Москвичам расскажут, как добиться успеха в социальном бизнесе

Слушателям образовательного курса объяснят разницу между коммерческим и социальным бизнесом, расскажут, с чего начать свое дело, как запустить фандрайзинг, оценить долгосрочные результаты социального предприятия и измерить пользу для людей.

ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ) открывает образовательную программу по социальному предпринимательству. Она подойдет опытным и начинающим бизнесменам, сообщает официальный сайт мэра Москвы. 

Обучение по программе начнется 30 сентября и будет проходить онлайн на сайте. Участники познакомятся с лучшими практиками социального бизнеса и узнают, как город помогает социально ориентированным предприятиям. В программе запланировано проведение онлайн-форума и нескольких вебинаров. Эксперты расскажут, как привлекать в бизнес дополнительные источники финансирования, какими способами можно продвигать социальные проекты и где повышать свой профессиональный уровень. 

30 сентября слушателей приглашают принять участие в сессиях однодневного онлайн-форума «Социальное предпринимательство — 2021». В дополнение предпринимателям предложат поучаствовать в вебинарах:

Все желающие могут бесплатно проконсультироваться со специалистами ГБУ «Малый бизнес Москвы» по вопросам социального предпринимательства. Сделать это можно по телефону +7 495 225-14-14 с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00 и в пятницу с 09:00 до 16:45, на  сайте или в центрах услуг для бизнеса. 

Социальные предприниматели в России: кто они такие и как им живется

Фактически социальное предпринимательство в нашей стране появилось давно, но на законодательном уровне такую деятельность закрепили только в 2019 году. Кто такие социальные предприниматели и чем они занимаются в России?

23–24 июня в России прошел форум НКО «Социальный Петербург: перезагрузка». На круглом столе «Кто же они, социальные предприниматели?» представители сектора обсудили, как одновременно вести бизнес и решать проблемы общества. 

НКО и социальное предпринимательство: в чем разница

Старший научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Анастасия Москвина рассказала, что социальное предпринимательство — это «соединить несоединимое». Соцпредприниматель — это человек, который может решать общественные проблемы с помощью своего бизнеса.

Юридически соцпредприниматель должен существовать как индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). По закону есть четыре типа соцпредпринимателей, подчеркнула эксперт: 

  • первые нанимают на работу людей из уязвимых категорий (пенсионеров, выпускников детских домов, беженцев или переселенцев);
  • вторые производят для социально незащищенных слоев товары или услуги;
  • третьи продают то, что произвели люди с инвалидностью или освобожденные из мест лишения свободы;
  • четвертые решают общечеловеческие проблемы: развивают экопроекты, ведут просветительскую деятельность.

Если все требования закона выполнены, социального предпринимателя включают в соответствующий реестр. Тогда он может претендовать на государственные льготы и участвовать в специальных конкурсах и проектах. 

Главное отличие соцпредпринимателя — самоокупаемость. Спикер отметила, что бизнес не зависит от грантов и пожертвований. Он сам производит услуги или товары, за которые берет деньги у покупателей. Скриншот круглого стола «Кто же они, социальные предприниматели?»

С другой стороны, подчеркнула Москвина, НКО тоже может заниматься предпринимательской деятельностью: например, продавать товары из инклюзивных мастерских или вести онлайн-уроки для родителей детей с особенностями развития. Но социальным предприятием некоммерческую организацию не признают. Во-первых, не подходит юридическая форма существования. Во-вторых, НКО сильно зависит от внешнего финансирования. 

Тем НКО, которые хотят вести бизнес-деятельность, Москвина посоветовала открывать отдельное юрлицо: ООО или ИП. Такую организацию смогут признать соцпредпринимателем, а еще так будет проще разграничить общественную и коммерческую работу. 

С какими трудностями сталкиваются социальные предприниматели

Социальное предпринимательство — занятие непростое. Это доказывает опыт турфирмы «Либерти» и проекта «Манифест» из Санкт-Петербурга.

Как рассказала исполнительный директор и соучредитель «Либерти» Мария Бондарь, турфирма — одно из старейших социальных предприятий России. Компания существует уже 17 лет и специализируется на организации туров для людей, которые передвигаются на коляске. Бондарь призналась, что если бы на старте она знала о всех трудностях работы, то побоялась бы ее начинать.Фото: Турфирма «Либерти»Деятельность социального предприятия разделена на две категории: доход приносит работа с иностранными туристами, а социальную роль «Либерти» выполняет, проводя туры для людей на колясках из России и стран СНГ по себестоимости. 

Бондарь рассказала, что такая модель работала хорошо до пандемии, но в кризис все изменилось. Из-за закрытия границ и упадка туротрасли «Либерти» пришлось придумывать новые модели для монетизации. Так появилась онлайн-школа, в которой туроператоров учат организовывать безбарьерные туры для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Бондарь отметила, что одна из самых сложных задач — это оценка качества работы. Она считает, что «задача анализа импакта непростая, но адреналинистая». Позитивные результаты деятельности дают силы и мотивацию работать дальше. Эксперт привела примеры.

  • Любовь Русинова из Яранска, которая всю жизнь передвигалась на коляске, мечтала поехать в Париж. Вместе с турфирмой «Либерти» ей удалось побывать в столице Франции, и после возвращения на родину жизнь Любови сильно изменилась. Девушка стала писать авторскую колонку в местную газету и консультировать НКО по вопросам доступной среды. 
  • Александр Попов из Воронежа после путешествия с «Либерти» организовал в своем родном городе НКО, которая занимается вопросами доступной среды. Организация влияет не только на него самого, но и на всех жителей Воронежа с ОВЗ. 

Спикер задала вопрос: «Как в таких случаях измерить импакт социального предприятия?». Она добавила, что изменения в жизни людей — это длящийся процесс, который очень сложно проследить и оценить. 

Следом за Бондарь выступила основатель и генеральный директор проекта «Манифест» Яна Авдиенко. Она рассказала, что проект существует всего 1,5 года. За это время социальному предпринимателю пришлось столкнуться с большими трудностями.

«Манифест» — проект по изготовлению сумок и аксессуаров из использованных материалов: рекламных баннеров, тентов, парашютов, парусов. Авдиенко сообщила, что на первых порах было очень трудно найти сырье. Крупные компании отказывались сотрудничать с молодой предпринимательницей, несмотря на то, что она просила отдать ей мусор.

Фото: соцсети проекта «Манифест»Спикер рассказала, что материалы, которые «Манифест» использует для производства сумок и аксессуаров, не перерабатывают, а просто выбрасывают. Поэтому проект важен для экологии.  А еще «Манифест» сотрудничает с другими социальными предприятиями и НКО. Среди них — центр адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», который помогает «Манифесту» шить сумки и соглашается на самые необычные предпринимательские эксперименты.

В конце выступления Авдиенко призвала всех бизнесменов и предпринимателей добавить в свою работу социальную составляющую, отметив, что сделать это проще, чем кажется.

В обсуждении российского социального предпринимательства поучаствовала и программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя. Она рассказала, что проект предлагает множество возможностей для развития соцпредпринимателей, в том числе участие в профессиональном сообществе, акселераторах и инкубаторах, конкурсах и челленджах. Образовательные мероприятия помогают превратить идею в работающий проект, найти единомышленников и спонсоров. 

В Калининградской области удвоилось количество социальных предпринимателей

Статус социального предпринимателя открывает доступ к господдержке и дает возможность получить грант до 500 000 рублей.

В Калининградской области вдвое выросло количество социальных предпринимателей. В течение 2021 года такой статус оформили больше 20 компаний, сообщает пресс-служба правительства региона. 

Сейчас в федеральном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 52 представителя от Калининградской области. Среди новичков 2021 года — балетная школа для малышей, планетарий, фитнес-пространство, театр и музыкальная школа.

«Многие проекты мы сопровождаем с этапа идеи, когда к нам приходят желающие не просто вести бизнес, но при этом быть полезными обществу, решать социально значимые задачи. Собственно, это и есть социальное предпринимательство, которое с 2019 года официально регламентируется федеральным законом», — рассказал руководитель центра инноваций социальной сферы Кирилл Звягин.

Звягин добавил, что большинство социальных предпринимателей региона занимаются реабилитацией людей с ограниченными возможностями, работают в сфере образования, социальной адаптации, реализуют культурно-просветительские проекты.