Рынок соцуслуг Югры наполовину состоит из социальных предпринимателей

Они обеспечивают доступность дошкольного и дополнительного образования, популяризируют здоровый образ жизни и спорт, осуществляют медицинское страхование.

В Ханты-Мансийске прошел слет социальных предпринимателей. На мероприятии собрались лидеры социальных проектов, представители общественности и некоммерческого сектора Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы, Казани, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Кургана. Об этом сообщает пресс-служба правительства Югры. 

На слете присутствовала и губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова. Она рассказала о развитии соцбизнеса в регионе и планах на будущее. 

«Социальный бизнес — это система взаимодействия власти, предпринимателей, граждан, которая формирует общественные отношения и настроения. Малый и средний бизнес — опора современной экономики. Социальное предпринимательство — яркое подтверждение этому», — отметила Комарова.

Губернатор рассказала, что в Ханты-Мансийском автономном округе в два раза увеличилась доля присутствия негосударственных поставщиков на рынках услуг социальной сферы — с 23% в 2016 году до 49% в 2020 году. С государственной поддержкой они участвуют в оказании 52 услуг. Из числа граждан, которые воспользовались услугами социальной сферы, 12%, или 425 700 человек выбирают негосударственные организации и индивидуальных предпринимателей. 

«Привлечение субъектов социального предпринимательства к оказанию услуг социальной сферы позволило обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Без социальных предпринимателей мы бы не справились в эти сроки с этой задачей. Также это позволило нам повысить до 100% охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования, увеличить долю систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспечить рост участия негосударственных медицинских организаций в системе ОМС», — рассказала Комарова. 

Глава региона сообщила, что Югра может стать пилотным округом по разработке закона о социальном предпринимательстве. 

«Буду рада, если в ходе нашего слета проработают конкретные предложения, нормы, которые будут включены в региональное законодательство, регулирующее вопросы поддержки и сопровождения деятельности социального предпринимателя», — подчеркнула губернатор. 

Межрегиональный слет социальных предпринимателей Северо-Западного федерального округа

Межрегиональный слет социальных предпринимателей Северо-Западного федерального округа (СЗФО) — это масштабное событие в жизни социальных предпринимателей и всего СЗФО. В этом году мероприятие пройдет уже в третий раз. 

Участники мероприятия узнают:

  • что такое социальный бизнес и почему важно начать его развивать прямо сейчас;
  • какие формы поддержки сущеcтвуют для социального бизнеса и как пользоваться этими возможностями;
  • лучшие практики и кейсы от действующих социальных предпринимателей.

Слет предпринимателей пройдет 25 и 28 июня в Санкт-Петербурге. В нем поучаствуют 46 спикеров (экспертов, предпринимателей, практикующих специалистов социального бизнеса) и больше 300 социальных предпринимателей. 

Мероприятие подготовлено в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» при поддержке комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Минэкономразвития России.


Бизнесмены из 29 регионов России смогут оказывать соцуслуги населению

На эти цели предприниматели получат поддержку от государства.

Коммерческие компании из 29 регионов России смогут оказывать населению социальные услуги. Об этом сообщает пресс-служба Правительства РФ.

Закон, по которому государство может привлекать бизнес к оказанию социальных услуг населению, был принят в 2020 году. Изначально в нем участвовали 16 регионов. По распоряжению правительства в список добавили еще 13 областей. Теперь в него входят Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Пермский края, Белгородская, Воронежская, Калининградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Тюменская, Челябинская, Ярославская, Вологодская, Костромская, Курская, Псковская, Сахалинская и Ульяновская области, Санкт-Петербург, Югра, Адыгея, Башкортостан, Карелия, Якутия, Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Проект по привлечению бизнеса к оказанию социальных услуг проводят в пилотном режиме. Его цель — повысить качество и доступность соцуслуг для граждан.

«Главная цель — повысить качество и доступность социального обслуживания, создать конкурентный рынок, чтобы у людей был широкий выбор организаций, где они могут получить такие услуги», — отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. 

Компании, которые участвуют в эксперименте и занимаются социальным обслуживанием населения, предоставляют санаторно-курортное лечение, оказывают паллиативную помощь, помогают в трудоустройстве, получат государственную поддержку. 

«Импульс добра»: за развитие социального предпринимательства в России вручат премию

Общий призовой фонд премии «Импульс добра» — 2 480 000 рублей.

В России продолжается прием заявок на всероссийскую премию «Импульс добра». Ее вручают за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России. 

Ежегодная премия «Импульс добра», учрежденная фондом региональных социальных программ «Наше будущее», присуждается социальным предпринимателям, представителям общественных организаций, руководителям государственных структур и профильных ведомств, СМИ и образовательным учреждениям.

Лауреатов премии определяет общественный совет фонда «Наше будущее», в состав которого входят общественные деятели, руководители государственных и общественных организаций, представители органов исполнительной и законодательной власти. Председатель общественного совета — учредитель фонда «Наше будущее» Вагит Алекперов.

«В этом году премия отмечает свое десятилетие. За предыдущие годы к нам поступило 1 843 заявки из 81 региона России, а лауреатами стали 89 человек», — рассказала директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

Среди лауреатов премии прошлых лет — заслуженные артисты России Сергей Безруков и Константин Хабенский, социальные предприниматели Роман Аранин и Антон Кучумов, Первый канал и ТАСС.

В 2021 году премию «Импульс добра» будут присуждать в таких номинациях:

  • За личный вклад в развитие социального предпринимательства;
  • За системный подход к социальному предпринимательству;
  • За лучшую корпоративную программу по развитию социального предпринимательства;
  • За лучшую региональную программу поддержки социального предпринимательства;
  • За лучшее освещение социального предпринимательства в информационном пространстве;
  • За лучшую российскую образовательную программу в сфере социального предпринимательства;
  • За лучший импакт-проект.

Заявки для участия в премии принимают до 1 июля 2021 года на сайте. Церемония награждения победителей состоится 7 октября 2021 года в Lotte Hotel Moscow. 

Как социальные предприниматели пережили пандемию

24 марта Impact Hub Moscow представил результаты нового исследования «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии». Эксперты выяснили, как социальные предприниматели пережили кризис.

Социальные предприниматели преследуют две цели – решение общественных проблем и сохранение экономической устойчивости. Поэтому кажется, что в пандемию им было особенно трудно. Так ли это на самом деле, разбирались эксперты из Impact Hub Moscow, Высшей школы менеджмента СПбГУ, Массачусетского университета и Фонда имени Фридриха Эберта.

Кто участвовал?

В исследовании, которое проходило с июля 2020 года по январь 2021 года, участвовали социальные предприниматели и эксперты сектора из 35 регионов России. Социологи опрашивали НКО, коммерческие организации и предпринимателей с гибридной моделью работы (когда сочетается внутреннее и внешнее финансирование).

Большую часть выборки составили респонденты из социальной и образовательной сфер. Также изучали социальных предпринимателей-программистов, экологов и медиков.

Среди наиболее популярных целевых групп общественников  – люди с инвалидностью, одинокие и многодетные родители, коммерческие организации с программами корпоративной социальной ответственности (КСО) и пенсионеры.

Результаты исследования

Первый вопрос исследователей к социальным предпринимателям касался численности сотрудников организаций. Как оказалось, в период пандемии ситуация практически не изменилась: 85% опрошенных ответили, что количество персонала осталось прежним или увеличилось. Увольнения затронули только 15% респондентов. Причем в наилучшем положении оказались НКО  – только 6% из них пришлось расторгать трудовые договоры.

Пандемия коронавируса дала возможность социальным предпринимателям расширить свой географический охват: они масштабировались на всю страну, дотянулись до соседних регионов или государств. В 78% случаев это произошло благодаря цифровым инструментам и работе в режиме онлайн.

Объем внешнего и внутреннего финансирования сократился у гибридных организаций, но в целом ситуация осталась стабильной. Социальные предприниматели начали искать выход из ситуации и применять новые методы работы. А для некоторых коронакризис даже стал толчком и мотиватором.

«Из-за страха надвигающегося кризиса я поняла, что мне нужно не просто увеличить доход магазина, а сделать что-то, чтобы не потерять то, что есть. В итоге мне удалось увеличить выручку в три раза и открыть второй магазин», — рассказывает Джамиля Семененко о проекте Charity Market.

Чтобы адаптироваться к ситуации, общественники использовали самые разные стратегии, наиболее популярными оказались:

  • улучшение существующих продуктов (89%);
  • создание новых продуктов (87%);
  • оптимизация бизнес-процессов (87%);
  • повышение профессиональных компетенций команды (86%);
  • привлечение новых партнеров (85%).

Среди распространенных цифровых решений можно выделить запуск онлайн-продаж и цифровых продуктов.

«Мы придумали и развиваем цифровую систему, которая будет оценивать уровень развития ребенка, составлять для него индивидуальную программу и управлять ее воплощением», — поделилась Надежда Самойлова из центра развития и реабилитации детей «Светлый город».

Для многих социальных предпринимателей карантин оказался периодом инноваций: 28% придумали радикально новый продукт для рынка, а 47% улучшили существующие процессы. Например, мебельная фабрика «Астра» запустила инклюзивное производство мебели.

Сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая отметила, что во время пандемии выросло значение сообщества, часто проходили встречи представителей сектора. Востребованным стало и образование: социальные предприниматели ходили на просветительские мероприятия, записывались на специализированные учебные программы и занимались с наставниками. Общественники выделили области знаний, которых оказалось недостаточно и которые они планируют развивать: маркетинг и коммуникации, продуктовый дизайн, механизмы привлечения инвесторов, методы работы с госорганами и СМИ.

Оглядываясь назад, большинство респондентов положительно отзывается о периоде кризиса: они отмечают, что удалось приобрести новые знания и навыки, проявить свою креативность, начать работать эффективнее и сплотить команду. Лишь 13% социальных предпринимателей сказали, что пандемия на работу организации повлияла исключительно негативно.

«Социальные предприниматели проявили невероятную устойчивость в очень непростое время. Тому есть много причин, но главное –  это повышенная ответственность перед благополучателями и тот предпринимательский дух, который помогает им находить новые решения… Большинство социальных предпринимателей отмечает, что период пандемии –время бесценного опыта. Важно использовать этот опыт и двигаться дальше», — подвела итог одна из авторов исследования Юлия Арай.