В Калининградской области удвоилось количество социальных предпринимателей

Статус социального предпринимателя открывает доступ к господдержке и дает возможность получить грант до 500 000 рублей.

В Калининградской области вдвое выросло количество социальных предпринимателей. В течение 2021 года такой статус оформили больше 20 компаний, сообщает пресс-служба правительства региона. 

Сейчас в федеральном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 52 представителя от Калининградской области. Среди новичков 2021 года — балетная школа для малышей, планетарий, фитнес-пространство, театр и музыкальная школа.

«Многие проекты мы сопровождаем с этапа идеи, когда к нам приходят желающие не просто вести бизнес, но при этом быть полезными обществу, решать социально значимые задачи. Собственно, это и есть социальное предпринимательство, которое с 2019 года официально регламентируется федеральным законом», — рассказал руководитель центра инноваций социальной сферы Кирилл Звягин.

Звягин добавил, что большинство социальных предпринимателей региона занимаются реабилитацией людей с ограниченными возможностями, работают в сфере образования, социальной адаптации, реализуют культурно-просветительские проекты. 

Социальные предприниматели в России: кто они такие и как им живется

Фактически социальное предпринимательство в нашей стране появилось давно, но на законодательном уровне такую деятельность закрепили только в 2019 году. Кто такие социальные предприниматели и чем они занимаются в России?

23–24 июня в России прошел форум НКО «Социальный Петербург: перезагрузка». На круглом столе «Кто же они, социальные предприниматели?» представители сектора обсудили, как одновременно вести бизнес и решать проблемы общества. 

НКО и социальное предпринимательство: в чем разница

Старший научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Анастасия Москвина рассказала, что социальное предпринимательство — это «соединить несоединимое». Соцпредприниматель — это человек, который может решать общественные проблемы с помощью своего бизнеса.

Юридически соцпредприниматель должен существовать как индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). По закону есть четыре типа соцпредпринимателей, подчеркнула эксперт: 

  • первые нанимают на работу людей из уязвимых категорий (пенсионеров, выпускников детских домов, беженцев или переселенцев);
  • вторые производят для социально незащищенных слоев товары или услуги;
  • третьи продают то, что произвели люди с инвалидностью или освобожденные из мест лишения свободы;
  • четвертые решают общечеловеческие проблемы: развивают экопроекты, ведут просветительскую деятельность.

Если все требования закона выполнены, социального предпринимателя включают в соответствующий реестр. Тогда он может претендовать на государственные льготы и участвовать в специальных конкурсах и проектах. 

Главное отличие соцпредпринимателя — самоокупаемость. Спикер отметила, что бизнес не зависит от грантов и пожертвований. Он сам производит услуги или товары, за которые берет деньги у покупателей. Скриншот круглого стола «Кто же они, социальные предприниматели?»

С другой стороны, подчеркнула Москвина, НКО тоже может заниматься предпринимательской деятельностью: например, продавать товары из инклюзивных мастерских или вести онлайн-уроки для родителей детей с особенностями развития. Но социальным предприятием некоммерческую организацию не признают. Во-первых, не подходит юридическая форма существования. Во-вторых, НКО сильно зависит от внешнего финансирования. 

Тем НКО, которые хотят вести бизнес-деятельность, Москвина посоветовала открывать отдельное юрлицо: ООО или ИП. Такую организацию смогут признать соцпредпринимателем, а еще так будет проще разграничить общественную и коммерческую работу. 

С какими трудностями сталкиваются социальные предприниматели

Социальное предпринимательство — занятие непростое. Это доказывает опыт турфирмы «Либерти» и проекта «Манифест» из Санкт-Петербурга.

Как рассказала исполнительный директор и соучредитель «Либерти» Мария Бондарь, турфирма — одно из старейших социальных предприятий России. Компания существует уже 17 лет и специализируется на организации туров для людей, которые передвигаются на коляске. Бондарь призналась, что если бы на старте она знала о всех трудностях работы, то побоялась бы ее начинать.Фото: Турфирма «Либерти»Деятельность социального предприятия разделена на две категории: доход приносит работа с иностранными туристами, а социальную роль «Либерти» выполняет, проводя туры для людей на колясках из России и стран СНГ по себестоимости. 

Бондарь рассказала, что такая модель работала хорошо до пандемии, но в кризис все изменилось. Из-за закрытия границ и упадка туротрасли «Либерти» пришлось придумывать новые модели для монетизации. Так появилась онлайн-школа, в которой туроператоров учат организовывать безбарьерные туры для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Бондарь отметила, что одна из самых сложных задач — это оценка качества работы. Она считает, что «задача анализа импакта непростая, но адреналинистая». Позитивные результаты деятельности дают силы и мотивацию работать дальше. Эксперт привела примеры.

  • Любовь Русинова из Яранска, которая всю жизнь передвигалась на коляске, мечтала поехать в Париж. Вместе с турфирмой «Либерти» ей удалось побывать в столице Франции, и после возвращения на родину жизнь Любови сильно изменилась. Девушка стала писать авторскую колонку в местную газету и консультировать НКО по вопросам доступной среды. 
  • Александр Попов из Воронежа после путешествия с «Либерти» организовал в своем родном городе НКО, которая занимается вопросами доступной среды. Организация влияет не только на него самого, но и на всех жителей Воронежа с ОВЗ. 

Спикер задала вопрос: «Как в таких случаях измерить импакт социального предприятия?». Она добавила, что изменения в жизни людей — это длящийся процесс, который очень сложно проследить и оценить. 

Следом за Бондарь выступила основатель и генеральный директор проекта «Манифест» Яна Авдиенко. Она рассказала, что проект существует всего 1,5 года. За это время социальному предпринимателю пришлось столкнуться с большими трудностями.

«Манифест» — проект по изготовлению сумок и аксессуаров из использованных материалов: рекламных баннеров, тентов, парашютов, парусов. Авдиенко сообщила, что на первых порах было очень трудно найти сырье. Крупные компании отказывались сотрудничать с молодой предпринимательницей, несмотря на то, что она просила отдать ей мусор.

Фото: соцсети проекта «Манифест»Спикер рассказала, что материалы, которые «Манифест» использует для производства сумок и аксессуаров, не перерабатывают, а просто выбрасывают. Поэтому проект важен для экологии.  А еще «Манифест» сотрудничает с другими социальными предприятиями и НКО. Среди них — центр адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», который помогает «Манифесту» шить сумки и соглашается на самые необычные предпринимательские эксперименты.

В конце выступления Авдиенко призвала всех бизнесменов и предпринимателей добавить в свою работу социальную составляющую, отметив, что сделать это проще, чем кажется.

В обсуждении российского социального предпринимательства поучаствовала и программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя. Она рассказала, что проект предлагает множество возможностей для развития соцпредпринимателей, в том числе участие в профессиональном сообществе, акселераторах и инкубаторах, конкурсах и челленджах. Образовательные мероприятия помогают превратить идею в работающий проект, найти единомышленников и спонсоров. 

Школа социальных предпринимателей в Омске: какие соцпроекты появятся в регионе

Самая популярная сфера социального предпринимательства среди выпускников школы — образование.

В Омске закончилось обучение в Школе социальных предпринимателей, выпускники 48-го потока представили свои финальные проекты. На этот раз их оказалось 13, сообщает пресс-служба Центра инноваций социальной сферы Омска. 

Семь проектов посвящено дополнительному и дошкольному образованию, три — совершенствованию работы в сфере ЖКХ и городского транспорта, по одному проекту посвящено развитию экотуризма, сельской бьюти-индустрии и производству здоровых продуктов питания. 

Проекты выпускников Школы социальных предпринимателей в Омске

  • Татьяна Сайфутдинова отдала собственный коттедж под частный детский сад в поселке Чукреевка. Теперь она планирует стать инвестором строительства детских игровых площадок с предоставлением мест малышам ясельного возраста. Для расширения детсада есть потенциал, сформирована индивидуальная программа раннего развития, выбран уникальный модульный проект здания, предусмотрены работы по благоустройству близлежащей территории для организации семейного отдыха жителей поселка. 
  • Авторы семейного проекта «Елисеевские мельницы» (лидер — Елена Елисеева) угощали гостей печеньем и хлебцами из муки грубого помола, изготовленной с помощью каменных жерновов по старинной технологии. Их хлебобулочные изделия на натуральной закваске пользуются спросом в омских магазинах здорового питания. У Елисеевых трое детей, и они планируют предоставить рабочие места многодетным родителям при расширении производства.
  • Юлия Костоломова, руководитель «Театра юного артиста», за время учебы в школе открыла третий филиал организации в Омске. 
  • Ирина Ляпина, хозяйка крытого помещения при футбольном клубе «Юность», сообщила о намерении набрать группу из слабослышащих детей и пригласила всех на соревнования.
  • Проекты по автоматическому учету тепловой энергии, эффективному управлению и благоустройству территорий многоквартирных домов представили Андрей Коноваплов и Елена Суцепина. По мнению экспертов, их разработки будут востребованы не только в ТСЖ, но и в управляющих компаниях.

Больше половины студентов школы за время учебы сумели внедрить новые услуги и зарегистрироваться в реестре социальных предприятий.