Люди с инвалидностью и экономика: ВЦИОМ и «Квартал Луи» провели всероссийское исследование

Опрос помог выяснить, что россияне думают о работе людей с особыми потребностями.

ВЦИОМ и благотворительная организация «Квартал Луи» провели исследование отношения россиян к людям с инвалидностью. Часть вопросов касалась интеграции людей с особыми потребностями в экономику России. 

Треть россиян (34%) сообщила, что за последние два–три года покупали товары или получали услуги, произведенные людьми с инвалидностью. При этом только 8% опрошенных знают, где такую продукцию можно приобрести, 15% что-то слышали, но не знают наверняка, 76% не знают, где купить такие товары.

Имея выбор между товарами одинакового качества и цены, 47% россиян предпочли бы товар с маркировкой о том, что он произведен людьми с инвалидностью, 1% выбрал бы товар без маркировки, а 49% не стали бы учитывать маркировку при выборе. 

По мнению опрошенных, те, кто покупает товары и услуги, произведенные людьми с инвалидностью, делают это, чтобы поддержать таких людей (65%), чтобы поддержать организацию, в которой работают люди с инвалидностью (37%), из сочувствия (24%), потому что нравится товар (15%), а также по причине более высокого качества таких товаров (15%).

Респонденты считают, что чаще всего люди с особыми потребностями работают в IT (8%), занимаются рукоделием (7%), работают удаленно (6%) либо работают в торговле (5%). Почти 4% опрошенных считают, что люди с инвалидностью часто работают портными, изготавливают вещи «хендмейд», занимаются сборкой деталей и работают в образовании. 

71% россиян сообщает, что положительно относятся к тому, что люди с особыми потребностями могут работать в сферах, где работники непосредственно предоставляют услуги потребителям, 4% относятся к этому с настороженностью.

74% опрошенных не ощущают дискомфорт, неудобство или неловкость при встрече с людьми с инвалидностью. 

«Инклюзия – это движение навстречу»: образование, культура и активный отдых для особенных людей

Инклюзия – важное направление работы НКО, она затрагивает все сферы человеческой жизни: образование, культуру, спорт и даже городскую среду.

Об инклюзивных практиках России и зарубежья поговорили эксперты некоммерческого сектора на Большой онлайн-конференции к Всемирному дню НКО. В рамках телемоста «Инклюзия вокруг нас» встретились представители Израиля, Германии, Ирландии, Финляндии и других стран.

Телемост начался со слов модератора мероприятия Юлии Прилепской, программного директора благотворительного фонда «Гольфстрим». Она отметила, что «инклюзия – это движение навстречу». Ей вторил сурдопереводчик: специалист переводил всю информацию на язык жестов, чтобы онлайн-конференция была доступна каждому.

Образование

Об инклюзивном образовании в Израиле рассказала Берта Гройсман, генеральный директор компании «Шаг в будущее». Она отметила, что 11% всех детей в израильской системе образования – это дети с особыми потребностями. Такой статус не только никак не ограничивает ребенка, но наоборот, дарит ему дополнительные возможности. Гройсман говорит, что дети с дополнительными нуждами в Израиле получают в три раза больше ресурсов, чем обычные ученики. Это играет на руку и их родителям: при такой поддержке ребенок реализует свой потенциал на все 100%. Важно еще и то, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необязательно учиться в специальных классах или школах, они могут развиваться и в коллективе своих обычных ровесников – этот выбор делают родители.

Гройсман указала, что НКО в Израиле получают большую поддержку от государства и работают с ним в партнерстве. Правительство не заинтересовано в оказании соцпомощи, но готово финансировать и помогать некоммерческим организациям, которые хотят заниматься такой работой. Тому пример НКО, которые помогают учиться особенным детям: «Алут» организует сады для детей-аутистов, а «Офек» помогает слепым детям.

Следом за Бертой Гройсман своим опытом делилась ее немецкая коллега Марианне Шардт, управляющая делами Ассоциации специальных педагогов. Она рассказала о принципах работы ассоциации и инклюзивном образовании в Германии. Шардт подчеркнула, что инклюзивное образование не ограничивается школой или институтом, а продолжается всю жизнь, лишь меняя свою форму. Если в детстве ребенок с ОВЗ нуждается в помощи логопеда и ЛФК, то взрослому человеку с особенностями развития может понадобиться профессиональная переквалификация. Марианне Шардт добавила, что Ассоциация специальных педагогов сотрудничает с НКО со всего мира, у них есть связи даже со псковскими и нижегородскими некоммерческими организациями.

От России по вопросу инклюзивного образования выступил Денис Щербаков, начальник центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере физкультуры и спорта. Он отметил, что в нашей стране инклюзивное образование развивается в тех же направлениях, что и во всем мире. Щербаков представил статистические данные и рассказал, что в последние годы возросла востребованность высшего образования среди инвалидов.

«Хотелось бы отметить те основные практики в образовании, которые действительно качественно изменяют жизнь людей с инвалидностью», — говорит Щербаков, указывая на слайд. 

Кино, театр и мультфильмы

Директор по развитию центра творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх рассказала, как важно привлекать особенных людей к искусству. В театральной школе «Инклюзиона» занимаются люди с самыми разными особенностями, и Медюх отмечает, что в центре не принято их делить: на одной сцене выступают глухие, слепые, люди с ментальными расстройствами и представители незащищенных социальных слоев. Такую позицию поддержала и Ноора Карьялайнен, художественный руководитель инклюзивного театра Ursa Minor из Финляндии. Лен Коллин, преподаватель кафедры кино и телевидения Нортумбрийского университета Ирландии, добавил, что особенные люди должны появляться на экране, и в этом отношении их нельзя ограничивать.

Автор мультимедийного проекта «Про Миру и Гошу» и директор АНО «Детям о важном» Наталья Ремиш рассказала о значимости общения родителей и детей на тему инклюзии. Ее мультик «Про Диму» помогает преодолевать барьеры в общении между обычными и особенными детьми. Ремиш отмечает, что самое важное для нее в проекте – это позитивная обратная связь от родителей (как обычных детей, так и ребят с ОВЗ).

Скриншот: мультик «Про Диму» 

Туризм и активный отдых

Об инклюзивных практиках в спорте и туризме рассказала Оксана Трапезникова, директор проекта «ЭКОтур». По ее мнению, особенных людей нужно обязательно привлекать к событийному туризму и активному отдыху. Трапезникова рассказала присутствующим об инклюзивном лагере «Ермак», который устраивает сплавы по реке Чусовой для детей с инвалидностью.

Фото: инклюзивный лагерь «Ермак» 

Инклюзия в столице и регионе

Интересными были выступления представителей столичных и региональных НКО. Как оказалось, различий в реализации инклюзивных практик в больших и малых городах немного. Представители некоммерческих организаций сталкиваются с похожими проблемами и одинаково переживают успехи.

О своем столичном опыте рассказала исполнительный директор московского фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. Организация работает в нескольких направлениях, среди них – обучение (как подопечных фонда, так и их тьюторов) и разработка гаджетов для упрощения коммуникации.

Соколова подчеркивает, что особый интерес широкой общественности вызвали такие проекты «Со-единения»:

  • совместный проект фонда и Государственного исторического музея в Москве по созданию доступной среды: в музее можно увидеть тактильные копии экспонатов, которые доступны людям с ОВЗ (их можно даже потрогать!);
  • интерактивный фантастический сериал про слепоглухого.

Скриншот: «Со-единение»

Представителем региональных НКО стала директор и учредитель благотворительного фонда «Наши Дети 56» Наталья Толмачева. Она рассказала об инклюзивных проектах Оренбурга.

  • Детский инклюзивный центр «Капитошка» – это развивающий образовательный проект для детей с ОВЗ от 2 до 7 лет. Центр сотрудничал с санаторием «Дубовая роща», где особенные дети получали медуслуги.

«Утром – медицинские процедуры, после обеда – занятия с педагогами «Капитошки», – рассказывает Толмачева. В инклюзивном центре дети занимались песочной и арт-терапией, ходили на йогу и музыкальные занятия, ездили в конный клуб. Толмачева добавляет, что сейчас проект закрыт из-за финансовых трудностей: родители детей с ОВЗ на первое место ставят медицинскую реабилитацию, поэтому не готовы платить за развивающие мероприятия, которые предлагала «Капитошка».

  • «Научим 56» – это проект волонтерского центра Оренбургского пединститута. 
  • Добровольцы проводили занятия для воспитанников клуба «Незабудки» – детей с аутизмом и ЗПР.
  • «Прикосновение» – диаконический центр, который проводит летние инклюзивные лагеря, праздники, концерты и конкурсы для детей и взрослых с особенностями развития.
  • «Преодоление» – форум, который создает инклюзивные пространства и поддерживает талантливую молодежь.

Толмачева с сожалением подчеркнула, что на сегодняшний день все инклюзивные мероприятия Оренбурга носят творческий и досуговый характер. Говорить о чем-то серьезном пока не получается: дети и взрослые все еще не готовы полностью принимать людей с ОВЗ.

«Квартал Луи» приглашает на стажировку людей с инвалидностью и представителей НКО

Участники стажировки познакомятся с передовыми инклюзивными практиками и смогут продвинуть собственный проект.

Благотворительная организация «Квартал Луи» объявила о старте стажировки «Лидеры изменений. Равный — равному». Образовательная программа начнется 28 июня.

Стажировка от «Квартала Луи» проходит в шестой раз. Участники этой сессии могут участвовать в одном из двух направлений:

  • «Лидеры» — это направление для социально активных людей с инвалидностью и семей, воспитывающих детей с инвалидностью;
  • «Профессионалы» — это направление для профильных специалистов, работающих с людьми с инвалидностью: представителей НКО, социальных служб, реабилитационных центров, образовательных организаций, СМИ, органов власти.

Участники стажировки станут временными резидентами арт-поместья «Новые берега» и погрузятся в мир доступной среды. В программе обучения — курсы социального проектирования, финансовой грамотности и лидерства. В рамках стажировки обучающиеся будут участвовать в жизни социальных площадок «Квартала Луи», узнают о специальностях «инклюзивный тренер» и «равный консультант», проработают свою идею с проектными менеджерами и узнают, как ее реализовать.

Подать заявку на участие в стажировке можно по ссылке. По результатам обучения участники получат удостоверение о повышении квалификации.