НКО научат работать открыто и прозрачно

50 человек смогут пройти обучение бесплатно и получить удостоверение о повышении квалификации.

Благотворительное собрание «Все вместе» и фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» разработали дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Прозрачность некоммерческой организации». Обучение будет проходить заочно в три потока: с 20 по 29 сентября 2021 года, с 7 по 16 февраля и с 4 по 13 апреля 2022 года.

По мнению организаторов программы, открытость данных о работе НКО — ключ к доверию граждан, развитию гражданского общества и минимизации возможностей для мошенничества в третьем секторе экономики.

«Некоммерческие организации должны в совершенстве владеть современными способами обеспечения своей прозрачности и открытости как для повышения доверия со стороны всех заинтересованных в работе организации сторон, так и для повышения конкурентоспособности третьего сектора, увеличения привлеченных средств на системное решение социальных проблем», — отмечают они.

В программе — три модуля. Слушателям расскажут о необходимости повышения прозрачности НКО и инструментах, которые помогут сделать работу организации открытой. 

Среди спикеров курса —  автор «Теплицы социальных технологий» Александр Гусев, основатель «Клуба фандрайзеров» Анастасия Ложкина, исполнительный директор ассоциации «Юристы за гражданское общество» Ольга Шумбурова. 

Подать заявку для участия в программе можно на сайте

Прозрачность работы НКО: как ее добиться

В Пензе около 300 социально ориентированных некоммерческих организаций. Работа многих из них заключается в решении проблем, которые государство в силу своих масштабов просто не видит. Это проблемы тяжелобольных людей, сборы на операции, забота о бездомных животных и многие другие. Решение таких проблем берут на себя частные лица, которые регистрируют некоммерческие организации. Представители трех таких НКО в рамках ток-шоу на Youtube рассказали, как сделать работу благотворителей прозрачнее, чему нужно уделять особое внимание и почему начинать помогать людям нужно не со сбора денег.

В прошлом году ВЦИОМ представил результаты своего исследования «Лжеблаготворительная деятельность в российском обществе: вовлеченность населения, запрос на регулирование». Опрос специалистов установил, что 81% россиян так или иначе участвует в благотворительности, при этом 76% не отслеживает, куда идут пожертвования. А 41% наших граждан совсем не доверяет благотворительным организациям. При этом пожертвования каждого десятого человека, по статистике, попадают к злоумышленникам.

Основные шаги, чтобы вызвать доверие к НКО

Учитывая подобные цифры, президент благотворительного фонда «Золотая Капля» Инна Назарова считает наиболее приоритетной задачей в некоммерческом секторе не допустить роста мошенников. Страшно, если их число вырастет, тогда еще больше людей перестанет нам доверять, предупредила она. В такой ситуации, на ее взгляд, особенно важно помогать честным молодым фондам, которые по неопытности могут допустить какие-то ошибки.

А вообще, самое главное для организаций третьего сектора – это репутация. Ничего дороже ее нет, подчеркнула зампред правления Пензенского областного отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Фонд милосердия и здоровья» Валентина Власова. 

Ее можно потерять за один день, а вот нарабатывать долго, рассуждала эксперт. Ориентируясь на свой опыт, она отметила, что наши граждане в большинстве своем доверчивые и добрые: охотно тратят средства на помощь нуждающимся. Этим нередко и пользуются мошенники.

Чтобы сделать работу фонда прозрачнее, необходимо несколько шагов. Нужно проводить регулярный аудит работы НКО, который стоит поручать сторонним экспертам. А результаты такой проверки важно публиковать на сайте организации. Как и выкладывать постоянную отчетность ее работы.

Кроме того, важно рассказывать о себе в СМИ, делать презентации для журналистов, советовала замдиректора по связям с общественностью фонда местного сообщества «Гражданский Союз» Екатерина Федотова. Она рассказала, что на все свои благотворительные мероприятия их организация приглашала представителей прессы.

Назарова поделилась еще одной рекомендацией, которая позволит сделать работу НКО более прозрачной: у них в «Золотой Капле» нет номинальных органов, «все работают и участвуют в оперативной деятельности». Она отдельно обратилась с призывом к коллегам по третьему сектору: «Надо понимать, что пожертвования – это не ваши деньги. Отношение к ним должно быть соответствующее».

На что обращать внимание людям

Внимательность нужно проявлять и самим гражданам. Должна быть осознанность, когда решаешь заниматься пожертвованиями.

Назарова считает, что людям необходимо относиться к таким расходам как к партнерству: «Сходите на заседание попечительского совета НКО, узнайте, как работает организация, следите за ее деятельностью, попросите у руководства отчет о работе».

 По словам докладчика, такой щепетильный подход – это не стыдно. Наоборот, подозрения должно вызвать то, если некоммерческая организация отказывает рассказывать гражданам о своих тратах.

Учитывая перечисленные обстоятельства, Власова посоветовала новичкам в отрасли начинать все же не с привлечения финансовых ресурсов, а с организации эффективной структуры управления НКО и волонтеров. Все надо делать поэтапно, так как в работе с деньгами появляется слишком много соблазнов, предупредила она.