В России появился сайт с грантовыми конкурсами для региональных НКО

Сейчас платформой могут пользоваться общественники из 43 регионов России.

Фонд президентских грантов (ФПГ) запустил платформу «Гранты.рф». На сайте публикуют информацию обо всех региональных грантовых конкурсах, которые софинансирует ФПГ. 

Сейчас на «Гранты.рф» можно найти информацию о конкурсах в 43 регионах, но список дополняется. Как рассказали авторы проекта, будет расширяться и функционал сайта. Он станет удобным как для НКО, так и для грантовых операторов.

На платформе содержится вся информация о грантовых конкурсах, в том числе

  • общее описание;
  • данные организатора;
  • этапы проведения;
  • направления поддержки;
  • ограничения по размеру запрашиваемого гранта;
  • требования к участникам;
  • официальные документы.

На сайте можно посмотреть данные о конкурсах, которые активны, завершены, находятся в стадии запуска или оценки заявок. Среди активных конкурсов — Грант губернатора Ленинградской области, Конкурсный отбор для предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Нижегородской области для СО НКО, Первый в 2021 году грантовый конкурс Государственного комитета молодежной политики Республики Крым. С полным списком можно ознакомиться здесь

Одновременно с запуском платформы появилась и тематическая группа ВКонтакте. За открытием грантовых конкурсов в своем регионе НКО могут следить в соцсети.

Правила приема заявок на конкурс грантов мэра Москвы в 2021 году

25 мая для некоммерческих организаций открылся прием заявок на конкурс грантов мэра Москвы. В этом году организаторы ввели несколько новшеств.

О требованиях к участникам, номинациях и сроках проведения грантового конкурса рассказала начальник отдела добровольческой деятельности и поддержки благотворительных организаций комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы Дарья Веселова. 26 мая она выступила на образовательной площадке «НКО Лаб». 

Сроки проведения конкурса

Веселова рассказала, что в этом году некоммерческим организациям стоит обратить внимание на нестандартные сроки проведения конкурса. Принимать заявки на участие организаторы начали 25 мая, а крайний срок подачи проекта на конкурс — 24 июня. НКО, желающие получить финансовую поддержку на реализацию своих соцпроектов, должны успеть подать заявку до 15:00, а не до 23:59, как это было раньше.

Кто может участвовать

В 2021 году в конкурсе грантов мэра Москвы могут участвовать две категории некоммерческих организаций, отметила спикер. 

  • Молодые НКО, зарегистрированные не меньше, чем полгода назад. Они могут рассчитывать на грант до 500 000 рублей. Опыт реализации соцпроектов для таких участников необязателен, нет требований и по софинансированию инициатив. 
  • Опытные НКО, зарегистрированные больше года назад. Максимальный размер гранта для таких организаций — 5 000 000 рублей. Общественники должны продемонстрировать опыт реализации социальных инициатив или получения грантов, а также предоставить собственные ресурсы для софинансирования проекта.

Все участники конкурса должны быть зарегистрированы как юрлицо и налогоплательщик в Москве, работать в столице. Веселова подчеркивает, что обязательное условие — отсутствие налоговых задолженностей и нарушений по ранее заключенным договорам на получение грантов. Среди учредителей НКО не может быть политических партий. 

Номинации конкурса

Некоммерческие организации могут подавать проекты в 12 номинациях, сообщила эксперт.

Требования к заявке

Веселова пояснила, что заявка на конкурс грантов мэра Москвы должна состоять из шести обязательных разделов.

В заявление на участие в конкурсе надо корректно вписать все данные НКО, в том числе полное название организации и ее адрес. Эксперт советует несколько раз перепроверить заявление, чтобы не допустить ошибок, из-за которых заявку на конкурс не примут по формальным признакам. 

Устав НКО должен быть скопирован в полном объеме (а не только первая и последняя страницы), на документе обязательно должна быть печать Минюста. Спикер отметила, что при оценке проекта эксперты обращают внимание на то, соответствует ли инициатива прописанной в уставе миссии организации. 

Заполняя согласие на обработку персональных данных, важно убедиться, что в документ включены все члены команды соцпроекта, должны быть все подписи. Если организация оказывает специфические услуги (например, образовательные или медицинские), то нужно приложить копии лицензий и патентов, которые разрешают осуществление такой деятельности. 

Еще нужно гарантийное письмо о соответствии НКО требованиям, которые организация предъявляет к участникам конкурса. Самая главная часть заявки — это составленный по всем правилам социальный проект НКО.

Веселова добавила, что комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы может запросить у НКО выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и справку из налогового органа об отсутствии задолженностей. По желанию эти документы участник конкурса может предоставить самостоятельно. 

Как описывать свой проект

Эксперт рассказала, что описание проекта в заявке на конкурс грантов мэра Москвы должно быть четко и понятно структурировано. Вся информация делится на пять разделов.

«Общие сведения о проекте» — самый короткий раздел. Здесь надо прописать наименование НКО, номинацию конкурса, в рамках которой подается заявка, название проекта и его краткое описание.

«В названии проекта мы рекомендуем не указывать профессиональных терминов, аббревиатур, иностранных слов. Название должно быть ярким, кратким и четко отображать смысл проекта. Идеально, когда эксперт, увидев название проекта, понимает, о чем он», — отметила Веселова.

Эксперт советует хорошо подумать над кратким описанием проекта. В случае победы НКО на конкурсе текст описания будет опубликован, поэтому он должен быть грамотным и корректным. 

«Описание проекта» — следующий раздел. В нем нужно рассказать о проблеме, которую решает социальная инициатива, и доказать ее актуальность. Веселова посоветовала делать это через статистические данные и опросы целевой аудитории (ЦА). 

Еще в разделе нужно подробно описать ЦА (указать ее гендерный и возрастной состав, социальный статус благополучателей), определить территорию реализации проекта (это может быть вся Москва, несколько округов города или один район), отметить сроки (гранты мэра Москвы предоставляют инициативам, которые будут работать в период с 1 января по 31 декабря 2022 года).

Здесь же рассказывают о целях и задачах проекта. Цель, по мнению Веселовой, следует ставить по методу SMART. Это значит, что она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по срокам. А задачи проекта — это «раскладка цели на конкретные пункты», считает спикер.

«Задачи — это препятствия между проблемой и целью. Очень важно при формулировке задачи придерживаться правила: решение всех перечисленных задач обязательно должно привести к достижению поставленной цели», — рассказала Веселова.

Ожидаемые результаты, которые тоже нужно указать в заявке, подразделяются на качественные и количественные. Есть четыре обязательных количественных показателя: количество благополучателей, количество вовлеченных в проект жителей Москвы, количество запланированных мероприятий и количество публикаций о проекте. Качественные результаты показывают, что изменится в жизни ЦА после реализации инициативы.

В описании проекта важно отметить его устойчивость и перспективы развития. Социальная инициатива должна развиваться и после того, как закончатся грантовые деньги на ее реализацию. Следующий пункт — уникальность. Веселова отмечает, что уникальной может быть не сама идея, а методика реализации проекта или подход к решению проблемы.

Об опыте организации и имеющихся ресурсах для софинансирования инициативы в разделе «Описание проекта» пишут только те НКО, которые претендуют на грант до 5 000 000 рублей и работают больше года. В качестве ресурсов НКО может использовать не только деньги, но и труд волонтеров (тогда нужно прописать функциональную роль добровольцев и их количество), имущество (помещения или оборудование, которое уже есть у организации), а также партнерскую поддержку (она может быть финансовой, имущественной, информационной). Все ресурсы нужно обязательно подтверждать документально. 

«Команда проекта» — это раздел, в котором надо поименно перечислить всех участников, описать их роль и функциональные обязанности внутри проекта, рассказать про образование и опыт работы в сфере. 

«Календарный план» должен включать в себя наименование и формат запланированных мероприятий, количество участников, дату проведения. Надо кратко описать каждое мероприятие и объяснить его значение для реализации проекта. 

«Смета проекта» включает в себя шесть пунктов: 

  • расходы на оплату труда штатных сотрудников, задействованных в реализации проекта (включая НДФЛ);
  • расходы на оплату услуг по гражданско-правовым договорам с физическими лицами, задействованными в реализации проекта (включая НДФЛ);
  • расходы на оплату страховых взносов во внебюджетные фонды Москвы;
  • затраты на оплату товаров и расходных материалов для мероприятий проекта;
  • затраты на оплату аренды помещений и оборудования;
  • расходы на оплату услуг сторонних организаций, ИП и самозанятых граждан.

На первые три пункта сметы не должно приходиться больше 30% бюджета проекта, подчеркивает Веселова.

Фонд Владимира Потанина стал первым в рейтинге благотворительных фондов российских бизнесменов

За ним следует фонд Елены и Геннадия Тимченко, тройку замыкает фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова.

Журнал Forbes опубликовал третий рейтинг двадцати благотворительных фондов богатейших российских бизнесменов. Его возглавил фонд Владимира Потанина.

В рейтинг вошли только частные фонды, которые учредили и минимум на 50% финансируют участники списка богатейших бизнесменов Forbes. В список не вошли фонды, которые финансируют только один проект и не ведут программной деятельности. Рейтинг складывается из двух показателей – экспертной оценки работы фонда и его бюджета. В экспертной оценке использовали четыре критерия: системность, эффективность управления, прозрачность, наличие грантовых конкурсов.

20 лучших благотворительных фондов российских бизнесменов

  • Благотворительный фонд Владимира Потанина (бюджет: 1 012 миллионов рублей);
  • Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко (бюджет: 1 070 миллионов рублей);
  • Фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова (бюджет: 1 448 миллионов рублей);
  • Фонд «Базис», донор — Олег Дерипаска (бюджет: 214 миллионов рублей);
  • Фонд «Абсолют-Помощь» Александра Светакова и партнеров (бюджет: 337 миллионов рублей);
  • Фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова (бюджет: 539 миллионов рублей);
  • Фонд «Сафмар» Михаила Гуцериева (бюджет: 2 413 миллионов рублей);
  • Благотворительный фонд Михаила Прохорова (бюджет: 328 миллионов рублей);
  • «Рыбаков Фонд» Игоря Рыбакова (бюджет: 365 миллионов рублей); 
  • Фонд «Острова» Сергея Адоньева (бюджет: 33 миллиона рублей);
  • Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело», донор — Олег Дерипаска (бюджет: 528 миллионов рублей);
  • Фонд «Агат» Сергея Попова (бюджет: 41 миллион рублей);
  • Фонд «Хамовники» Александра Клячина (бюджет: 21 миллион рублей);
  • Фонд Андрея Мельниченко (бюджет: 282 миллиона рублей);
  • Фонд «Дар» Никиты Мишина (бюджет: 364 миллиона рублей);
  • Благотворительный фонд «Свет» Александра Светакова (бюджет: 43 миллиона рублей);
  • Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева (бюджет: 25 миллионов рублей); 
  • Фонд «За будущее фехтования» Алишера Усманова (бюджет: 144 миллиона рублей);
  • Фонд «Школы мира» Рубена Варданяна (бюджет: 181 миллион рублей); 
  • Фонд «Ноосфера» Елена Батуриной (бюджет: 27 миллионов рублей).