В России появится бренд одежды с инклюзивным дизайном

Главная цель проекта — сделать инклюзию чуть ближе к норме и создать удобную одежду для людей с разными (но при этом равными) возможностями.

На краудфандинговой платформе Planeta.ru запустили сбор денег на развитие бренда Yokla. Это одежда с инклюзивным дизайном, в которой каждому комфортно быть собой.

«Сейчас 1 млрд людей (15% всего населения Земли) исключены из модной индустрии. Их редко встретишь в рекламе модных брендов, еще реже — за шопингом в любимом ТЦ и совсем нечасто увидишь в одежде, в которой они себе нравятся. Это люди с разной степенью инвалидности и особенностями физического или ментального здоровья. То есть каждый седьмой человек в мире не может найти комфортную и стильную одежду, в которой он бы чувствовал себя уверенно», — рассказывает основательница проекта Яна Афонина.  

Первой линейкой бренда станет одежда для людей, чувствительных к прикосновениям. Это люди с высокой сенсорной чувствительностью, расстройствами аутистического спектра, хроническими или временными поражениями кожи (дерматит, псориаз, ожоги), генетическими заболеваниями (буллезный эпидермолиз). Сначала Yokla выпустит базовую футболку со швами наружу.

Те, кто хочет помочь проекту, могут сделать пожертвование на сайте. Еще можно поучаствовать в испытаниях одежды — заказать футболку и написать отзыв о ней. Сейчас Афонина проводит голосование, чтобы определить, какого цвета будет первая вещь бренда Yokla.

Зачем нужны инклюзивные стартапы и в чем особенности их работы

Люди с особенностями здоровья сильно ограничены в самореализации: им трудно найти работу и доступное хобби, тяжело социализироваться. Справиться с несправедливостью помогают социальные предприниматели, которые придумывают новые бизнес-модели и борются со стереотипами об инклюзии.

5 июня в рамках Петербургского международного экономического форума социальные предприниматели из России и ближнего зарубежья обсудили потенциал молодежи с особенностями здоровья и поговорили о создании инклюзивных стартапов. 

Зачем заниматься инклюзивным предпринимательством

Основатель инклюзивных мастерских «Простые вещи» Мария Грекова назвала социальное предпринимательство «точкой силы». Она считает, что людей с особенностями здоровья нужно вовлекать в изменения, а не просто помогать им (например, выплачивать пособия). Грекова отметила, что инклюзивные стартапы дают людям выбор: быть экономически активными и вовлеченными в работу или пассивно получать помощь от государства и окружающих. 

Директор социального проекта «Радость» Игорь Ананьев рассказал, что давно работает в социальной сфере. Эксперт был сотрудником института инклюзивного образования для людей с ментальными особенностями и заметил, что им очень тяжело трудоустроиться. 

«Мы поняли, что людям с ментальными особенностями нужно помочь трудоустроиться. Мы пытались устроить их на открытый рынок труда, но у нас не получилось. Поэтому мы были вынуждены создать свое предприятие. Мы их у себя трудоустроили, нашли им работу. Ребята начали работать и зарабатывать», — отметил Ананьев. 

Руководитель благотворительного фонда «Эльдани» из Казахстана Гульзира Амантурлина подчеркнула, что инклюзивное предприятие выгодно с финансовой точки зрения, но такой бизнес — это не только заработок. Она рассказала, что работа с людьми, у которых есть особенности здоровья, раскрывает многообразие мира. Амантурлина добавила, что несмотря на любые особенности, человек остается человеком. 

Особенности и трудности работы

Основатель социальной пекарни «Добрае печыва» из Беларуси Дмитрий Богданов рассказал, что социальное предпринимательство — это полноценный бизнес, у которого должна быть стратегия, целевая аудитория, понятный и продуманный продукт, рынок сбыта. Если эти пункты не продумать, то организация превращается в благотворительную. 

Такую позицию поддержал лидер проекта «Сурдо-онлайн» Алексей Мельник. Он отметил, что соцпредпринимателям надо ориентироваться на рынок и на конкурентов. Инклюзивные стартапы соревнуются не только между собой, но и с традиционными коммерческими компаниями. 

Все участвующие в дискуссии социальные предприниматели сошлись во мнении, что для инклюзивного бизнеса важна государственная поддержка: одни хотят получать гранты и субсидии, другие рассчитывают на налоговые льготы. 

Грекова рассказала, что для старта работы инклюзивных мастерских нужна была крупная сумма денег, часть она вложила сама. Спикер отметила, что господдержка инклюзивных предприятий важна в начале работы, ведь именно тогда приходится нести большие расходы. При этом Грекова добавила, что никогда нельзя рассчитывать только на одного донора, сумма поддержки одного жертвователя не должна быть больше 20% от общей суммы получаемых денег. Эксперт считает, что для устойчивости нужно несколько мелких, а не один крупный грантодатель.

Скриншот трансляции Петербургского международного экономического форума

Директор центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями «Работа-i» Илья Сметанин подчеркнул, что разовая поддержка государства или частного донора не дает долгосрочного эффекта. Для продуктивной работы инклюзивный бизнес и грантодатели должны вести постоянный диалог. 

Богданов рассказал, что в Беларуси есть много государственных льгот для социального бизнеса: налоговые, льготы на аренду, отсутствие необходимости платить НДС при продаже товаров. Но коммерческие компании, с которыми сотрудничает инклюзивная пекарня, не всегда знают о таких особенностях, поэтому отказываются работать с Богдановым. Эксперт подчеркнул, что важна просветительская и образовательная деятельность: бизнесу надо объяснять, что с инклюзивными стартапами выгодно работать не только с репутационной, но и с финансовой точки зрения. 

Как создать инклюзивный бизнес

Богданов отметил, что в Беларуси социальных предприятий очень мало. Сообщество закрыто и не хватает «свежей крови», считает эксперт. О недостатке инклюзивных стартапов говорил и Сметанин. Спикер добавил, что среди людей с особенностями здоровья есть большой спрос на работу, но достаточного количества предложений на рынке труда нет.

Молодым предпринимателям, которые хотят создать инклюзивный бизнес, участники дискуссии советуют не бояться, а «брать и делать». Такого мнения придерживаются Мельник и Богданов. Амантурлина посоветовала бизнесменам участвовать в специализированных грантовых конкурсах, а Грекова отметила, что создание инклюзивного стартапа будет возможно только если сам предприниматель понимает, для чего ему это нужно.

«Важно найти, что для тебя самого меняется. И на это опираться. Если бы в том, что я делаю, не было роста для меня, я бы давно уже перестала этим заниматься. Так гораздо легче в моменты, когда есть сложности», — добавила Грекова.

Сметанин посоветовал заниматься соцпредпринимательством только если есть потребность и драйв. А Ананьев выразил готовность помочь советом всем, кто только начинает строить инклюзивный стартап. 

Социальный предприниматель из Братска откроет первый инклюзивный сквер в городе

В его обустройстве поучаствуют люди с особенностями здоровья.

В Братске появится первый в городе инклюзивный сквер, где будут цвести клумбы, кустарники и деревья. Еще здесь установят скамейки и организуют зону отдыха. Об этом сообщает ТРК «Братск». 

Инициатор идеи — местный социальный предприниматель Ольга Амосова. Сквер не первый инклюзивный проект девушки: она занимается обустройством арт-кластера для людей с ограниченными возможностями здоровья. 

В создании уютного зеленого места, кроме братских архитекторов, примут участие иркутские специалисты. Вместе с людьми с особенностями здоровья они сотворят малые архитектурные формы, которые будут стоять в парке.

Всех неравнодушных и желающих поучаствовать в обустройстве сквера братчан Амосова приглашает на субботники. Они пройдут 8 и 11 сентября с 11 до 14 часов на территории будущего парка на Пионерской, 13. 

«Приглашаем всех желающих со своими перчатками. Если есть, можно взять грабли. Также нам очень нужен мужчина с бензопилой, чтобы убрать сухие ветки. Все деревья мы сохраняем, ни в коем случае мы ничего здесь не портим», — рассказывает социальный предприниматель. 

Амосова добавила, что очень хочет придумать название для парка. Все горожане могут предлагать свои варианты.

Если вы хотите помочь в уборке территории и обустройстве сквера, позвоните или напишите напрямую Ольге по номеру +7 914 878-39-78. Открытие зоны отдыха запланировано на весну 2022 года.