В семи городах России пройдет выставка работ людей с инвалидностью

Передвижная выставка стартует в Петербурге 13 сентября и закончится 30 ноября в Москве.

Этой осенью в семи городах России пройдет выставка «Русский авангард и классика в работах детей и взрослых с инвалидностью». В экспозицию войдут 30 картин, написанных участниками благотворительной программы «Лига мечты» в возрасте от 10 до 33 лет. 

Передвижная выставка — результат арт-терапевтического направления «Лига мечты». Его задача — научить изобразительному искусству людей с разной степенью инвалидности и на развить у них художественно-эстетический вкус.

«Основная идея нашей инклюзивной выставки — демонстрация возможностей и продвижение успешного опыта по обучению детей и молодых людей с ОВЗ в области изобразительного искусства. Представленные на выставке картины, совершенно разные и по-разному прекрасные, отражают многогранность мироощущения наших начинающих творцов», — рассказывает руководитель программы «Лига мечты» Наталья Белоголовцева. 

Первым выставку примет Санкт-Петербург. Выставка будет работать с 13 по 19 сентября в центре поддержки детей с аутизмом «Простор». Далее — Калуга (21–30 сентября), Тверь (5–11 октября), Ижевск (14–20 октября), Тюмень (24 октября — 2 ноября), Вологда (5–12 ноября) и Москва (15–30 ноября). 

«Инклюзия – это движение навстречу»: образование, культура и активный отдых для особенных людей

Инклюзия – важное направление работы НКО, она затрагивает все сферы человеческой жизни: образование, культуру, спорт и даже городскую среду.

Об инклюзивных практиках России и зарубежья поговорили эксперты некоммерческого сектора на Большой онлайн-конференции к Всемирному дню НКО. В рамках телемоста «Инклюзия вокруг нас» встретились представители Израиля, Германии, Ирландии, Финляндии и других стран.

Телемост начался со слов модератора мероприятия Юлии Прилепской, программного директора благотворительного фонда «Гольфстрим». Она отметила, что «инклюзия – это движение навстречу». Ей вторил сурдопереводчик: специалист переводил всю информацию на язык жестов, чтобы онлайн-конференция была доступна каждому.

Образование

Об инклюзивном образовании в Израиле рассказала Берта Гройсман, генеральный директор компании «Шаг в будущее». Она отметила, что 11% всех детей в израильской системе образования – это дети с особыми потребностями. Такой статус не только никак не ограничивает ребенка, но наоборот, дарит ему дополнительные возможности. Гройсман говорит, что дети с дополнительными нуждами в Израиле получают в три раза больше ресурсов, чем обычные ученики. Это играет на руку и их родителям: при такой поддержке ребенок реализует свой потенциал на все 100%. Важно еще и то, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необязательно учиться в специальных классах или школах, они могут развиваться и в коллективе своих обычных ровесников – этот выбор делают родители.

Гройсман указала, что НКО в Израиле получают большую поддержку от государства и работают с ним в партнерстве. Правительство не заинтересовано в оказании соцпомощи, но готово финансировать и помогать некоммерческим организациям, которые хотят заниматься такой работой. Тому пример НКО, которые помогают учиться особенным детям: «Алут» организует сады для детей-аутистов, а «Офек» помогает слепым детям.

Следом за Бертой Гройсман своим опытом делилась ее немецкая коллега Марианне Шардт, управляющая делами Ассоциации специальных педагогов. Она рассказала о принципах работы ассоциации и инклюзивном образовании в Германии. Шардт подчеркнула, что инклюзивное образование не ограничивается школой или институтом, а продолжается всю жизнь, лишь меняя свою форму. Если в детстве ребенок с ОВЗ нуждается в помощи логопеда и ЛФК, то взрослому человеку с особенностями развития может понадобиться профессиональная переквалификация. Марианне Шардт добавила, что Ассоциация специальных педагогов сотрудничает с НКО со всего мира, у них есть связи даже со псковскими и нижегородскими некоммерческими организациями.

От России по вопросу инклюзивного образования выступил Денис Щербаков, начальник центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере физкультуры и спорта. Он отметил, что в нашей стране инклюзивное образование развивается в тех же направлениях, что и во всем мире. Щербаков представил статистические данные и рассказал, что в последние годы возросла востребованность высшего образования среди инвалидов.

«Хотелось бы отметить те основные практики в образовании, которые действительно качественно изменяют жизнь людей с инвалидностью», — говорит Щербаков, указывая на слайд. 

Кино, театр и мультфильмы

Директор по развитию центра творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх рассказала, как важно привлекать особенных людей к искусству. В театральной школе «Инклюзиона» занимаются люди с самыми разными особенностями, и Медюх отмечает, что в центре не принято их делить: на одной сцене выступают глухие, слепые, люди с ментальными расстройствами и представители незащищенных социальных слоев. Такую позицию поддержала и Ноора Карьялайнен, художественный руководитель инклюзивного театра Ursa Minor из Финляндии. Лен Коллин, преподаватель кафедры кино и телевидения Нортумбрийского университета Ирландии, добавил, что особенные люди должны появляться на экране, и в этом отношении их нельзя ограничивать.

Автор мультимедийного проекта «Про Миру и Гошу» и директор АНО «Детям о важном» Наталья Ремиш рассказала о значимости общения родителей и детей на тему инклюзии. Ее мультик «Про Диму» помогает преодолевать барьеры в общении между обычными и особенными детьми. Ремиш отмечает, что самое важное для нее в проекте – это позитивная обратная связь от родителей (как обычных детей, так и ребят с ОВЗ).

Скриншот: мультик «Про Диму» 

Туризм и активный отдых

Об инклюзивных практиках в спорте и туризме рассказала Оксана Трапезникова, директор проекта «ЭКОтур». По ее мнению, особенных людей нужно обязательно привлекать к событийному туризму и активному отдыху. Трапезникова рассказала присутствующим об инклюзивном лагере «Ермак», который устраивает сплавы по реке Чусовой для детей с инвалидностью.

Фото: инклюзивный лагерь «Ермак» 

Инклюзия в столице и регионе

Интересными были выступления представителей столичных и региональных НКО. Как оказалось, различий в реализации инклюзивных практик в больших и малых городах немного. Представители некоммерческих организаций сталкиваются с похожими проблемами и одинаково переживают успехи.

О своем столичном опыте рассказала исполнительный директор московского фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. Организация работает в нескольких направлениях, среди них – обучение (как подопечных фонда, так и их тьюторов) и разработка гаджетов для упрощения коммуникации.

Соколова подчеркивает, что особый интерес широкой общественности вызвали такие проекты «Со-единения»:

  • совместный проект фонда и Государственного исторического музея в Москве по созданию доступной среды: в музее можно увидеть тактильные копии экспонатов, которые доступны людям с ОВЗ (их можно даже потрогать!);
  • интерактивный фантастический сериал про слепоглухого.

Скриншот: «Со-единение»

Представителем региональных НКО стала директор и учредитель благотворительного фонда «Наши Дети 56» Наталья Толмачева. Она рассказала об инклюзивных проектах Оренбурга.

  • Детский инклюзивный центр «Капитошка» – это развивающий образовательный проект для детей с ОВЗ от 2 до 7 лет. Центр сотрудничал с санаторием «Дубовая роща», где особенные дети получали медуслуги.

«Утром – медицинские процедуры, после обеда – занятия с педагогами «Капитошки», – рассказывает Толмачева. В инклюзивном центре дети занимались песочной и арт-терапией, ходили на йогу и музыкальные занятия, ездили в конный клуб. Толмачева добавляет, что сейчас проект закрыт из-за финансовых трудностей: родители детей с ОВЗ на первое место ставят медицинскую реабилитацию, поэтому не готовы платить за развивающие мероприятия, которые предлагала «Капитошка».

  • «Научим 56» – это проект волонтерского центра Оренбургского пединститута. 
  • Добровольцы проводили занятия для воспитанников клуба «Незабудки» – детей с аутизмом и ЗПР.
  • «Прикосновение» – диаконический центр, который проводит летние инклюзивные лагеря, праздники, концерты и конкурсы для детей и взрослых с особенностями развития.
  • «Преодоление» – форум, который создает инклюзивные пространства и поддерживает талантливую молодежь.

Толмачева с сожалением подчеркнула, что на сегодняшний день все инклюзивные мероприятия Оренбурга носят творческий и досуговый характер. Говорить о чем-то серьезном пока не получается: дети и взрослые все еще не готовы полностью принимать людей с ОВЗ.

В Правительстве РФ подвели итоги нацпроектов «Образование» и «Культура»

Из-за коронавируса с реализацией программ возникли сложности. В худшем положении оказалась сфера культуры.

Заместитель председателя правительства Татьяна Голикова провела заседания проектных комитетов по национальным проектам «Образование» и «Культура». Эксперты подвели итоги их реализации в 2020 году. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства. 

Итоги нацпроекта «Образование» 

Несмотря на пандемию, удалось выполнить ряд важных задач:

  • создали 40 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях;
  • создали 5 тысяч центров «Точка роста» для школ в сельской местности и малых городах с обновленными учебными кабинетами для проведения занятий по информатике, ОБЖ и технологии, помещениями для проектной деятельности;
  • обновили материально-техническую базу в 369 коррекционных школах;
  • отремонтировали 2 тысячи спортивных залов и стадионов;
  • открыли 27 региональных центров развития способностей и талантов у детей и молодежи; 
  • создали 71 центр развития цифровых навыков «IT-куб», программы центров охватили 41 тысячу детей;
  • 20 тысяч педагогов повысили компетенции в области современных технологий.

В рамках нацпроекта больше 11 миллионов школьников поучаствовали в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию, а 366 тысяч детей получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранной профессией. 

Важное место в 2020 году занимало и развитие современной цифровой образовательной среды: разработали 1,7 тысячи онлайн-курсов от 110 университетов на 68 платформах, которые используют 1,7 миллиона обучающихся.

Помимо прочего, Россия заняла 12 место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. 

Итоги нацпроекта «Культура» 

Из-за коронакризиса сфера культуры оказалась одной из наиболее пострадавших. Зато за прошедший год улучшилась ситуация с цифровизацией отрасли: в 44 регионах открыли 80 виртуальных концертных залов, благодаря чему 8 миллионов человек даже в самых отдаленных уголках страны получили бесплатный доступ к концертам в записи и в режиме реального времени. 

В рамках нацпроекта построили 45, реконструировали 6 и капитально отремонтировали 286 сельских домов культуры, открыли 172 модельные библиотеки, отремонтировали 8 региональных и муниципальных детских театров, создали 60 кинозалов, 301 образовательная организация получила новые музыкальные инструменты. В 2020 году провели 2 тысячи мероприятий (концерты, выставки, фестивали, конкурсы, форумы, семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы), которые посетили 2,7 миллиона зрителей.