Неслышащая девушка из Ярославля вдохновила канал ТВ-3 на создание видеокниги на жестовом языке

Мария Румянцева, которая стала музой проекта, поучаствовала в переводе рассказа «Каштанка» А.П. Чехова для слабослышащих.

Телеканал ТВ-3 выпустил курс по русской литературе для людей с нарушениями слуха. Он состоит из серии видеороликов, в которых произведения русской литературы перевели на жестовый язык профессиональные слабослышащие актеры, сообщает социальный проект DISLIFE. 

Курс «Звучи!» появился благодаря Марии Румянцевой из Ярославля, которая потеряла слух в три года. В декабре 2020 года она приняла участие в проекте ТВ-3 «Миллион на мечту», где поделилась с жюри и зрителями своим заветным желанием — создать видеокнигу на жестовом языке. Девушка проект не выиграла, но ее инициативу поддержали. Видеокнигу выпустили силами канала ТВ-3 при поддержке Всероссийского общества глухих.

«В школах мы учимся говорить правильно, но мы не учимся мыслить. Мне повезло: я могла слышать с аппаратом (без аппарата не могу), и в моем классе все были такие. А вот моя сестра училась в классе с полностью глухими людьми, как и она сама. Их учили, как и нас, но в результате они все стали неграмотными. Дело в том, что человек, стараясь услышать то, что он не слышит, напрягает мозг, устает и перестает воспринимать информацию. А язык жестов как вспомогательный язык визуализирует литературу и грамматику русского языка и делает материал доступным для школы», — рассказала Румянцева.

В проекте «Звучи!»  поучаствовали актрисы московского театра неслышащих актеров «Недослов» Дарья Катиди, Анастасия Кожемякина и сама Мария Румянцева, актеры Театра мимики и жеста Сергей Родин и Максим Тиунов, студенты Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) Собитхон Ахмедов, Ангелина Варганова, Иван Захаров, Константин Котерев, Татьяна Напалкина и Валерия Першакова. 

Проект «Звучи!» опубликован на ютюб-канале, сейчас для просмотра доступно 13 выпусков.


«Инклюзия – это движение навстречу»: образование, культура и активный отдых для особенных людей

Инклюзия – важное направление работы НКО, она затрагивает все сферы человеческой жизни: образование, культуру, спорт и даже городскую среду.

Об инклюзивных практиках России и зарубежья поговорили эксперты некоммерческого сектора на Большой онлайн-конференции к Всемирному дню НКО. В рамках телемоста «Инклюзия вокруг нас» встретились представители Израиля, Германии, Ирландии, Финляндии и других стран.

Телемост начался со слов модератора мероприятия Юлии Прилепской, программного директора благотворительного фонда «Гольфстрим». Она отметила, что «инклюзия – это движение навстречу». Ей вторил сурдопереводчик: специалист переводил всю информацию на язык жестов, чтобы онлайн-конференция была доступна каждому.

Образование

Об инклюзивном образовании в Израиле рассказала Берта Гройсман, генеральный директор компании «Шаг в будущее». Она отметила, что 11% всех детей в израильской системе образования – это дети с особыми потребностями. Такой статус не только никак не ограничивает ребенка, но наоборот, дарит ему дополнительные возможности. Гройсман говорит, что дети с дополнительными нуждами в Израиле получают в три раза больше ресурсов, чем обычные ученики. Это играет на руку и их родителям: при такой поддержке ребенок реализует свой потенциал на все 100%. Важно еще и то, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необязательно учиться в специальных классах или школах, они могут развиваться и в коллективе своих обычных ровесников – этот выбор делают родители.

Гройсман указала, что НКО в Израиле получают большую поддержку от государства и работают с ним в партнерстве. Правительство не заинтересовано в оказании соцпомощи, но готово финансировать и помогать некоммерческим организациям, которые хотят заниматься такой работой. Тому пример НКО, которые помогают учиться особенным детям: «Алут» организует сады для детей-аутистов, а «Офек» помогает слепым детям.

Следом за Бертой Гройсман своим опытом делилась ее немецкая коллега Марианне Шардт, управляющая делами Ассоциации специальных педагогов. Она рассказала о принципах работы ассоциации и инклюзивном образовании в Германии. Шардт подчеркнула, что инклюзивное образование не ограничивается школой или институтом, а продолжается всю жизнь, лишь меняя свою форму. Если в детстве ребенок с ОВЗ нуждается в помощи логопеда и ЛФК, то взрослому человеку с особенностями развития может понадобиться профессиональная переквалификация. Марианне Шардт добавила, что Ассоциация специальных педагогов сотрудничает с НКО со всего мира, у них есть связи даже со псковскими и нижегородскими некоммерческими организациями.

От России по вопросу инклюзивного образования выступил Денис Щербаков, начальник центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере физкультуры и спорта. Он отметил, что в нашей стране инклюзивное образование развивается в тех же направлениях, что и во всем мире. Щербаков представил статистические данные и рассказал, что в последние годы возросла востребованность высшего образования среди инвалидов.

«Хотелось бы отметить те основные практики в образовании, которые действительно качественно изменяют жизнь людей с инвалидностью», — говорит Щербаков, указывая на слайд. 

Кино, театр и мультфильмы

Директор по развитию центра творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх рассказала, как важно привлекать особенных людей к искусству. В театральной школе «Инклюзиона» занимаются люди с самыми разными особенностями, и Медюх отмечает, что в центре не принято их делить: на одной сцене выступают глухие, слепые, люди с ментальными расстройствами и представители незащищенных социальных слоев. Такую позицию поддержала и Ноора Карьялайнен, художественный руководитель инклюзивного театра Ursa Minor из Финляндии. Лен Коллин, преподаватель кафедры кино и телевидения Нортумбрийского университета Ирландии, добавил, что особенные люди должны появляться на экране, и в этом отношении их нельзя ограничивать.

Автор мультимедийного проекта «Про Миру и Гошу» и директор АНО «Детям о важном» Наталья Ремиш рассказала о значимости общения родителей и детей на тему инклюзии. Ее мультик «Про Диму» помогает преодолевать барьеры в общении между обычными и особенными детьми. Ремиш отмечает, что самое важное для нее в проекте – это позитивная обратная связь от родителей (как обычных детей, так и ребят с ОВЗ).

Скриншот: мультик «Про Диму» 

Туризм и активный отдых

Об инклюзивных практиках в спорте и туризме рассказала Оксана Трапезникова, директор проекта «ЭКОтур». По ее мнению, особенных людей нужно обязательно привлекать к событийному туризму и активному отдыху. Трапезникова рассказала присутствующим об инклюзивном лагере «Ермак», который устраивает сплавы по реке Чусовой для детей с инвалидностью.

Фото: инклюзивный лагерь «Ермак» 

Инклюзия в столице и регионе

Интересными были выступления представителей столичных и региональных НКО. Как оказалось, различий в реализации инклюзивных практик в больших и малых городах немного. Представители некоммерческих организаций сталкиваются с похожими проблемами и одинаково переживают успехи.

О своем столичном опыте рассказала исполнительный директор московского фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. Организация работает в нескольких направлениях, среди них – обучение (как подопечных фонда, так и их тьюторов) и разработка гаджетов для упрощения коммуникации.

Соколова подчеркивает, что особый интерес широкой общественности вызвали такие проекты «Со-единения»:

  • совместный проект фонда и Государственного исторического музея в Москве по созданию доступной среды: в музее можно увидеть тактильные копии экспонатов, которые доступны людям с ОВЗ (их можно даже потрогать!);
  • интерактивный фантастический сериал про слепоглухого.

Скриншот: «Со-единение»

Представителем региональных НКО стала директор и учредитель благотворительного фонда «Наши Дети 56» Наталья Толмачева. Она рассказала об инклюзивных проектах Оренбурга.

  • Детский инклюзивный центр «Капитошка» – это развивающий образовательный проект для детей с ОВЗ от 2 до 7 лет. Центр сотрудничал с санаторием «Дубовая роща», где особенные дети получали медуслуги.

«Утром – медицинские процедуры, после обеда – занятия с педагогами «Капитошки», – рассказывает Толмачева. В инклюзивном центре дети занимались песочной и арт-терапией, ходили на йогу и музыкальные занятия, ездили в конный клуб. Толмачева добавляет, что сейчас проект закрыт из-за финансовых трудностей: родители детей с ОВЗ на первое место ставят медицинскую реабилитацию, поэтому не готовы платить за развивающие мероприятия, которые предлагала «Капитошка».

  • «Научим 56» – это проект волонтерского центра Оренбургского пединститута. 
  • Добровольцы проводили занятия для воспитанников клуба «Незабудки» – детей с аутизмом и ЗПР.
  • «Прикосновение» – диаконический центр, который проводит летние инклюзивные лагеря, праздники, концерты и конкурсы для детей и взрослых с особенностями развития.
  • «Преодоление» – форум, который создает инклюзивные пространства и поддерживает талантливую молодежь.

Толмачева с сожалением подчеркнула, что на сегодняшний день все инклюзивные мероприятия Оренбурга носят творческий и досуговый характер. Говорить о чем-то серьезном пока не получается: дети и взрослые все еще не готовы полностью принимать людей с ОВЗ.

В России появился первый аудиосериал о благотворительности

Это совместный проект фонда «Друзья» и международного сервиса аудиокниг Storytel.

Сериал называется «Путеводитель черити-скептика», его созданием занималась Дарья Маслова.

«Это аудиосериал о благотворительности без слез, но с сочувствием. В нем филантропы, главы фондов, создатели социальных бизнесов, медийные личности и люди науки рассказывают о том, как помогать другим профессионально, находясь в контакте не только со своим гуманным эго, но и с реальностью. Слушателей ждет увлекательный разговор с Нютой Федермессер, Ингеборгой Дапкунайте, Владимиром Маркони, Яном Яновским и другими увлеченными благотворительностью людьми», – рассказывают авторы проекта.

Сейчас для прослушивания доступно 6 выпусков: «Эволюция спасения – зачем люди научились помогать?», «Они настоящие! НКО – верить или доверять?», «Тропы филантропа. Как люди попадают в профессию?», «С широко закрытыми глазами. Как помочь тем, кого не видно?», «Рацио vs эмоцио: как измерить добро», «Нео-благотворительность: до чего дошли технологии помощи».

«Для меня благотворительность — часть правильного поведения в обществе, где выживает не тот, кто сильней, а где есть взаимное доверие и поддержка», — говорит бизнесмен и филантроп Рубен Варданян в первом выпуске шоу.



Послушать сериал можно на Storytel. Специально для друзей фонда «Друзья» есть бесплатная подписка.

200 человек с инвалидностью обучаются в «Школе инклюзивного волонтерства 2021»

В этом году проект работает при поддержке грантов мэра Москвы.

В 2021 году в «Школе инклюзивного волонтерства», которая помогает людям с инвалидностью реализоваться при помощи добровольческой деятельности, обучается 200 человек. Об этом пишет портал «Душевная Москва».

«Наш проект рассчитан на включение людей в волонтерскую деятельность, так как это помогает им почувствовать себя нужными и причастными к тем мероприятиям, в которых они участвуют. Волонтерская помощь этим и хороша — она приносит радость не только тем, кому эту помощь оказывают, но и самим волонтерам, потому что они чувствуют, что выполняют полезное дело, результат которого они могут сразу увидеть», — рассказывает руководитель проекта «Школа инклюзивного волонтерства 2021» Зульфия Троска. 

Ученики «Школы инклюзивного волонтерства 2021» уже прошли теоретический курс и приступили к практике. Они участвуют в выездах на мероприятия, во время которых занимаются навигацией гостей, проводят творческие мастер-классы, помогают с организацией, снимают фоторепортажи и пишут статьи. Также в рамках «Школы инклюзивного волонтерства 2021» проходят мотивационные встречи с экспертами в области социального проектирования, дизайна, стратегических инициатив и волонтерства. 

О  «Школе инклюзивного волонтерства» 

«Школа инклюзивного волонтерства» — проект благотворительного фонда «Люблю жизнь». Он работает с 2017 года. «Школа инклюзивного волонтерства» — один из первых проектов, направленных на обучение людей с инвалидностью основам волонтерской деятельности с нуля. С момента старта проекта волонтеры с инвалидностью поучаствовали в 32 мероприятиях и помогли 86 200 людям. 

Занятия в «Школе инклюзивного волонтерства» проходят два раза в неделю. Присоединиться к команде инклюзивных волонтеров может любой желающий, для этого надо заполнить анкету.

Предпринимателей и бизнес научат создавать социальные проекты

Всего за неделю участники курса «Социальный вклад» овладеют основами создания общественно важных инициатив.

Для социальных предпринимателей, социально ответственных компаний, импакт-инвесторов и НКО проведут онлайн-курс «Социальный вклад». Участников образовательной программы научат решать актуальные для общества проблемы, создавать проекты корпоративной социальной ответственности и правильно выстраивать коммуникацию с инвесторами.

Всего в курсе «Социальный вклад» пять учебных модулей:

  • на первом модуле участникам помогут найти мотивацию для запуска общественно важного проекта;
  • на втором занятии расскажут, как определить смысл проекта и найти системную проблему, которую решает конкретная социальная инициатива;
  • на третьем уроке лидеры соцпроектов сформулируют образ социального преобразования;
  • на четвертом этапе научат продумывать результаты;
  • пятый модуль познакомит участников курса с современными подходами к измерению и управлению социальными изменениями. 

«Программа разработана для самостоятельного обучения в удобное для вас время. На связи с вами будет преподаватель для проверки заданий и обратной связи по итогам прохождения курса», — рассказывают организаторы образовательной программы. 

Записаться на курс можно по ссылке. Участие бесплатное.