Образовательные проекты «Норникеля» признаны одними из лучших во всем мире

Инициативы «Перемена. Начинается с тебя», LIGA IMAKE и Молодежный онлайн-форум SVET ON вошли в сборник лучших практик устойчивого развития департамента ООН.

Образовательные проекты благо­твори­тель­ной программы «Мир новых возможностей» компании «Норникель» вошли в сборник лучших практик устойчивого развития по результатам открытого конкурса ООН. 

Конкурс в начале 2021 года провел департамент ООН по экономическим и социальным вопросам. Цель мероприятия — определить передовые практики в реализации повестки устойчивого развития и выявить проекты, соответствующие целям устойчивого развития (ЦУР).

По мнению жюри конкурса, среди российских компаний одной из лучших стал «Норникель». В ООН отметили три образовательные инициативы бизнеса.

  • «Перемена. Начинается с тебя» — проект уже три года успешно реализуется в городах деятельности предприятий компании: Норильске, Дудинке, Мончегорске, Заполярном, Никеле, Чите и Газимурском заводе. У проекта пять направлений: для учителей и директоров школ, для подростков, для родителей, для активных горожан и для всех, кто интересуется образованием.
  • LIGA IMAKE — сообщество юных инженеров и ученых, проживающих в регионах присутствия компании.
  • Молодежный онлайн-форум SVET ON — форум для тех, кто готов развивать свои навыки в четырех направлениях: молодежное предпринимательство, волонтерство, перспективная наука и изобретательство, диджитал.

В ООН считают, что образовательные проекты «Норникеля» интересны для экспертного сообщества и имеют перспективу для масштабирования в европейских странах.

«Норникель» поддержит социальные проекты из Норильска и Мончегорска

Компания регулярно поддерживает российских социальных предпринимателей в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей».

Российская горно-металлургическая компания «Норникель» профинансирует два социальных бизнес-проекта, направленных на повышение качества жизни жителей Норильска и Мончегорска. Социальные предприниматели получат 2 200 000 рублей в виде беспроцентных возвратных ссуд сроком на два года.

«Норникель» поддержит:

  • детско-юношеский танцевальный зал DANCE PLACE в Норильске;
  • арт-пространство и магазин подарков ручной работы «Дари счастье» в Мончегорске.

Проекты выбрали на конкурсной основе после пятимесячного обучающего курса «Социальное предпринимательство». Всего в конкурсе участвовали 70 социальных предпринимателей, восемь проектов вышли в финал, два стали победителями. 

«Мы наблюдаем последствия пандемии: сократилось количество участников и бизнес-идей, тем не менее проработанность и качество проектов, перспективные и аргументированные бизнес-идеи, настрой социальных предпринимателей — все это говорит о том, что в регионах сформировано сообщество деятельных предпринимателей, способных предлагать реальные решения социальных проблем», — рассказал директор департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин.

«Инклюзия – это движение навстречу»: образование, культура и активный отдых для особенных людей

Инклюзия – важное направление работы НКО, она затрагивает все сферы человеческой жизни: образование, культуру, спорт и даже городскую среду.

Об инклюзивных практиках России и зарубежья поговорили эксперты некоммерческого сектора на Большой онлайн-конференции к Всемирному дню НКО. В рамках телемоста «Инклюзия вокруг нас» встретились представители Израиля, Германии, Ирландии, Финляндии и других стран.

Телемост начался со слов модератора мероприятия Юлии Прилепской, программного директора благотворительного фонда «Гольфстрим». Она отметила, что «инклюзия – это движение навстречу». Ей вторил сурдопереводчик: специалист переводил всю информацию на язык жестов, чтобы онлайн-конференция была доступна каждому.

Образование

Об инклюзивном образовании в Израиле рассказала Берта Гройсман, генеральный директор компании «Шаг в будущее». Она отметила, что 11% всех детей в израильской системе образования – это дети с особыми потребностями. Такой статус не только никак не ограничивает ребенка, но наоборот, дарит ему дополнительные возможности. Гройсман говорит, что дети с дополнительными нуждами в Израиле получают в три раза больше ресурсов, чем обычные ученики. Это играет на руку и их родителям: при такой поддержке ребенок реализует свой потенциал на все 100%. Важно еще и то, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необязательно учиться в специальных классах или школах, они могут развиваться и в коллективе своих обычных ровесников – этот выбор делают родители.

Гройсман указала, что НКО в Израиле получают большую поддержку от государства и работают с ним в партнерстве. Правительство не заинтересовано в оказании соцпомощи, но готово финансировать и помогать некоммерческим организациям, которые хотят заниматься такой работой. Тому пример НКО, которые помогают учиться особенным детям: «Алут» организует сады для детей-аутистов, а «Офек» помогает слепым детям.

Следом за Бертой Гройсман своим опытом делилась ее немецкая коллега Марианне Шардт, управляющая делами Ассоциации специальных педагогов. Она рассказала о принципах работы ассоциации и инклюзивном образовании в Германии. Шардт подчеркнула, что инклюзивное образование не ограничивается школой или институтом, а продолжается всю жизнь, лишь меняя свою форму. Если в детстве ребенок с ОВЗ нуждается в помощи логопеда и ЛФК, то взрослому человеку с особенностями развития может понадобиться профессиональная переквалификация. Марианне Шардт добавила, что Ассоциация специальных педагогов сотрудничает с НКО со всего мира, у них есть связи даже со псковскими и нижегородскими некоммерческими организациями.

От России по вопросу инклюзивного образования выступил Денис Щербаков, начальник центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере физкультуры и спорта. Он отметил, что в нашей стране инклюзивное образование развивается в тех же направлениях, что и во всем мире. Щербаков представил статистические данные и рассказал, что в последние годы возросла востребованность высшего образования среди инвалидов.

«Хотелось бы отметить те основные практики в образовании, которые действительно качественно изменяют жизнь людей с инвалидностью», — говорит Щербаков, указывая на слайд. 

Кино, театр и мультфильмы

Директор по развитию центра творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх рассказала, как важно привлекать особенных людей к искусству. В театральной школе «Инклюзиона» занимаются люди с самыми разными особенностями, и Медюх отмечает, что в центре не принято их делить: на одной сцене выступают глухие, слепые, люди с ментальными расстройствами и представители незащищенных социальных слоев. Такую позицию поддержала и Ноора Карьялайнен, художественный руководитель инклюзивного театра Ursa Minor из Финляндии. Лен Коллин, преподаватель кафедры кино и телевидения Нортумбрийского университета Ирландии, добавил, что особенные люди должны появляться на экране, и в этом отношении их нельзя ограничивать.

Автор мультимедийного проекта «Про Миру и Гошу» и директор АНО «Детям о важном» Наталья Ремиш рассказала о значимости общения родителей и детей на тему инклюзии. Ее мультик «Про Диму» помогает преодолевать барьеры в общении между обычными и особенными детьми. Ремиш отмечает, что самое важное для нее в проекте – это позитивная обратная связь от родителей (как обычных детей, так и ребят с ОВЗ).

Скриншот: мультик «Про Диму» 

Туризм и активный отдых

Об инклюзивных практиках в спорте и туризме рассказала Оксана Трапезникова, директор проекта «ЭКОтур». По ее мнению, особенных людей нужно обязательно привлекать к событийному туризму и активному отдыху. Трапезникова рассказала присутствующим об инклюзивном лагере «Ермак», который устраивает сплавы по реке Чусовой для детей с инвалидностью.

Фото: инклюзивный лагерь «Ермак» 

Инклюзия в столице и регионе

Интересными были выступления представителей столичных и региональных НКО. Как оказалось, различий в реализации инклюзивных практик в больших и малых городах немного. Представители некоммерческих организаций сталкиваются с похожими проблемами и одинаково переживают успехи.

О своем столичном опыте рассказала исполнительный директор московского фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. Организация работает в нескольких направлениях, среди них – обучение (как подопечных фонда, так и их тьюторов) и разработка гаджетов для упрощения коммуникации.

Соколова подчеркивает, что особый интерес широкой общественности вызвали такие проекты «Со-единения»:

  • совместный проект фонда и Государственного исторического музея в Москве по созданию доступной среды: в музее можно увидеть тактильные копии экспонатов, которые доступны людям с ОВЗ (их можно даже потрогать!);
  • интерактивный фантастический сериал про слепоглухого.

Скриншот: «Со-единение»

Представителем региональных НКО стала директор и учредитель благотворительного фонда «Наши Дети 56» Наталья Толмачева. Она рассказала об инклюзивных проектах Оренбурга.

  • Детский инклюзивный центр «Капитошка» – это развивающий образовательный проект для детей с ОВЗ от 2 до 7 лет. Центр сотрудничал с санаторием «Дубовая роща», где особенные дети получали медуслуги.

«Утром – медицинские процедуры, после обеда – занятия с педагогами «Капитошки», – рассказывает Толмачева. В инклюзивном центре дети занимались песочной и арт-терапией, ходили на йогу и музыкальные занятия, ездили в конный клуб. Толмачева добавляет, что сейчас проект закрыт из-за финансовых трудностей: родители детей с ОВЗ на первое место ставят медицинскую реабилитацию, поэтому не готовы платить за развивающие мероприятия, которые предлагала «Капитошка».

  • «Научим 56» – это проект волонтерского центра Оренбургского пединститута. 
  • Добровольцы проводили занятия для воспитанников клуба «Незабудки» – детей с аутизмом и ЗПР.
  • «Прикосновение» – диаконический центр, который проводит летние инклюзивные лагеря, праздники, концерты и конкурсы для детей и взрослых с особенностями развития.
  • «Преодоление» – форум, который создает инклюзивные пространства и поддерживает талантливую молодежь.

Толмачева с сожалением подчеркнула, что на сегодняшний день все инклюзивные мероприятия Оренбурга носят творческий и досуговый характер. Говорить о чем-то серьезном пока не получается: дети и взрослые все еще не готовы полностью принимать людей с ОВЗ.