Ретейлеров могут освободить от НДС, если они начнут передавать еду на благотворительность

По подсчетам экспертов, это поможет сохранить 1 млн тонн продуктов за пять лет. Их хватит, чтобы 18 млн человек получили бесплатную продовольственную помощь.

Национальный центр спасения еды и заботы об экологии «Фудшеринг» предложил Минфину освободить ретейлеров от уплаты НДС, если они передают продукты с истекающим сроком годности на благотворительность. Изменения предлагают внести в ст. 170 Налогового кодекса, пишут «Известия».

Идея передачи еды в НКО, которые помогают нуждающимся, не нова. С похожей инициативой неоднократно выступал бизнес. Проблема заключается в том, что передать еду на благотворительность для торговых сетей дороже, чем просто выбросить. 

«Сейчас для ретейлеров передавать продукцию с истекающим сроком годности на благотворительность экономически невыгодно, так как компания обязана при этом платить налоги как с продажи товаров, не получая при этом прибыли», — объяснили в торговой сети Metro.

С другой стороны, передача людям продуктов с близким к истечению сроком годности может быть эффективным инструментом борьбы с бедностью и голодом, считают в X5 group. Обращение «Фудшеринга» в Минфин также поддерживают председатель Союза потребителей России Петр Шелищ и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).

В Минфине обещали рассмотреть обращение Центра спасения еды. Поправки, если вступят в силу, не только помогут накормить нуждающихся, но и сократят объем твердых коммунальных отходов.

Продуктовая благотворительность: кто этим занимается и чего им не хватает

Кто эти люди в фирменных белых куртках и с квадратными терморюкзаками? Это курьеры доставки еды, но бесплатной – для инвалидов и стариков, которым сложно готовить самим. Обеспечение продуктами и готовыми блюдами – редкий вид благотворительности, но перспективный, из-за большого общественного запроса. Фонд «Дари еду» разносит обеды пока только по четырем районам Москвы, но хочет работать в других районах, Петербурге и регионах. О трудностях и планах рассказал директор фонда.

Многие жители больших городов оценили удобство доставки еды. Можно заказать блюда онлайн, и через некоторое время курьер принесет заказ в ярком квадратном терморюкзаке. С некоторых пор в Москве можно увидеть доставщиков и в белой форме. Это волонтеры, которые разносят горячие обеды инвалидам и пенсионерам от 80 лет. На их рюкзаках написано «dariedu.online Я помогаю людям едой!» Об этой и другой работе фонда «Дари еду» рассказал его президент Игорь Шатунов в рамках Большой онлайн-конференции к Всемирному дню НКО 26 февраля.

«9 миллионов пенсионеров и 12 миллионов инвалидов живут одни, но в России пока только два фонда, которые занимаются продуктовой благотворительностью», — такими словами начал эфир ведущий Дмитрий Веселов. 

Один из таких фондов – «Дари еду». Как рассказал Шатунов, с 2016 года проект помогает продуктами питания людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Боксы для сбора продуктов установлены в ТЦ и продуктовых (сейчас это 505 боксов в 144 городах). В 2018 году запустили первый в России благотворительный интернет-магазин продуктов dariedu.ru, где можно купить для нуждающихся и макароны за 40 руб., и продуктовый набор на неделю за 900 руб.

ФОТО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДАРИ ЕДУ!»
 

Наконец, в 2020 году в фонде запустили благотворительную доставку готовых обедов для инвалидов и пенсионеров от 80 лет в Москве, поделился Шатунов. По его словам, это сервис для тех, кому по состоянию здоровья или по возрасту сложно самим приготовить себе еду. Подопечные фонда обычно живут одни, родственники им по каким-то причинам не помогают.

Обедами обеспечивают партнеры – это рестораны или фабрики-кухни, которые раз в месяц готовят несколько десятков наборов блюд. «Мы вовлекаем предпринимателей, доказываем, что это не только деньги, но личное участие». Блюда готовят не по меню, это простая здоровая еда, сообщил Шатунов. В среднем, по его словам, служба разносит по 1100 обедов в месяц в четырех районах Москвы.

Дальнейшие планы и вопрос с волонтерами

У фонда «Дари еду» большие планы: в марте они хотят подключать Санкт-Петербург, в перспективе – выход в регионы. «И в Москве большое поле для роста, потому что у нас пока только четыре района», – признался Шатунов. По мнению главы фонда, ограничивающий фактор – волонтеры:

«У нас развито событийное волонтерство, в нем поучаствовать легче. Но обеды разносятся каждый день, кроме понедельника. Поэтому приходите и участвуйте. Мы волонтеров стараемся не очень напрягать: это обычно по три адреса в шаговой доступности от места раздачи обедов, на доставку уходит до полутора часов». 

По словам Шатунова, в фонде думают, как мотивировать волонтеров, например, устраивать тимбилдинг и мероприятия, ведь многие идут в волонтеры для новых знакомств.

В планах – наладить коммуникацию с производителями продуктов. Ведь раньше фонд рассчитывал на доноров, которые оставляли в боксах продукты. Но организация выросла и получает все больше запросов на помощь, поделился Шатунов. Поэтому надо привлекать в партнеры более крупные компании. Более того, в фонде думают над тем, чтобы открыть свое производство блюд, и в этом их консультируют сотрудники ресторанов-партнеров, рассказал глава благотворительной организации.

Фото благотворительного проекта «Дари еду!»

Пожертвования от физических лиц также остаются важным источником финансирования. В декабре 2020 года фонд подключился к сервису на mos.ru, который позволяет перечислить пожертвование в один клик, рассказал Шатунов.

Напоследок ведущий попросил поделиться советами для тех, кто только начинает. Шатунов считает, что важно пережить рубеж трудностей, который наступает после начала работы, первых успехов и эйфории. Надо «готовиться к сложностям, критике, к тому, что может что-то не получаться, может, вы даже не будете понимать, что делаете и зачем», – предупредил выступающий. Но если вам нравится то, чем вы занимаетесь, и вы преодолели сложный этап, дальше ждет «поток»: все попадете в свою колею, пообещал Шатунов.

Фонд продовольствия «Русь» собрал 1764 кг продуктов для нуждающихся на Северном Кавказе

Еду передали семьям с детьми в трудной жизненной ситуации и одиноким пенсионерам.

С 21 по 23 июля на Северном Кавказе прошел благотворительный продовольственный марафон «Корзина доброты». В акции поучаствовали семь городов: Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки, Минеральные воды, Черкесск, Нальчик и Владикавказ. Сегодня в своих соцсетях общественники подвели итоги марафона. 

На этот раз в инициативе поучаствовали 155 магазинов торговой сети «Пятерочка». Продукты питания собирали и жертвовали сотрудники магазинов, благотворительные организации регионов и неравнодушные жители Северного Кавказа. Всего за время акции в семи городах собрали 1764 килограмма продуктов. Из них сформировали 294 продовольственных набора, которые получили 147 семей.

Для справки. «Корзина доброты» — это социальный проект фонда продовольствия «Русь» и компании Х5Group, благотворительные акции по сбору продуктов проводят регулярно по всей России. Для участия человеку нужно купить продукты с длительным сроком хранения и передать их волонтерам фонда либо положить в специальные короба для приема товаров. Из собранных продуктов формируют наборы, которые передают нуждающимся семьям с детьми и одиноким пенсионерам.