозмездно предоставляет небольшие помещения, но это лишь частные случаи.

Многие НКО готовы делиться своим опытом с другими и масштабировать успешные проекты, однако для этого им не хватает опыта в администрировании, уверена заместитель генерального директора Агентства инновационного развития Вера Иволгина. Только крупные НКО имеют средства, чтобы позволить себе нанять грамотного управленца. Остальные функционируют благодаря деятельности инициативных активистов, которые, несмотря на высокую мотивацию, далеко не всегда могут профессионально наладить коммуникацию, составить отчетность или позаботиться об имидже организации. А это, кстати, очень важный вопрос.

«НКО необходимо научиться грамотно информировать общественность о своей деятельности, и особенно проводить сбор денег, — считает Иволгина. — Средства, как правило, заканчиваются очень быстро — на самое необходимое. И как только они потрачены, вскоре снова объявляется сбор. У обывателей возникает вопрос: почему так, куда делись деньги, которые собирали буквально только что? Незнание инструментов формирования правильного имиджа приводит к подрыву доверия к НКО — как к конкретным, так и в целом».

Внимания требует и ситуация со СМИ, которые не очень стремятся размещать социальный контент, нередко переводя коммуникацию с НКО на коммерческий отдел. Некоторые организации получают размещения через обращение к областной администрации, но при такой схеме работы в напряжении оказывается и редакция, и НКО. В качестве позитивного примера сотрудничества НКО со СМИ Ирина Мальвинская привела опыт ресурсного центра НКО Воронежской области. В Черноземье практикуются регулярные творческие встречи с журналистами, на которых НКО узнают у редакторов об актуальных темах и помогают с интересными спикерами. И при таком подходе счастливы все. Пресса получает нужный, актуальный контент, а НКО — медийный ресурс.

Но главное, к чему пришли участники дискуссии, — это необходимость обмена опытом. Очень важно, чтобы успешные НКО делились своими историями успеха и удачными проектами. Было бы правильным «упаковывать» их в понятные кейсы, рабочие схемы из которых смогли бы использовать организации всех регионов страны.

Как НКО и медиа найти общий язык

Журналистам и общественникам тяжело работать в партнерстве. Первых постоянно просят «написать что-нибудь», а слова вторых в публикациях искажают. По-хорошему, некоммерческие организации и редакции должны работать в партнерстве, но непонятно, как найти общий язык.

В конце прошлого года исследовательская группа ЦИРКОН изучила, что пишут СМИ о работе некоммерческих организаций. Как оказалось, экспертные интервью и развернутые мнения общественников в медиа публикуют не слишком охотно. Гораздо чаще пишут короткие новостные заметки без пояснений и комментариев, а самый популярный информационный повод – мероприятия, которые провели НКО (онлайн-акции, сборы, концерты, аукционы и флешмобы).

Такая ситуация невыгодна обеим сторонам, но особенно недовольны представители некоммерческих организаций.

«Тема благотворительности пугает и неинтересна… СМИ безразлично, что происходит в сфере благотворительности», — жалуется Марина Крижевская из фонда борьбы с лейкемией. 

Разъяснить причины недопонимания медиа и НКО решила главный редактор Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская. 18 марта на вебинаре «Как НКО быть всегда готовым к общению со СМИ?» она рассказала о главных проблемах коммуникации и способах их решения.

Какие проблемы есть в коммуникации медиа с НКО и как их решать

Некоммерческим организациям очень сложно коммуницировать с медиа, начала Варшавская. Но это происходит не потому, что журналисты бесчувственные, а НКО слишком требовательные. Всему есть объективные причины.

Публикации о НКО журналисты воспринимают как благотворительность. Это происходит потому, что такие тексты не приносят трафика, их не читают. Варшавская отмечает, что это проблема не только российских, но и зарубежных медиа: писать популярные тексты про благотворительность сложно.

«Когда я как редактор принимаю решение писать текст про НКО, я сталкиваюсь с тем, что я, по сути, занимаюсь благотворительностью. Потому что я знаю, что этот текст не принесет мне трафика. Я должна потратить на него ресурсы мои и редакции… Я должна потратить гонорар журналисту, время на текст, который прочитает очень маленькое количество людей», — говорит редактор Forbes. 

Есть из этого правила и исключения, например, фэшн-съемка жителей ПНИ для «Домашнего очага» или исследование об онкологии фонда «Нужна помощь», которое, по словам директора фонда Мити Алешковского, набрало 3 млн просмотров.

Решение проблемы низкой читаемости текстов про благотворительность простое и сложное одновременно: надо найти интересные форматы для читателя и говорить на понятном языке. Варшавская добавляет, что писать популярные тексты про благотворительность не стыдно.

«Я часто сталкиваюсь с такой проблемой: у НКО есть очень четкое представление о том, как они должны рассказывать про свою работу и проблему, которой они занимаются. Но когда ты находишься внутри проблемы, ты не совсем понимаешь, как эту проблему видит читатель… Я считаю, что совершенно не пошло, не стыдно и не неправильно создавать контент про работу НКО, который зайдет читателю… Использовать звезд-попечителей фонда, использовать известных людей, использовать более развлекательные инфоповоды — это 

нормально. Это расширяет аудиторию, которую можно вовлечь в работу НКО», — говорит эксперт.

Скриншот вебинара

Некоммерческие организации не интересны для СМИ

С этим утверждением Варшавская не согласна полностью и просит не обобщать. На самом деле любое медиа с удовольствием сотрудничает с благотворителями, ведь и те, и другие работают на общую цель – меняют жизнь людей, индустрий и городов. Эксперт отмечает, что информирование людей о проблемах, с которыми они могут столкнуться, – важнейшая задача журналистики, поэтому СМИ и НКО надо работать в партнерстве.

Чтобы быть интересной конкретному изданию, некоммерческая организация должна соблюдать простое правило – предлагать актуальную тему. Варшавская раскрывает секрет: массовые рассылки не работают, подход должен быть максимально индивидуальным. Если НКО хочет опубликовать свой материал, нужно внимательно изучить издание и понять, что журналисты пишут и в каких форматах. Например, для Forbes не очень интересен стролителинг, но в журнале с удовольствием напишут, почему в третьем секторе работают одни женщины и как включить людей с инвалидностью в рабочий процесс.

Еще один совет от Варшавской – налаживать профессиональный контакт с редакторами и журналистами издания, в которое хочет попасть НКО. Таких людей эксперт называет «агентами добра» и считает, что они есть в каждом медиа. А если сотрудник СМИ заинтересован в теме и у него есть источник, публикация обязательно состоится.

Данные исследования АСИ, ЦИРКОН 2020

Медиа не знают, как правильно писать про НКО и просят общественников писать самим

В этой ситуации Варшавская не видит ничего плохого. Она приводит пример: если журналист пишет статью про экономику, он идет к экономисту, рассказывает про новый закон – берет комментарий у юриста, оценивает модные тренды – обращается к профессионалу в сфере фэшн. Точно так же и представители НКО должны стать для медиа экспертами, к которым приходят за разъяснением непонятных вопросов и комментариями. Такие отношения СМИ и некоммерческих организаций формируют долгосрочное и доверительное профессиональное партнерство, которое выгодно обеим сторонам. Каждый предоставляет свою экспертизу: НКО рассказывает о социальной проблеме, а медиа помогает сделать хороший материал.

«Если журналисты и редакция не могут хорошо написать текст про вашу работу, напишите его сами. А мы отредактируем», — говорит Варшавская. 

Спикер считает, что у каждой НКО должен быть свой пресс-секретарь или райтер. Этот человек полностью погружен в тему и может писать хорошие статьи от имени фонда. Проблемы у благотворителей разные: одни работают с паллиативными пациентами, другие – с сиротами, а третьи помогают бездомным. Журналист не может детально понимать специфику каждой ситуации, а пресс-секретарь фонда ему поможет. Варшавская подсказывает: если нет денег на райтера, можно пользоваться услугами интеллектуальных волонтеров. В любом случае текст, который НКО отдает в СМИ, должен быть высокого качества. В редакции его будут дорабатывать.