Геймеры помогут подопечным фонда «Подари жизнь»

Они соберут деньги на лечение двух молодых людей с опухолями мозга.

7–8 августа в Технопарке «Сколково» пройдет главный фестиваль стримеров страны — Стримфест-2021. На протяжении двух дней пройдет благотворительный спидран-марафон в пользу подопечных фонда «Подари жизнь», сообщает НКО. 

Спидран-марафон — забег в поддержку благотворительной организации. 10 парней будут проходить игры на скорость. Среди них — игроки Mekarazium, Insanebb, Tezur0, Kykystas, Kelnin, rekorer, Yak0b, dakkaduck, DogMeat и Fenperemen. 

Организатор мероприятия — сообщество RUSC. Всю прибыль от продажи билетов отправят на помощь подопечным фонда «Подари жизнь». Деньги будут собирать семнадцатилетней Вике и девятнадцатилетнему Гоше, которые лечатся от опухолей мозга. Обычно такие опухоли удаляют, но Вике и Гоше не нужна операция, потому что есть альтернативное лечение — радиохирургия, специальные лучи, которые бьют прицельно по опухоли и разрушают ее.

Подробное расписание благотворительного спидран-марафона можно посмотреть ссылке

Помогать играючи: что такое просоциальные игры и зачем они нужны

Игры могут быть важным инструментом достижения общественно полезных целей некоммерческого сектора и делать мир лучше.

Видеоигры, которые привлекают внимание к социальным и экологическим проблемам, называют просоциальными. Они помогают некоммерческим организациям охватить большую аудиторию и достучаться до тех, кто никогда не участвовал в благотворительности.

Среди самых популярных просоциальных игр – A Blind Legend о незрячем средневековом рыцаре и приложение Deep Blue Dump про загрязнение океана.  

Зачем нужны просоциальные игры?

Просоциальные игры выполняют четыре важные функции:

  • рассказывают о социальной или экологической проблеме;
  • охватывают нетипичную для некоммерческого сектора и более широкую аудиторию;

  • показывают, как можно помочь;

  • выступают площадкой для сбора пожертвований. 

Просоциальные игры в России: какие бывают и кто их делает 

В России на разработке просоциальных игр специализируется петербургская студия Noesis

«Мы делаем игры, которые учат и рассказывают о важных проблемах, окружающих нас. Мы помогаем некоммерческому сектору, медиа и культурным институциям достучаться до новой аудитории. Мы хотим, чтобы игры не только развлекали, но и помогали», — рассказывают о себе создатели Noesis.

На счету у Noesis – полдесятка просоциальных игр, в том числе «Полина против сталкера», «2024» и «Куда идут отношения».

  • «Полина против сталкера»

«Вроде бы милый на первый взгляд молодой человек начинает писать тебе днями и ночами, закидывать сообщениями и постепенно превращать твою жизнь в ад. Такие истории могут случиться с каждой и каждым. От поклонников-сталкеров не знаешь, как избавиться. Впрочем, выход есть. В игре «Полина против сталкера» мы рассказываем историю девушки, которая столкнулась с такими неприятностями и вместе со своей подругой пытается из них выпутаться», — описывают игру ее создатели. 

Скриншоты игры «Полина против сталкера»

  • «2024»

Браузерный квест о недалеком будущем и этике технологий. Игрок становится первой женщиной, ставшей премьер-министром восточноевропейской страны, и должен сделать так, чтобы страна процветала.

Скриншот игры «2024»

  • «Куда идут отношения»

«Куда идут отношения» – это игра о том, как пережить абьюзивные отношения, как справиться с последствиями домашнего насилия. Игра представляет собой последовательную историю, в которой женщина строит отношения.

Цель проекта – обратить внимание на «тревожные звоночки», которые происходят в начале отношений и могут привести к насилию. Игра поможет проанализировать, как незаметные на первый взгляд действия связаны с заметным насилием. 

Скриншот игры «Куда идут отношения»

«Игра — уникальный продукт, благодаря которому можно, без преувеличений, протестировать свое понимание того, какими должны быть ненасильственные отношения. Сам игровой метод видится нам достаточно интересным способом профилактики насилия в жизни женщины», — отзывается об игре «Куда идут отношения» руководитель кризисного центра для женщин ИНГО Елена Болюбах. 

Еще один пример просоциальной игры – приложение «Посади лес» (Plant the Forest) от общественной организации «ЭКА» и компании «КБ Продакшн». Цель игры «Посади лес» – привлечь внимание к проблеме исчезновения лесов и приучить людей бережно относиться к ним. 

Скриншот игры «Посади лес»

«Кажется, что в России, когда мы занимаемся экологическими проблемами, все очень серьезно, много драмы, много страданий. И люди не хотят в это идти. Нам хочется внести туда какую-то игру, легкость и драйв, чтобы людям было проще на это посмотреть и что-то начать с этим делать», — говоритсоруководитель «ЭКА» Татьяна Честина.

Играть в «Посади лес» можно бесплатно или за пожертвования. За деньги покупают дополнительные ходы или деревья, донаты позволяют пройти игру быстрее и проще. Сами пожертвования идут на лесовосстановление: купленные игроками деревья в реальном мире высаживают активисты «ЭКА». Человек, который отправит деньги в приложении, в скором времени получит фото и видео посаженного на его средства дерева в одном из регионов России. 

За время существования приложения на пожертвования высадили 170 тысяч деревьев. Игра «Посади лес» помогла привлечь внимание людей к экологическим проблемам благодаря интересному и доступному формату. 

«Мне кажется, что нужны новые форматы для людей, которые пока еще максимально далеки от экотемы, но она их в принципе интересует и волнует. Им надо что-то такое очень простое. Мне кажется, любые форматы развлечений для этого хороши. Их дико не хватает в России», — считает Честина.

Просоциальные игры за рубежом 

Просоциальные игры – это не российская разработка. Их выпускают по всему миру. 

В 2018 году испанская команда независимых разработчиков Nomada Studio выпустила игру Gris, которая привлекает внимание к проблемам ментального здоровья. Игрок управляет девушкой по имени Грис, которая должна вернуть краски миру. Для этого она преодолевает препятствия и решает головоломки. 

Разработчики рассказывают, что создали историю, которую можно открыто интерпретировать. Но очевидно, что сюжет повествует о потере любимого человека и отражает пять стадий принятия смерти: отрицание, гнев, торг, печаль и принятие.

Скриншот: DevolverDigital на Youtube 

Игра AlphaBeatCancer, выпущенная в Бразилии в 2017 году, рассказывает детям о раке. В команду разработчиков игры входили пережившие рак люди, пациенты и врачи онкологических клиник. 

Картинка: beaba.org

«Все одобрено врачами, и мы следуем медицинским протоколам. Мы сделали эту игру, чтобы помочь детям, больным раком. Взрослые просто не могут рассказать об этом правду. Будучи некоммерческой организацией, мы предоставляем четкую и оптимистичную информацию о болезни и ее лечении», — рассказывают создатели игры. 

С какими трудностями сталкиваются разработчики просоциальных игр?

Придумывать, создавать и распространять просоциальные игры непросто. Эксперты выделяют две основные проблемы. 

  • Сложности в продвижении

Чтобы разработка социальной игры имела смысл, ею должна заинтересоваться широкая аудитория. Только так окупятся потраченные время и деньги, будет привлечено внимание к социальной проблеме.

Владелец издательства «Геменот» Сергей Голубкин рассказывает, что в привычных всем магазинах с мобильными играми продвигать социальную игру невероятно сложно, для этого нужны большие деньги. 

«Мобильная игра в разработке может стоить десять тысяч долларов, а в продвижении она будет стоить миллион долларов», — говорит Голубкин. 

Решение этой проблемы предлагает директор экологического движения «ЭКА» Елена Горохова. Она считает, что целесообразнее не создавать новые игры, а добавлять социальную или экологическую составляющую в существующие популярные приложения. 

«Чтобы работать на «холодную» аудиторию, нужен совсем другой подход. Нужно интегрировать «зеленые» принципы в совершенно обычные игры, например, в танчики», — говорит Горохова.

Она отмечает, что на сегодняшний день не удалось найти партнеров, готовых к подобному сотрудничеству, но работа в этом направлении ведется. 

  • Непонимание социального контекста

Некоторые игровые форматы не дают проникнуться социальной или экологической проблемой, ради решения которой создавалось приложение. Игровой процесс оказывается настолько увлекательным, что человек забывает о глубинном смысле и просто наслаждается игрой. 

«Мейнстримовые форматы, безусловно, можно интегрировать в просоциальные игры. Так делали мы с игрой «Полина против сталкера». Мы брали формат визуальных историй. У визуальных игр есть важный минус – геймплей (игровой процесс — прим. ред.) очень сильно превалирует над контентом. Люди контент просто не потребляют», — рассказывает основатель студии игр Noesis Николай Овчинников. 

Какие еще просоциальные развлечения бывают?

Помимо традиционных видеоигр, в России есть и другие развлечения с социальным смыслом.

  • Благотворительный игровой автомат Charity Arcade

Уникальный для России проект – благотворительный игровой автомат Charity Arcade – появился в 2019 году в Перми. Чтобы поиграть в аркадные игры, нужно сделать пожертвование. Деньги пойдут на профилактику социального сиротства.

Фото из соцсетей благотворительной организации «Территория семьи»

Авторы проекта – благотворительная организация «Территория семьи» и компания по производству аркадных автоматов и игр для них UncleMarioGames (UMG). В автомат Charity Arcade разработчики запрограммировали больше 300 игр: гонки, файтинги, платформеры, логические игры, сайд-скроллеры и даже современные мобильные игры.

Автомат Charity Arcade не только скрасит досуг, но и поможет преодолеть трудную жизненную ситуацию пермским семьям с маленькими детьми, рассказывают авторы проекта. 

  • Игровое интерактивное кино

Несколько лет назад популярными были игровые видеофильмы. В них герой попадал в нестандартные ситуации, разрешение которых зависело от сделанного выбора. К сожалению, многие опубликованные видео перестали работать в интерактивном формате. Но они все еще существуют на платформах для видеохостинга. 

Например, в этом видео игрок просыпается связанным в незнакомой квартире и должен из нее выбраться. 


А в этом ролике нужно сделать выбор, кого спасти в экстренной ситуации – ребенка или взрослого человека. 


Такие видео нельзя назвать играми в традиционном понимании, но в них однозначно присутствуют игровые элементы. При этом авторам подобных проектов удается привлечь внимание к важным и психологически тяжелым социальным проблемам.