В Казани проходит образовательная программа для социальных предпринимателей

По программе обучаются 78 человек.

В Казанском федеральном университете проходит образовательная программа «Управление проектами в сфере социального предпринимательства». Об этом сообщает Центр инноваций социальной сферы Республики Татарстан. 

В рамках программы соцпредприниматели проходят обучение по темам: «Перспективные направления и сферы для социального предпринимательства», «Генерирование и проверка бизнес-гипотез», «Customer development. Маркетинг», «Оптимизация бизнес-процессов, улучшение продукта/услуги», «Привлечение финансирования», «Презентация проектов, продвижение в сообществах и сети Интернет».

Важная часть обучения — индивидуальная работа под руководством наставников над проектами в сфере социального предпринимательства. 

«Это должна быть интересная и продуктивная работа, учитывая, что направления и масштабы деятельности у всех разные. При этом каждый участник имеет возможность не только проработать свой проект, но и детально обсудить его со специалистом, провести анализ своего бизнеса, найти траектории развития и правильно «упаковать» свои мысли, идеи и расчеты», — рассказывают в Центре инноваций социальной сферы Татарстана. 

Обучение по программе «Управление проектами в сфере социального предпринимательства» продлится до конца лета и закончится выдачей удостоверений о повышении квалификации Казанского федерального университета.

Социальные предприниматели в России: кто они такие и как им живется

Фактически социальное предпринимательство в нашей стране появилось давно, но на законодательном уровне такую деятельность закрепили только в 2019 году. Кто такие социальные предприниматели и чем они занимаются в России?

23–24 июня в России прошел форум НКО «Социальный Петербург: перезагрузка». На круглом столе «Кто же они, социальные предприниматели?» представители сектора обсудили, как одновременно вести бизнес и решать проблемы общества. 

НКО и социальное предпринимательство: в чем разница

Старший научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Анастасия Москвина рассказала, что социальное предпринимательство — это «соединить несоединимое». Соцпредприниматель — это человек, который может решать общественные проблемы с помощью своего бизнеса.

Юридически соцпредприниматель должен существовать как индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). По закону есть четыре типа соцпредпринимателей, подчеркнула эксперт: 

  • первые нанимают на работу людей из уязвимых категорий (пенсионеров, выпускников детских домов, беженцев или переселенцев);
  • вторые производят для социально незащищенных слоев товары или услуги;
  • третьи продают то, что произвели люди с инвалидностью или освобожденные из мест лишения свободы;
  • четвертые решают общечеловеческие проблемы: развивают экопроекты, ведут просветительскую деятельность.

Если все требования закона выполнены, социального предпринимателя включают в соответствующий реестр. Тогда он может претендовать на государственные льготы и участвовать в специальных конкурсах и проектах. 

Главное отличие соцпредпринимателя — самоокупаемость. Спикер отметила, что бизнес не зависит от грантов и пожертвований. Он сам производит услуги или товары, за которые берет деньги у покупателей. Скриншот круглого стола «Кто же они, социальные предприниматели?»

С другой стороны, подчеркнула Москвина, НКО тоже может заниматься предпринимательской деятельностью: например, продавать товары из инклюзивных мастерских или вести онлайн-уроки для родителей детей с особенностями развития. Но социальным предприятием некоммерческую организацию не признают. Во-первых, не подходит юридическая форма существования. Во-вторых, НКО сильно зависит от внешнего финансирования. 

Тем НКО, которые хотят вести бизнес-деятельность, Москвина посоветовала открывать отдельное юрлицо: ООО или ИП. Такую организацию смогут признать соцпредпринимателем, а еще так будет проще разграничить общественную и коммерческую работу. 

С какими трудностями сталкиваются социальные предприниматели

Социальное предпринимательство — занятие непростое. Это доказывает опыт турфирмы «Либерти» и проекта «Манифест» из Санкт-Петербурга.

Как рассказала исполнительный директор и соучредитель «Либерти» Мария Бондарь, турфирма — одно из старейших социальных предприятий России. Компания существует уже 17 лет и специализируется на организации туров для людей, которые передвигаются на коляске. Бондарь призналась, что если бы на старте она знала о всех трудностях работы, то побоялась бы ее начинать.Фото: Турфирма «Либерти»Деятельность социального предприятия разделена на две категории: доход приносит работа с иностранными туристами, а социальную роль «Либерти» выполняет, проводя туры для людей на колясках из России и стран СНГ по себестоимости. 

Бондарь рассказала, что такая модель работала хорошо до пандемии, но в кризис все изменилось. Из-за закрытия границ и упадка туротрасли «Либерти» пришлось придумывать новые модели для монетизации. Так появилась онлайн-школа, в которой туроператоров учат организовывать безбарьерные туры для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Бондарь отметила, что одна из самых сложных задач — это оценка качества работы. Она считает, что «задача анализа импакта непростая, но адреналинистая». Позитивные результаты деятельности дают силы и мотивацию работать дальше. Эксперт привела примеры.

  • Любовь Русинова из Яранска, которая всю жизнь передвигалась на коляске, мечтала поехать в Париж. Вместе с турфирмой «Либерти» ей удалось побывать в столице Франции, и после возвращения на родину жизнь Любови сильно изменилась. Девушка стала писать авторскую колонку в местную газету и консультировать НКО по вопросам доступной среды. 
  • Александр Попов из Воронежа после путешествия с «Либерти» организовал в своем родном городе НКО, которая занимается вопросами доступной среды. Организация влияет не только на него самого, но и на всех жителей Воронежа с ОВЗ. 

Спикер задала вопрос: «Как в таких случаях измерить импакт социального предприятия?». Она добавила, что изменения в жизни людей — это длящийся процесс, который очень сложно проследить и оценить. 

Следом за Бондарь выступила основатель и генеральный директор проекта «Манифест» Яна Авдиенко. Она рассказала, что проект существует всего 1,5 года. За это время социальному предпринимателю пришлось столкнуться с большими трудностями.

«Манифест» — проект по изготовлению сумок и аксессуаров из использованных материалов: рекламных баннеров, тентов, парашютов, парусов. Авдиенко сообщила, что на первых порах было очень трудно найти сырье. Крупные компании отказывались сотрудничать с молодой предпринимательницей, несмотря на то, что она просила отдать ей мусор.

Фото: соцсети проекта «Манифест»Спикер рассказала, что материалы, которые «Манифест» использует для производства сумок и аксессуаров, не перерабатывают, а просто выбрасывают. Поэтому проект важен для экологии.  А еще «Манифест» сотрудничает с другими социальными предприятиями и НКО. Среди них — центр адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», который помогает «Манифесту» шить сумки и соглашается на самые необычные предпринимательские эксперименты.

В конце выступления Авдиенко призвала всех бизнесменов и предпринимателей добавить в свою работу социальную составляющую, отметив, что сделать это проще, чем кажется.

В обсуждении российского социального предпринимательства поучаствовала и программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя. Она рассказала, что проект предлагает множество возможностей для развития соцпредпринимателей, в том числе участие в профессиональном сообществе, акселераторах и инкубаторах, конкурсах и челленджах. Образовательные мероприятия помогают превратить идею в работающий проект, найти единомышленников и спонсоров. 

Деньги и льготы: что предлагают социальным предпринимателям власти

Социальные проекты создают и развивают не только в центральной России, но и в регионах страны. С какими трудностями сталкиваются социальные предприниматели Ростова-на-Дону и как в области развивается КСО, обсудили эксперты.

16–17 июня в 10 городах России прошел онлайн-марафон «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности». Корреспондент Мяч!Media посетил дискуссию в Ростове-на-Дону и узнал о работе социальных предприятий и ответственного бизнеса в регионе.  

Господдержка социального предпринимательства в Ростовской области

Первым о формах государственной поддержки социального предпринимательства (СП) рассказал министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко. Он отметил, что развитие СП — одно из приоритетных направлений для региона. В бюджете области предусмотрено 17 000 000 рублей для поддержки социальных предпринимателей, на отдельные соцпроекты будут выделять от 100 000 рублей до 500 000 рублей. 

Папушенко сообщил, что для СП в регионе существуют налоговые льготы и имущественная поддержка. Соцпредприниматели могут рассчитывать на бесплатные образовательные программы и консультации (например, юридические). Спикер подчеркнул, что главная задача региона — популяризация СП среди жителей и развитие предпринимательских сообществ. 

Главная задача региона — популяризация социального предпринимательства среди жителей и развитие предпринимательских сообществ.

Тему господдержки продолжила директор АНО МФК «Ростовское Региональное Агентство Поддержки Предпринимателей» Яна Куринова. Она рассказала, что сейчас в регионе работают 32 социальных предпринимателя. Самые востребованные формы поддержки — правовая, образовательная, маркетинговая и финансовая. Куринова добавила, что социальные предприниматели области могут пользоваться местными центрами «Мой бизнес» и региональными «Точками кипения». Здесь есть бесплатный коворкинг, залы для проведения мероприятий, комнаты для переговоров. 

Представитель фонда «Наше будущее» Ирина Гусева рассказала о новом для Ростовской области государственном проекте — акселераторе социальных предпринимателей. Участие в инициативе — обязательное условие для получения гранта из бюджета региона. Бесплатная образовательная программа стартует 28 июня 2021 года, она подойдет для действующих и начинающих социальных предпринимателей. Участники акселератора узнают о бизнес-планировании, маркетинге, финансировании и юридических тонкостях СП. 

С какими трудностями сталкиваются социальные предприниматели 

О своем опыте работы рассказали соцпредприниматели Ростовской области: учредитель сети детских садов «Разумейка» Татьяна Штайдо и главный врач социального предприятия «Центр здоровья» Людмила Черикова. Самыми большими проблемами СП в регионе спикеры назвали нестабильность законотворчества, отсутствие инвестиций со стороны крупного бизнеса и недостаток финансовой поддержки от государства.

Штайдо подчеркнула, что сфера дошкольного образования и частные детские сады неинтересны коммерческим компаниям, поэтому они отказываются сотрудничать с социальным предприятием. Черикова отметила, что с каждым годом работа «Центра здоровья» усложняется, потому что увеличивается количество детей и взрослых с инвалидностью. Из-за этого соцпредприятие не в силах развивать новые проекты. 

Скриншот онлайн-марафона «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности»

Перспективные направления работы для региональных социальных предпринимателей 

О перспективных направлениях развития СП в Ростовской области рассказала директор АНО «Атлас НКО» Анна Белан. Он отметила, что сейчас в регионе больше других распространены организации в сфере здравоохранения и соцобслуживания. С другой стороны, мало развита сфера охраны окружающей среды и защиты животных, работает всего несколько проектов в области культуры и науки. 

Перспективными для социальных предпринимателей эксперт назвала такие направления:

  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • поддержка молодежных проектов;
  • сохранение исторической памяти;
  • защита прав и свобод человека;
  • развитие институтов гражданского общества. 

Белан подчеркнула, что данные она получила путем анализа существующих в Ростовской области общественных проектов. Исследование провели с использованием технологий искусственного интеллекта. 

Социально ответственный бизнес в Ростове-на-Дону

От крупного бизнеса на онлайн-марафоне «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности» выступила управляющая по корпоративным вопросам Южного региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева. Она рассказала о трех программах корпоративной социальной ответственности (КСО) «Филип Моррис Интернэшнл», которые работают в Ростовской области. 

  • Благотворительная программа «Статус: Онлайн» — это курсы компьютерной и финансово-юридической грамотности для пожилых и людей с инвалидностью. 
  • Программа именных грантов на проведение научных исследований в области системной биологии. Ее победители — аспиранты и выпускники российских вузов — в течение трех лет получают деньги на проведение исследовательской работы.
  • Проект по поддержке экологических инициатив. Он реализуется в соответствии с Целями устойчивого развития (ЦУР) и национальным проектом «Экология».

Андреева подчеркнула, что важное место в работе компании занимает корпоративное волонтерство в регионе.