«Мосволонтер» рассказал, чем занимаются добровольцы в столице

С начала 2021 года в Москве провели 70 мероприятий. В них поучаствовали 8000 волонтеров, которые посвятили помощи городу 72 000 часов.

Как передает официальный сайт мэра Москвы, самое популярное направление волонтерства — социальное. Добровольцы помогают детям-сиротам, многодетным семьям, людям с инвалидностью и пожилым. Они доставляют продукты и лекарства, помогают по дому. Самая масштабная и продолжительная социальная акция в Москве проходила с 28 марта 2020 года по 28 марта 2021 года. Людям, находящимся на самоизоляции из-за коронавируса, помогали 23 000 волонтеров.

Спортивные волонтеры в 2021-м помогали провести чемпионат Европы по тяжелой атлетике, международные соревнования по сноуборду Grand Prix de Russie, Московский марафон. В спортивных мероприятиях участвовали 433 волонтера, они посвятили помощи жителям города 7234 часа.

В рамках культурного волонтерства городские помощники проводят экскурсии, участвуют в реставрации памятников истории, поддерживают концерты и творческие вечера, помогают в музеях, библиотеках. В конце 2020 года на базе «Мосволонтера» стартовала программа «Волонтеры культуры Москвы», к ней присоединились 1100 москвичей.

Медицинское волонтерство объединяет 5000 неравнодушных горожан. Медицинские волонтеры оказывают помощь персоналу в больницах и поликлиниках, проводят мастер-классы по оказанию первой помощи, популяризируют здоровый образ жизни. Стать волонтером-медиком можно даже без профильного образования.

В 2021 году в праздновании Дня победы поучаствовали 1500 добровольцев, которые занимаются патриотическим волонтерством. 

Еще в столице развивается медиаволонтерство, событийное и экологическое волонтерство. Добровольцы фотографируют, пишут статьи, участвуют в городских мероприятиях, проводят лекции о раздельном сборе мусора.

Найти и подготовить волонтеров: главные лайфхаки

На фоне пандемии помощь пожилым людям стала особенно актуальна. Для некоторых из них даже поход в магазин за продуктами оказался непосильной задачей. В таких ситуациях на выручку приходят родные, но что делать, когда их нет? Вся надежда остается на волонтеров. Правда, в этой роли готов выступить не каждый. Работа со старшим поколением тоже требует особого подхода и личностных качеств. О том, как правильно готовить людей для такой деятельности, говорили на конференции «Ближний круг», которую проводит благотворительный фонд Тимченко.

Привлечь через онлайн

В 2011 году молодая петербургская семья основала фонд «Яркая Жизнь», чтобы популяризировать благотворительность, помогать детям-сиротам и несовершеннолетним с тяжелыми болезнями. Потом к этому перечню добавилась и поддержка одиноких пожилых людей. Именно на таком направлении работы и сфокусировалась организация год назад на фоне пандемии, рассказала сооснователь «Яркой жизни» Анна Шатрова.

По ее словам, набор волонтеров к ним активно шел онлайн: через мобильное приложение «Хочу помочь» и соцсети. Не последнюю роль в этой работе сыграло и сарафанное радио. Когда люди узнают, что их родные, друзья или коллеги помогают кому-то, то у них тоже возникает подобное желание, объяснила Шатрова.

При этом не все желающие могут легко влиться в число волонтеров. Из 100% откликнувшихся полгода назад лишь 30% уже сейчас активно вовлечены в работу, поделилась эксперт. А 24% почти сразу отпали. Причины разные. Например, то, что не все воспринимают это направление как серьезную деятельность. Вариантом адаптации для начинающих может быть стажировка.

Правда, надо учитывать, что все требует денег. По словам Шатровой, их бюджет на подготовку волонтеров делится на четыре части: 12 000 руб. на ежемесячную техподдержку приложения «Хочу помочь», печать рекламы для уличных баннеров — 15 000 руб., пиар на мероприятиях и в интернете. В нашей команде есть два человека, кто непосредственно работает с волонтерами, подчеркнула докладчик.

Благодарность от СМИ и поддержка бизнеса

Своими советами поделилась и Татьяна Пономарева из БФ помощи людям с онкозаболеваниями «Содействие». Она сразу отметила, что в работе с отбором и подготовкой волонтеров должен быть индивидуальный подход: «Это особенность нашего некоммерческого сектора». Эксперт призвала коллег не гнаться за количеством в этой сфере: «Важнее качество тех, кто останется».

По мнению Пономаревой, есть несколько технологий для поощрения и мотивации волонтеров. Одна из них — отзывы подопечных. Благодарности от подшефных заряжают энергией гораздо сильнее любых материальных стимулов. Еще один вариант — расширение связей за счет знакомства с другими дружественными сообществами, что тоже дает немало позитивных эмоций. 

Приятно волонтерам получать благодарности от СМИ и вообще любое общественное признание, добавила Пономарева. Мимо не проходит и бизнес, который тоже всячески пытается включиться в подобную работу и помочь нам своими ресурсами, резюмировала докладчик.