В России выбрали лучшие социальные проекты

Победителями всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года» стали 25 инициатив социальных предпринимателей и НКО со всей России.

В России подвели итоги конкурса «Лучший социальный проект года». В 2020 году в соревнованиях, которые ежегодно проводит АНО «Россия — страна возможностей», поучаствовали 1916 проектов. 

«В сезоне 2020 года участниками конкурса стали почти две тысячи человек из всех 85 регионов нашей страны. Причем проекты конкурсантов относятся к совершенно разным сферам: здравоохранению, образованию, экологии, культуре, цифровой экономике и многим другим — и это здорово. Такой интерес к конкурсу показывает всем нам, что бизнес — это не только про деньги, но и про социальную ответственность и желание наших участников сделать что-то значимое, полезное для других», — рассказал заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов.

Участники конкурса «Лучший социальный проект года» соревновались в 12 основных номинациях. Также были специальные номинации от партнеров, среди них — «Лучший социальный проект, созданный женщиной» от Совета Федерации ФС РФ и «Лучшая социальная франшиза 2020 года» от фонда региональных социальных программ «Наше Будущее».

Самыми популярными темами среди социальных предпринимателей-участников конкурса оказались здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, культура и просвещение. В некоммерческом секторе — сфера развития городских и сельских территорий. 

В список победителей конкурса «Лучший социальный проект года» в 2020 году вошли:

  • «Лучший проект социального предпринимательства в сфере поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья» — Суслов Виталий Владимирович, центр медико-педагогической диагностики и реабилитации «Шаг за шагом»;
  • «Лучший проект социального предпринимательства в культурно-просветительской сфере» — Зиновьева Анна Викторовна, проект «Инклюзион. Школа. Новосибирск»;
  • «Лучший проект социального предпринимательства в сфере социального туризма» — Нигматуллина Светлана Ришатовна, проект «Путешествия мечты»;
  • «Лучший социальный проект некоммерческой организации в сфере развития городских и сельских территорий» — Савина Светлана Анатольевна, проект «Томский сувенир»;
  • «Лучший проект социального предпринимательства в сфере здорового образа жизни, физической культуры и спорта» — Стахеева Диана Павловна, спортивно-оздоровительная база отдыха «Два медведя».

С полным списком победителей можно ознакомиться по ссылке. Торжественная церемония награждения запланирована на конец лета – начало осени.

Социальные предприниматели в России: кто они такие и как им живется

Фактически социальное предпринимательство в нашей стране появилось давно, но на законодательном уровне такую деятельность закрепили только в 2019 году. Кто такие социальные предприниматели и чем они занимаются в России?

23–24 июня в России прошел форум НКО «Социальный Петербург: перезагрузка». На круглом столе «Кто же они, социальные предприниматели?» представители сектора обсудили, как одновременно вести бизнес и решать проблемы общества. 

НКО и социальное предпринимательство: в чем разница

Старший научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Анастасия Москвина рассказала, что социальное предпринимательство — это «соединить несоединимое». Соцпредприниматель — это человек, который может решать общественные проблемы с помощью своего бизнеса.

Юридически соцпредприниматель должен существовать как индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). По закону есть четыре типа соцпредпринимателей, подчеркнула эксперт: 

  • первые нанимают на работу людей из уязвимых категорий (пенсионеров, выпускников детских домов, беженцев или переселенцев);
  • вторые производят для социально незащищенных слоев товары или услуги;
  • третьи продают то, что произвели люди с инвалидностью или освобожденные из мест лишения свободы;
  • четвертые решают общечеловеческие проблемы: развивают экопроекты, ведут просветительскую деятельность.

Если все требования закона выполнены, социального предпринимателя включают в соответствующий реестр. Тогда он может претендовать на государственные льготы и участвовать в специальных конкурсах и проектах. 

Главное отличие соцпредпринимателя — самоокупаемость. Спикер отметила, что бизнес не зависит от грантов и пожертвований. Он сам производит услуги или товары, за которые берет деньги у покупателей. Скриншот круглого стола «Кто же они, социальные предприниматели?»

С другой стороны, подчеркнула Москвина, НКО тоже может заниматься предпринимательской деятельностью: например, продавать товары из инклюзивных мастерских или вести онлайн-уроки для родителей детей с особенностями развития. Но социальным предприятием некоммерческую организацию не признают. Во-первых, не подходит юридическая форма существования. Во-вторых, НКО сильно зависит от внешнего финансирования. 

Тем НКО, которые хотят вести бизнес-деятельность, Москвина посоветовала открывать отдельное юрлицо: ООО или ИП. Такую организацию смогут признать соцпредпринимателем, а еще так будет проще разграничить общественную и коммерческую работу. 

С какими трудностями сталкиваются социальные предприниматели

Социальное предпринимательство — занятие непростое. Это доказывает опыт турфирмы «Либерти» и проекта «Манифест» из Санкт-Петербурга.

Как рассказала исполнительный директор и соучредитель «Либерти» Мария Бондарь, турфирма — одно из старейших социальных предприятий России. Компания существует уже 17 лет и специализируется на организации туров для людей, которые передвигаются на коляске. Бондарь призналась, что если бы на старте она знала о всех трудностях работы, то побоялась бы ее начинать.Фото: Турфирма «Либерти»Деятельность социального предприятия разделена на две категории: доход приносит работа с иностранными туристами, а социальную роль «Либерти» выполняет, проводя туры для людей на колясках из России и стран СНГ по себестоимости. 

Бондарь рассказала, что такая модель работала хорошо до пандемии, но в кризис все изменилось. Из-за закрытия границ и упадка туротрасли «Либерти» пришлось придумывать новые модели для монетизации. Так появилась онлайн-школа, в которой туроператоров учат организовывать безбарьерные туры для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Бондарь отметила, что одна из самых сложных задач — это оценка качества работы. Она считает, что «задача анализа импакта непростая, но адреналинистая». Позитивные результаты деятельности дают силы и мотивацию работать дальше. Эксперт привела примеры.

  • Любовь Русинова из Яранска, которая всю жизнь передвигалась на коляске, мечтала поехать в Париж. Вместе с турфирмой «Либерти» ей удалось побывать в столице Франции, и после возвращения на родину жизнь Любови сильно изменилась. Девушка стала писать авторскую колонку в местную газету и консультировать НКО по вопросам доступной среды. 
  • Александр Попов из Воронежа после путешествия с «Либерти» организовал в своем родном городе НКО, которая занимается вопросами доступной среды. Организация влияет не только на него самого, но и на всех жителей Воронежа с ОВЗ. 

Спикер задала вопрос: «Как в таких случаях измерить импакт социального предприятия?». Она добавила, что изменения в жизни людей — это длящийся процесс, который очень сложно проследить и оценить. 

Следом за Бондарь выступила основатель и генеральный директор проекта «Манифест» Яна Авдиенко. Она рассказала, что проект существует всего 1,5 года. За это время социальному предпринимателю пришлось столкнуться с большими трудностями.

«Манифест» — проект по изготовлению сумок и аксессуаров из использованных материалов: рекламных баннеров, тентов, парашютов, парусов. Авдиенко сообщила, что на первых порах было очень трудно найти сырье. Крупные компании отказывались сотрудничать с молодой предпринимательницей, несмотря на то, что она просила отдать ей мусор.

Фото: соцсети проекта «Манифест»Спикер рассказала, что материалы, которые «Манифест» использует для производства сумок и аксессуаров, не перерабатывают, а просто выбрасывают. Поэтому проект важен для экологии.  А еще «Манифест» сотрудничает с другими социальными предприятиями и НКО. Среди них — центр адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», который помогает «Манифесту» шить сумки и соглашается на самые необычные предпринимательские эксперименты.

В конце выступления Авдиенко призвала всех бизнесменов и предпринимателей добавить в свою работу социальную составляющую, отметив, что сделать это проще, чем кажется.

В обсуждении российского социального предпринимательства поучаствовала и программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя. Она рассказала, что проект предлагает множество возможностей для развития соцпредпринимателей, в том числе участие в профессиональном сообществе, акселераторах и инкубаторах, конкурсах и челленджах. Образовательные мероприятия помогают превратить идею в работающий проект, найти единомышленников и спонсоров. 

Российское законодательство об НКО: особенности применения и тенденции развития

18 мая 2021 года в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) представители Минюста РФ рассказали о нюансах правоприменения в некоммерческом секторе.

Первым выступил замминистра юстиции РФ Олег Свириденко. Он подчеркнул, что на 2021 год у ведомства большие планы. Перед Минюстом стоит задача модернизации органов корпоративного управления НКО. Также в приоритете работа над развитием законодательства о символике НКО, в особенности это относится к способам защиты фирменных наименований. 

Спикер добавил, что в 2021 году в России создадут экспертную комиссию, которая будет оценивать сложные ситуации в работе НКО. В состав комиссии войдут представители СО НКО. На основе экспертных заключений Минюст планирует составлять практические рекомендации по спорным вопросам применения законодательства о некоммерческих организациях.

Корпоративное управление НКО

Замдиректора департамента по делам НКО Минюста РФ Дмитрий Ермак подробно остановился на правилах корпоративного управления некоммерческими организациями. Он рассказал, что сегодня в России работает почти 52 тысячи НКО, зарегистрированных в форме общественных организаций. Они различаются по географии работы и количеству участников, но по закону должны иметь одинаковую структуру управления. 

Ермак отмечает, что это не всегда целесообразно, поэтому Минюст ведет работу по совершенствованию системы управления отдельных форм некоммерческих корпоративных организаций. Эта работа завершится подготовкой соответствующих законопроектов, добавляет эксперт.

По теме управления некоммерческими организациями выступила и замначальника ГУ Минюста РФ по Москве Маргарита Мезенцева. Она рассказала, что ежегодно в столице регистрируется три тысячи новых НКО. Эксперт отмечает, что об управлении некоммерческой организацией общественники задумываются уже после ее создания. 

По мнению Мезенцевой, систему и органы управления нужно продумывать и создавать до официальной регистрации НКО. Чтобы донести это до общественности, спикер предлагает активизировать просветительскую работу. Уже сейчас просветительской деятельностью занимаются власти Москвы: на базе ресурсных центров для НКО эксперты Минюста проводят образовательные семинары. Спрос на такие мероприятия только растет. Мезенцева подчеркивает, что 70% обращений граждан содержат вопросы о законодательстве об НКО. 

Корпоративные споры в некоммерческих организациях

Замдиректора департамента по делам НКО Минюста РФ Роман Цыганов рассказал, что в некоммерческих организациях возникают внутрикорпоративные отношения, которые могут превращаться в конфликты. Чаще всего конфликты возникают в НКО, основанных на членстве. По словам эксперта, значительная часть споров инициируется бывшими руководителями в отношении вновь избранных лидеров.

Цыганов объясняет, что должны делать НКО, чтобы избежать споров и судебных разбирательств:

  • составлять прозрачные и понятные уставы, которые будут выполнять практическую, а не номинальную функцию;
  • самостоятельно устанавливать требования корпоративного характера к своим членам;
  • уделять особое внимание определению и соблюдению порядка учета членов организации, данные надо поддерживать в актуальном состоянии;
  • члены некоммерческой корпорации должны лично участвовать в ее управлении;
  • в своей работе НКО должны использовать современные средства связи.

Перспективы развития законодательства об НКО 

Замдиректора департамента по делам НКО Минюста РФ Ольга Воробьева отмечает, что российский некоммерческий сектор относительно молодой, но отечественные НКО успели зарекомендовать себя как надежные партнеры государства. Эксперт рассказывает, что в последние 10 лет произошел «взрывной рост» количества НКО, что привело к усложнению законодательства.

Воробьева считает, что развитие законодательства об НКО может идти по одному из двух путей: приведение законодательства об НКО в соответствие с нормами УПК или систематизация и кодификация всех правовых норм об НКО. Спикер напомнила, что во время пандемии государство законодательно поддержало некоммерческий сектор. Воробьева считает, что это шаг на пути к совершенствованию законодательства об НКО.

Еще в рамках мероприятия замначальника ГУ Минюста РФ по Москве Маргарита Мезенцева отметила необходимость пересмотра юридических прав и обязанностей учредителей автономных некоммерческих организаций (АНО). Она рассказала, что в случае смерти учредителя АНО организация превращается в «живой труп» и непонятно, что с ней дальше делать. А замдиректора департамента по делам НКО Минюста РФ Светлана Борисова сделала акцент на обязательном соблюдении принципа добросовестности некоммерческими организациями в ходе работы.